Внимание в молитве

Аудио-версия статьи

***

Внима́ние во время молитвы — скон­цен­три­ро­ван­ность, сосре­до­то­чен­ность моля­ще­гося на адре­сате и пред­мете молитвы, собран­ность (нерас­се­ян­ность) ума, все­цело сосре­до­то­чен­ного на обра­ще­нии к Богу.

Во время молитвы ум не должен рас­се­и­ваться, блуж­дать, под­вер­гаться меч­та­ниям. Вни­ма­ние должно быть направ­лено на Того, к Кому обра­щена молитва, на внут­рен­ний смысл чита­е­мых (про­из­но­си­мых, про­го­ва­ри­ва­е­мых «про себя») слов. Во время молитвы чело­век может под­верг­нуться испы­та­нию – борьбе с иску­ше­ни­ями со сто­роны падших духов, «пад­шего чело­ве­че­ского есте­ства», воз­буж­да­ю­щих раз­ного рода гре­хов­ные помыслы, гре­хов­ные стра­сти.

Высшая сте­пень духов­ного вни­ма­ния — трез­ве­ние – состо­я­ние непре­рыв­ного духов­ного вни­ма­ния, через кото­рое можно, несмотря на суету и шум внеш­него мира, услы­шать глас Божий.

***

Необ­хо­ди­мость вни­ма­ния в молитве

Рас­се­ян­ность на молитве очень ярко сви­де­тель­ствует о нашей ото­рван­но­сти от Бога. Можем мы себе пред­ста­вить рас­се­ян­ность при встрече с главой госу­дар­ства, пат­ри­ар­хом, извест­ным чело­ве­ком?

Молитва – это личное обра­ще­ние, а не чтение текста. Бог знал этот текст ещё до того, как мы роди­лись.

Если мы не слу­шаем себя сами, во время молитвы, думая о сует­ном, то почему рас­счи­ты­ваем, что нас будет слу­шать Бог? Невни­ма­тель­ная молитва – лице­ме­рие перед Богом: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко от Меня» (Мк.7:6).

При­чины рас­се­ян­но­сти на молитве

  1. Небреж­ное отно­ше­ние к молитве. Сосре­до­та­чи­ва­емся мы на том, что нам важно. О чём думаем на молитве, то и явля­ется куми­ром, засло­ня­ю­щим Бога.
  2. Непо­нят­ность текста. Она бывает от непо­нят­но­сти цер­ков­но­сла­вян­ского языка и от непо­нят­но­сти исполь­зу­е­мых в молит­во­сло­виях обра­зов.
  3. Воз­дей­ствие падших духов. Один из мона­хов-пустын­ни­ков гово­рил: «Когда диавол видит, что мы молимся и ста­ра­емся пол­но­стью отдаться молитве, он пыта­ется вся­че­ски отвлечь наше вни­ма­ние. Он очень изво­рот­лив и хитер и для дости­же­ния своих ковар­ных целей исполь­зует те мысли, темы и пере­жи­ва­ния, кото­рые осо­бенно бес­по­коят нас. Он бьет нас по осо­бенно чув­стви­тель­ным, слабым местам, зарож­дает пороч­ные мысли, вся­че­ски раз­жи­гает их в нашем созна­нии… По тем мыслям, кото­рые обычно при­хо­дят к нам при молитве, мы можем узнать наши слабые места, дей­ству­ю­щие внутри нас стра­сти, и против них должны мы напра­вить наши усилия».
  4. Несо­раз­мер­ность пра­вила духов­ным силам. В молит­во­сло­вах обычно пуб­ли­куют полное молит­вен­ное пра­вило, рас­счи­тан­ное на мона­хов и духовно опыт­ных мирян. Однако тем, кто только начи­нает испол­нять молит­вен­ное пра­вило, трудно сразу начать читать его всё цели­ком. Обычно духов­ники сове­туют начи­нать с несколь­ких молитв, и затем, раз в одну-две недели добав­лять к пра­вилу по одной молитве, чтобы навык читать всё пра­вило цели­ком выра­бо­тался посте­пенно и есте­ственно.
  5. Сла­бость воли. Тре­бу­ется вос­пи­ты­вать, тре­ни­ро­вать волю, при­ла­гать еже­днев­ное усилие. Этому может помочь изу­че­ние опыта подвиж­ни­ков.
  6. Пси­хо­ло­ги­че­ские фак­торы: уста­лость, рас­се­ян­ность — неуме­ние кон­цен­три­ро­вать ум на дли­тель­ное время.

Для того чтобы выспаться, реко­мен­ду­ется ложиться спать не в тот день, когда нужно вста­вать.

Сла­га­е­мые вни­ма­тель­ной молитвы

Вни­ма­тель­ная молитва явля­ется даром Божьим тому, кто про­яв­ляет усер­дие в её при­об­ре­те­нии. Молитва даётся моля­ще­муся.

Наша молитва отра­жает наше внут­рен­нее состо­я­ние. Тре­бу­ется избе­гать мно­го­за­бот­ли­во­сти, засо­ре­ния памяти и вооб­ра­же­ния лишней инфор­ма­цией — глав­ным врагом молитвы в совре­мен­ном мире.

Фак­то­рами, спо­соб­ству­ю­щими кон­цен­тра­ции вни­ма­ния, явля­ются также потреб­ность, инте­рес, пра­виль­ный настрой.

Реко­мен­да­ции по обре­те­нию вни­ма­ния во время молитвы

  1. Под­го­товка, обре­те­ние внут­рен­ней тишины. Реко­мен­да­ция в начале молит­во­слова: Встав от сна, прежде вся­кого дру­гого заня­тия, бла­го­го­вейно пред­став­ляя себя пред Все­выш­ним Богом… Немного помедли, чтобы все чув­ства твои пришли в тишину и мысли оста­вили все земное, и тогда про­из­носи молитвы без поспеш­но­сти, со вни­ма­нием сер­деч­ным.
  2. Время молитвы. Богу нужно отда­вать лучшее (в т.ч. и время), а не вста­вать на молитву в край­ней уста­ло­сти и рас­се­ян­но­сти.
    Утром при­нято молиться до зав­трака. Хорошо перед этим про­чи­тать хотя бы одну главу из Еван­ге­лия.
    Вечер­нее пра­вило можно раз­де­лить на две части (первая закан­чи­ва­ется отпу­стом — Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пре­чи­стыя Твоея Матери, пре­по­доб­ных и бого­нос­ных отец…), прочтя вторую перед самым сном.
  3. Внеш­ние усло­вия. Сле­дует отклю­чать звук теле­фона, жела­тельно закры­вать дверь в поме­ще­ние, когда молишься. На одежду сле­дует обра­тить вни­ма­ние, акку­рат­ная одежда дис­ци­пли­ни­рует, спо­соб­ствует сосре­до­то­чен­но­сти.
  4. Непо­нят­ность текста молит­во­сло­вий. При непо­нят­но­сти текста сле­дует поль­зо­ваться тол­ко­вым молит­во­сло­вом.
  5. Если во время чтения молитв пришли посто­рон­ние помыслы, то воз­можно:
    — оста­но­виться и начать читать молитву заново, уже с долж­ным вни­ма­нием (не сле­дует зло­упо­треб­лять этим пра­ви­лом, чтобы не надо­рваться);
    — засечь время по будиль­нику и не обра­щать вни­ма­ния на коли­че­ство молитв.
    Нужно пом­нить, что самые бла­го­че­сти­вые поводы отвлечься – от лука­вого. Помыслы нужно отго­нять как лета­ю­щих мошек, без сомне­ния. Молитва – это время сугу­бой духов­ной борьбы.
    После потери вни­ма­ния можно взы­вать к Богу «Гос­поди, научи меня вни­ма­тельно молиться».
  6. Про­пу­щен­ное пра­вило не сле­дует после вычи­ты­вать задним числом, для сми­ре­ния полез­нее пока­яться в этом. Такой совет дает прп. Амвро­сий Оптин­ский.
  7. Про­из­но­ше­ние молитв. Тре­бу­ется чётко и не спеша про­из­но­сить слова цели­ком, не про­гла­ты­вая окон­ча­ний; не тара­то­рить; делать паузы между пред­ло­же­ни­ями и между молит­вами. Очень помо­гает вни­ма­нию чтение молитв нарас­пев.
    Жела­тельно и пра­вильно молитву тво­рить вслух и не тихо. Когда молитва тво­рится вслух, она задей­ствует не только наши рече­вые рецеп­торы, но и слух. От такой молитвы слож­нее отвлечься.
    Для уси­ле­ния вни­ма­ния полезно про­из­но­сить неко­то­рые фразы или слова молит­во­сло­вий дважды или даже неcколько раз.
  8. Земные поклоны – молитва тела – их нужно делать по воз­мож­но­сти часто. Мы сде­лаем во время пра­вила 10 покло­нов и удив­ля­емся, что молитва у нас невни­ма­тель­ная. Если сде­лаем 100, то вни­ма­ние заметно улуч­шится. Это хоро­ший способ тре­ни­ровки вни­ма­ния, запо­ми­на­ния молитв (память тела) и заботе о здо­ро­вье тела. Заду­мался – сделай поклон. Подвиж­ники в пожи­лом воз­расте даже верёвку к полу при­де­лы­вали, чтобы силой рук можно было вста­вать.
  9. Помощь святых. Про­сите автора молитвы или Ангела Хра­ни­теля укре­пить вас в молитве или молиться вместе с вами.

Тре­ни­ровка вни­ма­ния обычно начи­нает давать плоды через несколько меся­цев. 

***

митр. Сурож­ский Анто­ний

Мой духов­ный отец мне сове­то­вал так читать утpен­ние или вечеp­ние молитвы: стал, помол­чал, пpед­стал пеpед Богом, пеpекpе­стился: Во имя Отца и Сына и Свя­того Духа, – не в свое имя и не pади себя самого, а во имя Божие и pади Него. Потом пpочти пеpвую фpазу молитвы, помолчи мгно­ве­ние, совеpши земной поклон и повтоpи ее, помолчи мгно­ве­ние и повтоpи ее еще pаз; тогда пеpе­ходи на сле­ду­ю­щую фpазу. Это значит, что утpен­ние или вечеp­ние молитвы (с покло­нами) зани­мают пpи­б­ли­зи­тельно два часа с поло­ви­ной, – но они дохо­дят.

Они дохо­дят, потому что ты услы­шишь те же слова тpи pаза и заста­вишь свое тело покло­ниться и вос­стать. Конечно, дойдут, сколько воз­можно, в пpе­де­лах твоей глу­бины.

Молись так, чтобы сеpдце на них отве­чало, а если не отве­чает, оста­но­вись, скажи: Гос­поди, пpости! я сказал святые слова, а до меня они не дошли… — и поду­май, почему. Если тебе пока­жется, что знаешь пpи­чину, скажи: Гос­поди, я не могу про­из­не­сти “оставь долги мои, как я остав­ляю”, потому что у меня в душе гоpечь, злоба, нена­висть, непpо­ще­ние. Пpости!.. Хочу пpо­стить – не могу; помоги моей немощи!..

***

преп. Паисий Свя­то­го­рец

«Как же ты про­чув­ству­ешь молитву, когда непо­сред­ственно перед этим несколько часов сидел у теле­ви­зора, погло­щал разную инфор­ма­цию, а выклю­чив теле­ви­зор, тотчас же при­сту­пил к молитве? Хорошо было бы вообще не смот­реть теле­ви­зор, но если все же смот­ришь, то, выклю­чив его, сна­чала согрей свое сердце, прочти главу из Свя­щен­ного Писа­ния или из тво­ре­ния отцов с тем, чтобы посте­пенно ока­заться в месте молитвы (гото­вым к молитве). Только тогда про­чув­ству­ешь молитву. Загру­жен­ный про­бле­мами, с ледя­ным серд­цем, не смо­жешь бесе­до­вать с Гос­по­дом: впе­чат­ле­ния дня будут мешать тебе».

***

свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

«Досто­ин­ство молитвы состоит един­ственно в каче­стве, а не в коли­че­стве. Тогда похвально коли­че­ство, когда оно при­во­дит к каче­ству… Каче­ство истин­ной молитвы состоит в том, что ум во время молитвы нахо­дится во вни­ма­нии, а сердце сочув­ствует уму.

Надо пом­нить, что сущ­ность молит­вен­ного подвига заклю­ча­ется не в коли­че­стве про­чи­тан­ных молит­во­сло­вий, а в том, чтобы про­чи­тан­ное было про­чи­тано со вни­ма­нием, при сочув­ствии сердца.

Молитва нуж­да­ется в неот­луч­ном сопри­сут­ствии и содей­ствии вни­ма­ния. При вни­ма­нии молитва состав­ляет неотъ­ем­ле­мую соб­ствен­ность моля­ще­гося, при отсут­ствии вни­ма­ния она чужда моля­ще­муся».

«Необ­хо­димо во время молитвы заклю­чать ум в слова молитвы, отвер­гая без раз­бора всякий помы­сел – и явно гре­хов­ный, и пра­вед­ный по наруж­но­сти.

Про­из­нося слова молитвы неспешно, не поз­во­ляй уму ски­таться повсюду, но затво­ряй его в словах молитвы».

***

свт. Иоанн Зла­то­уст

«Молиться надо так, чтобы ум был все­цело собран и напря­жен. И если ты сам не слы­шишь своей молитвы (по рас­се­ян­но­сти), как же ты хочешь, чтобы Бог услы­шал ее? Во время молитвы мы можем удер­жи­вать вни­ма­ние, если будем пом­нить, с Кем бесе­дуем, если будем пред­став­лять, что при­но­сим духов­ную жертву».

***

прп. Нико­дим Свя­то­го­рец

По учению Отцов, вни­ма­ние ума при молитве надо направ­лять не на то, чтобы каким-то своим уси­лием пред­став­лять (меч­тать, вооб­ра­жать) себе Боже­ствен­ный мир. Это будет потуга вооб­ра­же­ния, про­ти­во­по­лож­ного вни­ма­нию, и дер­зость, недо­пу­сти­мая в молитве.

«Знай, что как Бог есть вне всех чувств и всего чув­ствен­ного, вне вся­кого вида, цвета, меры и места, есть совер­шенно безóбра­зен и без­ви­ден, и хотя везде есть, но есть пре­выше всего; то Он есть и вне вся­кого вооб­ра­же­ния… Отсюда само собою сле­дует, что вооб­ра­же­ние есть такая сила души, кото­рая по при­роде своей не имеет спо­соб­но­сти пре­бы­вать в обла­сти еди­не­ния с Богом».

***

архим. Рафаил (Каре­лин)

После гре­хо­па­де­ния у нас про­изо­шло рас­чле­не­ние и рас­па­де­ние сил души; собрать воедино их может только бла­го­дать Божия. Поэтому вни­ма­тель­ность в молитве зави­сит во многом от всей нашей жизни – насколько мы стре­мимся стя­жать бла­го­дать; а молитва в этом отно­ше­нии явля­ется отра­же­нием нашего духов­ного состо­я­ния.

***

прп. Вар­со­но­фий Оптин­ский

Первый от Гос­пода дар в молитве – вни­ма­ние, т.е. когда ум может дер­жаться в словах молитвы, не раз­вле­ка­ясь помыс­лами. Но при такой вни­ма­тель­ной не раз­вле­ка­тель­ной молитве сердце еще молчит. В этом-то и дело, что у нас чув­ства и мысли разъ­еди­нены, нет в них согла­сия. Таким обра­зом, первая молитва, первый дар есть молитва не раз­вле­ка­тель­ная. Вторая молитва, второй дар – это внут­рен­няя молитва, т.е. когда мысли и чув­ства в согла­сии направ­лены к Богу.

Молиться о даро­ва­нии молитвы вни­ма­тель­ной можно, но молиться о даро­ва­нии высо­ких молит­вен­ных состо­я­ний, я пола­гаю, погре­ши­тельно. Это надо все­цело пред­ста­вить Богу.

***

свт. Феофан Затвор­ник

“Выпол­няя свое пра­вило, не то имейте в мысли, чтобы только вычи­тать все поло­жен­ное, а чтобы в душе воз­бу­дить и укре­пить молит­вен­ное дви­же­ние; – чтобы это полу­ча­лось:

  1. нико­гда спешно не читайте, а читайте будто нарас­пев, близко к тому. В древ­но­сти все чита­е­мые молитвы бра­лись из псал­мов. Но нигде не встре­чаю слова: читать, а везде петь.
  2. Во всякое слово вни­кайте и не мысль только чита­е­мого вос­про­из­во­дите в созна­нии, но и чув­ство соот­вет­ствен­ное воз­буж­дайте.
  3. Чтоб под­сечь позыв на спеш­ное чтение, поло­жите не то и то вычи­тать, а про­сто­ять на чита­тель­ном молит­во­сло­вии чет­верть часа, пол­часа, час, сколько обычно выста­и­ва­ете, и затем не заботь­тесь, что сколько про­чи­та­ете молитв, – а как пришло время, если нет охоты стоять далее, пере­ста­вайте читать.
  4. Поло­жив это, на часы, однако ж, не посмат­ри­вайте, а так ста­но­ви­тесь, чтоб стоять без конца: мысль и не будет забе­гать вперед.
  5. Чтоб пособ­ство­вать дви­же­нию молит­вен­ных чувств, в сво­бод­ное время пере­чи­тайте и пере­ду­майте все молитвы, кото­рые входят в ваше пра­вило, – и пере­чув­ствуйте их, чтобы когда на пра­виле ста­нете их читать, и знать напе­ред, какое чув­ство должно быть воз­буж­да­емо в сердце.
  6. Нико­гда не читайте без пере­рыва молитвы, а всегда пре­ры­вайте их сво­е­лич­ною молит­вою с покло­нами, в сере­дине ли молитв при­дется это сде­лать, или в конце. Как только вспа­дет что на сердце, тотчас оста­нав­ли­вай­тесь читать и кла­дите поклоны. Это послед­нее пра­вильце – самое нужное и самое необ­хо­ди­мое для вос­пи­та­ния духа молит­вен­ного. Если иногда какое чув­ство займет очень, вы и будьте с ним и кла­дите поклоны, а чита­ние бросьте, так до самого конца поло­жен­ного вре­мени.

Молитвы тво­рите не утром только и вече­ром, а и днем поча­сту кла­дите по нескольку покло­нов без уста­нов­ле­ний на то часов.

Озна­чен­ное в 5‑м и 6‑м пункте сде­лайте пред­ва­ри­тельно для одних утрен­них и наноч­ных молитв. Может быть, больше их и не ока­жется нужным читать другое что”.

***

про­то­и­е­рей Андрей Лоргус

Когда мы молимся, мы ста­ра­емся сосре­до­то­читься, и эта задача пси­хо­ло­ги­че­ски очень слож­ная. Многие жалу­ются часто, что во время молитвы мысли раз­бе­га­ются, вни­ма­ние трудно удер­жи­вать на пред­мете молитвы — бук­вально через несколько слов вни­ма­ние начи­нает отвле­каться на другие пред­меты. И дей­стви­тельно, молитва это слож­ней­ший пси­хо­ло­ги­че­ский навык. Это внут­рен­нее слово, кото­рое очень близко по своему харак­теру по своему про­цессу на про­цесс мыш­ле­ния. Но внут­рен­нее слово отли­ча­ется. Оно отли­ча­ется прежде всего тем, что оно гораздо ско­ро­теч­нее, чем слово внеш­нее, слово фоне­ти­че­ское, зву­ко­вая речь. И поэтому одна из задач духов­ного дела­ния, молитвы — это овла­деть своим внут­рен­ним словом. Без этого, пожа­луй, и научиться молитве-то невоз­можно до тех пор, пока мы не овла­де­ваем своим внут­рен­ним словом своей внут­рен­ней речью.

Для подвиж­ни­ков, кото­рые учи­лись молитве, кото­рые осво­или то вели­кое дости­же­ние пра­во­слав­ного аске­тизма, кото­рое назы­ва­ется «умное дела­ние», овла­де­ние молит­вой было, пожа­луй, самым глав­ным досто­ин­ством, глав­ным пред­ме­том их аске­ти­че­ских трудов. И от этого опыта нам доста­лись, как и учение о молитве, нам доста­лось очень много поуче­ний о том, как молитву Иису­сову совер­шить нужно в уме своем. В том числе и в нашем обыч­ном молит­во­слове есть следы этого аске­ти­че­ского опыта. Именно следы, потому что это всего лишь несколько фраз, кото­рые, кто откры­вал утрен­нее пра­вило молит­вен­ное Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, конечно же, знает. Вот эти фразы:

«Вос­став от сна, прежде вся­кого дру­гого дела, встань бла­го­го­вейно, пред­став­ляя себя пред Все­ви­дя­щим Богом и совер­шая крест­ное зна­ме­ние, про­из­неси: во Имя Отца и Сына и Свя­таго Духа. Аминь». Затем немного подо­жди, пока все чув­ства твои придут в тишину и мысли твои не оста­вят всё земное, и тогда про­из­неси сле­ду­ю­щие молитвы без поспеш­но­сти и со вни­ма­нием сер­деч­ным».

Посмот­рите: это всего лишь две фразы. Но как много в них опыта, кото­рый каждый из нас может иметь в виду и попы­таться себе его при­сво­ить.

Но прежде всего: что такое «бла­го­го­вейно стать?» Конечно же, речь идет не только о телес­ной позе — ведь можно же молиться сидя, можно молиться даже и лежа, если здо­ро­вье не поз­во­ляет стоять. Но ведь и сидя­щий и лежа­щий чело­век может стоять бла­го­го­вейно. Не в том смысле, что только пред­став­лять себя сто­я­щим, но пере­жи­вать тот опыт, кото­рый испы­ты­вает чело­век, кото­рый стоит. И не просто стоит, а стоит, как здесь ска­зано, «пред Все­ви­дя­щим Богом». Все­ви­дя­щий Бог видит нас всяких. И это Его воля – видеть нас в любой момент нашей жизни. Это Его воля — быть перед нами. А наша воля – быть перед Ним. Мы можем об этом не знать, но Бог рядом. А вот в молитве нам нужно пред­стать перед Богом. Это срав­нить можно с тем, как если путник, совер­шая длин­ное путе­ше­ствие, вос­хо­дит на вер­шину горы, где нахо­дится некий храм — свя­ти­лище Богу. Вот он под­ни­ма­ется, он идет, он еще далек от того места, где он будет стоять перед святым алта­рем. Он далек, он должен только подойти к этому месту.

Так и чело­век, встав­ший от сна, проснув­шийся утром — он как бы под­ни­ма­ется в гору. Подъем этот труден. Очень трудно спро­со­нок сразу же ока­заться трез­вен­ным и бодр­ству­ю­щим, как это под­ра­зу­ме­ва­ется в аске­ти­че­ском пра­виле. Трудно очень тотчас же собрать и свое зрение, и свой слух, и свою речь, и сде­лать ее настолько собран­ной, сосре­до­то­чен­ной, точной, целе­устрем­лен­ной после сна – должно пройти время. А молит­вен­ное пра­вило под­ра­зу­ме­вает, что «прежде вся­кого дела». Но какого дела? Прежде, чем заняться какими-то делами, звон­ками, прежде чем отпра­виться к ком­пью­теру и посмот­реть, что изме­ни­лось в ново­стях в мире за ночь, или какие письма были напи­саны, или какие строчки за ночь появи­лись в «Фейс­буке»; прежде того, чтобы отпра­виться по делам, прежде того, чтобы сесть раз­би­раться с кни­гами, или начать свой рабо­чий день, или взяться за метлу, или взяться за мытье посуды. Но, несо­мненно, здесь допу­стимы такие дела, кото­рые бы спо­соб­ство­вали трез­ве­нию и бодр­ство­ва­нию.

Я думаю, что для совре­мен­ного чело­века очень важно перед тем, как он вста­нет на молитву, умыть лицо, умыть руки, про­мыть глаза — а может быть, даже и при­нять горя­чий душ (может быть, кто-то и холод­ный). И это спо­соб­ствует бодр­ство­ва­нию, и это нужно для молитвы. Я знаю: суще­ствует прак­тика молиться до утрен­них своих душа или умы­ва­ния. Но кому-то – кому трудно проснуться сразу и стать таким бодрым, – кому-то потребно такое водное омо­ве­ние. И тогда будет хорошо – если умыть лицо и руки, а может быть, и при­нять горя­чий душ.

Иными сло­вами, для молитвы чело­век уже должен быть готов — как тот самый путник, кото­рый взби­ра­ется на вер­шину где стоит свя­ти­лище, он должен встать, он должен дойти до того места, где он вста­нет перед самим алта­рем, перед Богом – перед Все­ви­дя­щим Богом. Вот это наше утрен­нее про­сы­па­ние  озна­чает дойти, встать пред Все­ви­дя­щим Богом. «Встать внут­ренне» — это озна­чает встать лицом к лицу, ощу­тить себя перед Богом. Как это — «перед Богом?» – Один на один. Без посред­ника. Не в храме — перед Богом, Кото­рого никто нико­гда не видел. Я думаю, что это не только загадка — молитва, это и вели­чай­ший подвиг — молитва. Я думаю, что это и особая любовь – встать перед Богом. Не просто пред­ста­вить себе некое такое про­ти­во­сто­я­ние. Я думаю, что это особый дар, бла­го­дат­ный дар молитвы — стать перед Богом

«А затем немного подо­жди, — напи­сано в “Молит­во­слове”, — пока все чув­ства твои не придут в тишину». Тишина чувств — это непре­мен­ное усло­вие. Но если мы посто­янно пре­бы­ваем в тре­воге, в страхе, в стра­стях – можем ли такой тишины добиться? Думаю, что нет. И это тоже загадка, потому что, видимо отцы наши подвиж­ники- они умели эту тишину в себе создать. Это тишина твар­ная, эта тишина как пси­хо­ло­ги­че­ский навык. Это и вни­ма­ние, это и трез­ве­ние. Это и умение — не пода­вить чув­ства, нет — но вместе с тем, что чув­ства эти как мы гово­рим, обу­ре­вают чело­века, то есть пред­став­ляют собой бурю, вместе с тем где-то в этой буре отыс­кать уголок, где штиль. Может быть, малень­кий — метр на метр, уголок тишины, уголок в своем соб­ствен­ном сердце. Уголок тишины. В этом уголке как бы заме­реть. На самом деле молитва — это не зами­ра­ние, молитва — это очень актив­ное и очень бодр­ству­ю­щее дей­ствие. Уголок тишины – на минуту, на пять, на десять — этой тишины.

«И тогда про­из­неси сле­ду­ю­щие молитвы без поспеш­но­сти и со вни­ма­нием сер­деч­ным». Вот это самое слож­ное. Что такое «сер­деч­ное вни­ма­ние?» Сер­деч­ное – значит, оно с чув­ствами. Одни чув­ства мы при­вели в тишину – чув­ства земные, чув­ства страха, тре­воги, бес­по­кой­ства — может быть, тороп­ли­во­сти, суеты — ведь надо на работу соби­раться, на учебу. А другие чув­ства сер­деч­ные можно при­ве­сти в какой-то сте­пени в воз­буж­де­ние – чув­ство уми­ле­ния, чув­ство бла­го­го­ве­ния, чув­ство любви. Хотя бы на минуту, на пять, хотя бы на десять.

Нельзя ска­зать, что опи­сан­ное здесь — это непре­мен­ное усло­вие молитвы. Молитва бывает разная, молитва бывает всякая. Но это особая кра­сота молитвы – в уми­ле­нии, в уте­ше­нии с сосре­до­то­чен­но­стью сер­деч­ной, с сер­деч­ными чув­ствами уми­ле­ния и бла­го­го­ве­ния. Встать перед Богом с бла­го­го­ве­нием, встать перед пре­сто­лом Все­выш­него Царя, покло­ниться. И тогда, быть может, слова, кото­рые вы про­из­не­сете – они будут свя­щен­ным даром. Слова, кото­рые губы и язык про­из­не­сут с бла­го­го­ве­нием, как бы при­ка­са­ясь к этим сокро­вен­ным свя­щен­ным словам и звукам: «во имя Отца, во имя Сына, во имя Свя­того Духа»

Вот такие про­стые, каза­лось бы, пси­хо­ло­ги­че­ские упраж­не­ния, но с них и начи­на­ется молитва, и в них и совер­ша­ется молитва, потому что молитва — это бла­го­го­вей­ный дар нашего языка — в тишине, в бла­го­го­ве­нии пред­стоя Гос­поду.

***

См. БОРЬБА С ПОМЫС­ЛАМИ, ВООБ­РА­ЖЕ­НИЕ, ПОКЛОНЫ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки