4 Ответа
Моральной оценке этих способов зачатия и рождения ребенка посвящен параграф Основ социальной концепции Русской Православной Церкви:
В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.
Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности.
«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).
Дискуссия о возможности прибегать к ЭКО не завершена в церковной среде. Ее промежуточные итоги можно узнать из статьи о. Георгия Максимова.
Суррогатное материнство, помимо нравственных проблем при оплате за услуги “мамы”, никак не приемлемо. Здесь насильно разрывается связь между плодом и выносившей его мамой.
ЭКО так же имеет запрет, поскольку подразумевает подсадку в матку одной-двух-трех предварительно опллодотворенных яйцеклеток. Остальные эмбрионы уничтожаются. Эмбрион это уже новая жизнь. Говорят, что есть технологии, когда эмбрионов столько, сколько подсаживаются в матку. Насколько они точны, ответов мало.
Церковь неодобрительно относится к подобному типу “планирования” семьи.
Более подробно это описывает 12 раздел Основ социальной концепции РПЦ
Интересное наблюдение по поводу имени…