4 Ответа
Лучше не занимайтесь самокопанием. "Где просто - там ангелов со сто..." Если Вы искренне желаете простить его, не хотите ему мстить, желаете ему добра, мОлитесь за него - значит, все нормально. Не надо вдаваться в какие-то потаенные движения своей души, ведь Вы не святая подвижница, чтобы в этом всем разобраться. Скорее запутаетесь.
Не хочется видеть его? Так постарайтесь под необидным предлогом поменьше его видеть, чтобы не вводить в соблазн ни себя, ни его.
Избегайте любого пафоса и надрыва по отношению к себе, своим чувствам или другим людям. Это не православные свойства. Наш путь - трезвение и спокойствие.
По себе знаю: если периодически молиться за обидчика, то формальное прощение через какое-то время перерастет в искреннее, от души. А пока достаточно просто выполнить все пункты, изложенные выше, и не "париться".
С уважением,
Пока Вам слишком больно, скорее всего, будет неверно говорить о полном прощении.
Когда больной выздоровеет совершенно от болезни, тогда он не может вспоминать с неприятностью о своей болезни. Так и грешник, получив прощение грехов и наследовав Царствие Небесное, не может уже там с неприятностью вспомнить грехов своих, а напротив, с благодарностью к милосердию Божию. (Амвросий Оптинский (Гренков)
Путь к прощению включает в себя несколько ступеней:
- Признать обиду.
- Признать, что зло (нераскаянный грех) заслуживает наказания.
- Понять, что боль от обиды естественна, что можно и иногда нужно отказаться от отношений – или от близости в отношениях.
- Признать, что месть недопустима, оставить суд и наказание Богу, при этом молясь о том, чтобы он был милостив к обидчику. Желанием мести является и любое зломыслие в адрес обидчика.
Когда кто-нибудь оскорбляет тебя, смотри не на обидчика, а на движущего им демона и весь свой гнев излей на этого последнего, а того, кто возбуждается им, пожалей. (Иоанн Златоуст)
Возможно, Вы пытаетесь проигнорировать какой-то из этих этапов прощения, что приводит Вас к унынию и самоуничижению.
Мысли о собственной неисправимости, приводящие к отчаянию, возможно даже утопание в собственной вине могут быть признаком того, что именуются «ложное смирение», а по сути представляет собой замаскированную гордыню: «я настолько грешен, что лучше не стану». И это граничит с неверием в Милость Божию, в помощь Божию тем, кто стремится к Нему.
«Непамятозлобие есть знак истинного покаяния; а кто содержит в сердце памятозлобие и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит» (Преподобный Иоанн Лествичник)
Думаю, один из наиболее ярких признаков прощения - жалость к обидчику. Мы его жалеем, потому что видим в нём горький опыт предшествующих лет или греховную слабость, которая, без сомнения, присутствует и в нас, возможно, даже в большей степени.
О первой причине сожаления много говорил прп. Паисий Святогорец, призывая включать в работу "добрый помысел", т.е. стараться внутреннее оправдать творящего грех.
О второй говорил митр. Антоний Сурожский:
Надо помнить, что если человек против нас согрешил, значит, он в чем-то слаб, значит, где-то он уязвим и человеческими отношениями, и бесовским воздействием. Вот это надо помнить, чтобы изо всей силы и ценой собственного покоя, собственного благополучия его защитить от этого, не вспоминать ему, что было, а помнить, что здесь у него слабое место, и его целить и защищать.