Здравствуйте. Объясните, пожалуйста, что такое Причастие, но не то, что это таинство, а в чем именно, не могу никак подобрать слово, ну вроде, волшебство этого таинства? На самом ли деле так буквально имел ввиду Иисус Христос, когда говорил есть плоть Его и пить кровь Его в виде хлеба и вина? Никак не укладывается в сознании, что совершая это обыденное действие на меня вдруг должно сойти Божье благословение. Прошу не злиться на меня за вопрос, я искренне не понимаю и хочу разобраться, чтобы полюбить это таинство и с таким же благоговением идти на него, как наблюдаю в храме у других прихожан.
3 Ответа
Причастие - это теснейшее соединение с Богом, когда Вы буквально принимаете Его в Себя. В это время Вы находитесь в Нем, а Он в Вас.
На самом ли деле так буквально имел ввиду Иисус Христос, когда говорил есть плоть Его и пить кровь Его в виде хлеба и вина?
Буквальнее, чем Он выразился, трудно выразиться:
Ядущий (буквально с греческого: глодающий, или глотающий, или грызущий) Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:54).
Ядущий (буквально: жующий) Меня жить будет Мною (Ин.6:57).
Никак не укладывается в сознании, что совершая это обыденное действие на меня вдруг должно сойти Божье благословение.
Для всех нас - это предмет веры, который невозможно рационально понять до конца. Мы делаем это, потому что Иисус Христос дал такую заповедь. Таким способом Он пожелал соединиться с нами. Свт. Иоанн Златоуст так описывает смысл этого Таинства:
Чтобы ввести нас в большее содружество с Собою и показать Свою любовь к нам, Он (Христос) дал желающим не только видеть Его, но и осязать, и есть, и касаться зубами плоти Его, и соединяться с Ним, и насыщать Им всякое желание. Будем же отходить от этой трапезы, как львы, дышащие огнем, страшные для диавола, помышляя о нашей Главе и о той любви, какую Он показал к нам. Часто родители отдают детей своих на вскормление другим; а Я, говорит (Спаситель), не так, но питаю вас Своею плотью, самого Себя предлагаю вам, желая, чтобы все вы были благородны, и подавая вам благие надежды на будущее. Кто отдал вам самого себя здесь, то тем более (сделает для вас) там. Я восхотел быть вашим братом; Я ради вас приобщился плоти и крови; и эту плоть и кровь, через которые Я сроднился с вами, Я опять преподаю вам.
Эта кровь придает нам вид цветущий и царский; рождает красоту неизобразимую; не дает увядать благородству души, непрестанно напояя ее и питая. Наша кровь, образующаяся из пищи, не вдруг становится кровью, но (сначала) бывает чем-то другим; а эта кровь не так, но тотчас же напаяет душу и сообщает ей некую великую силу. Эта кровь, достойно принимаемая, отстраняет и далеко прогоняет от нас демонов, призывает же к нам ангелов и Владыку ангелов. Демоны бегут оттуда, где видят Владычную кровь, а ангелы туда стекаются. Пролитая (на кресте), эта кровь омыла всю вселенную. Много об этой крови любомудрствовал и блаженный Павел в послании к Евреям. Эта кровь очистила место недоступное и святое святых. Если же ее образ имел такую силу и в храме еврейском, и в Египте, когда кровью были помазаны дверные косяки, то гораздо более – сама истина. Эта кровь освятила золотой жертвенник. Без нее архиерей не дерзал входить в место недоступное. Эта кровь поставляла во священника. Она в образах омывала грехи. Если же в образах она имела такую силу; если смерть так страшилась тени, – то может ли, скажи мне, не убояться самой истины? Эта кровь – спасение душ наших. Ею душа омывается; ею украшается; ею воспламеняется. Она делает нашу душу чище золота. Эта кровь излилась, – и сделала небо для нас доступным.
Конечно, Господь буквально говорил о том, что в причастии подаются подлинные Его Тело и Кровь, а не какие-то образы или символы:
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:53-54).
Вот что сказано о Тайной вечери:
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф.26:26-28).
Поэтому и апостол свидетельствует:
Ибо я от Самого Господа принял то́, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы (1Кор.11:23-29,31).
Вот видите, все на месте: это точно Тело и Кровь. Кто их ест достойно, возвещает тайну Христовой смерти и Его воскресения. Кто недостойно - виновен не против какого-то символа, а против самих Тела и Крови Христовых, за что будет осужден Богом в вечности, но судится и сейчас - болезнями и ранней смертью.
Изменение сущности хлеба и вина в Тело и Кровь происходит невидимо для наших органов чувств, но узнается по тому могущественному действию, которое причастие производит в верных христианах. Они получают великую пользу в своей духовной жизни, так что борются и побеждают свои греховные привычки, обуздывают помыслы, возгораются любовью к Богу и ближним. Известно, что нередко причастники также нередко исцеляются от болезней и получают помощь в скорбях.
Но условием правильного действия причастия в нас является наше послушание Богу, исполнение заповедей, любовь к Богу и ближним. Так что совсем не могу согласиться с Вами, что причащение - это какое-то обыденное действие. Даже ребенок понимает, что это таинственное событие. Я много раз видел, как дети из нецерковной семьи впадали буквально в истерику, когда их подносили к чаше, и не давались на причастие. Но стоило родителю отойти от чаши, как ребенок тут же успокаивался и начинал с интересом рассматривать происходящее. При вторичном подходе, однако, истерика повторялась, зачастую в ужасной форме: слезы, крики, отчаянное дрыгание всеми конечностями и прочее. И никакие ласковые слова или посулы не помогали. Духовно ребенок чувствовал, что здесь что-то очень важное, но в корне противоречащее всей его жизни и тому, что он считает хорошим. Он не может этого объяснить словами, но у такого малыша уже может быть склонность к греху и отторжение от божественной благодати.
Благоговение у прихожан - это совместное действие пребывающей в них божественной благодати, их личного нравственного усилия и опыта действия в них причастия. От всей души желаю и Вам прийти в такое же духовное устроение. Большую пользу на этом пути окажет Вам чтение житий святых. Можно прямо взять какой-то один месяц и читать все подряд. Вы нередко увидите там слова и примеры о действии причастия в верующих. Помоги Господь!
По вере вашей да будет вам (Мф.9:29).
Это таинство познаётся только верой. Если её не хватает, надо молиться Господу:
Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк.9:24).
Когда Бог творил человека, Он дал ему бездонное духовное сердце, в которое бы помещался Сам Бесконечный Творец.
Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин.14:23).
В каждой частичке причастия не «кусочек Бога», а весь целиком Бесконечный Невидимый Создатель.
Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин.4:24).
Он Невидим и Непостижим. Мы живём в ограниченной пространственно-временной системе координат и ум наш ограничен, не способен понять Вечного и Бесконечного. Мы знаем о Нём только то, что Его благости было угодно открыть нам посредством святых людей. Потому это таинство надо принять верой и с благодарностью.