Читаю Ветхий завет, и никак не пойму (Исх.21). Очень жестокие законы: оскорбил родителей - смерть, бык твой кого-то забодал - смерть, почти за все смерть. Я начинающий и только хочу разобраться в Св. Писании, этот вопрос задаю без какой либо критики, только с целью понимания
7 Ответов
На самом деле, те примеры, которые приведены в вопросе, не являются характерными иллюстрациями так называемой «жестокости Ветхого Завета». Оскорбление родителей – слишком специфическое преступление, в патриархальном обществе подобное поведение подрывало все устои, потому требуется высшая мера наказания.
Про быка – тут и вовсе особая ситуация: но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти. (Исх. 21:29). Хозяин безусловно виноват, если, зная агрессивный характер своего животного, он не обуздывал его. Кстати, если сейчас чей-нибудь питбуль или хаски загрызет ребенка, разве хозяин собаки не будет достоин уголовного наказания (причем весьма строгого)?
Чаще в пользу тезиса о «жестокости» Ветхого Завета приводят другие ссылки: уничтожение хананеев при завоевании Палестины (по книге Иисуса Навина), гибель 42 детей в эпизоде с пророком Елисеем (4 Цар. 2:23-24). Однако и здесь можно предложить разумные объяснения. Уничтожение хананеев объясняется тремя причинами: 1) их таким образом отдают Богу. Израильтянам экономически выгоднее было продать в рабство жителей покоренных городов; убивая хананеев, они лишают себя возможности получить прибыль, отдавая при этом Богу свою добычу; 2) хананеи могли совратить израильтян с пути истинного, потому их истребление можно рассматривать как карантинную меру; 3) самое главное – израильтяне таким образом совершали суд над местными народами, были орудием в руках Божиих. В свое время Господь сказал Аврааму: мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась. (Быт. 15:16). Соответственно, когда израильтяне завоевывали Ханаан, к этому времени мера беззаконий хананеев уже переполнила символическую чашу терпения Божия.
Ситуация с Елисеем тоже понятна. Во-первых, слово «дети» здесь вовсе не означает «малыши». В данном случае речь идет о подростках, которые осознают свои действия и которые в определенных ситуациях могут быть очень жестокими. И они не просто дразнились: они именно оскорбляли Елисея как пророка Божия. Вряд ли Елисей был плешивым, лысым на самом деле, к тому же он ведь наверняка носил головной убор, как это положено было мужчине. Слово, которое употребляли подростки, в еврейском языке было оскорбительным. И весьма вероятно, что дети не сами это придумали — они были подучены старшими. Иначе вряд ли они оказались бы на этом месте в таком количестве одновременно. Слова вышли из города (23) говорят о спланированной акции. Кара постигает и подростков, и тех, кто их послал, кто не воспитал их в духе истинного богопочитания, не привил им уважения к старшим. По версии иудейских толкователей, пророк, будучи духовно прозорливым, увидел, что ничего хорошего во взрослой жизни из этих детей не выйдет; как говорит Давид Кимхи, «не обнаружил у них никакого следа заповедей ни в ту пору, ни в будущем, ни у них самих, ни у их потомков». Поэтому пророк проклял насмешников. Здесь важно понимать: это проклятие не было каким-то заклинанием, которое вызвало медведиц. Проклял в данном случае означает — вручил воле Божией: «Пусть Господь Сам воздаст вам за ваши слова». И Господь послал медведиц. См. подробнее.
И самое главное: нужно сравнивать Ветхий Завет не с современным законодательством, а с другими древними традициями. И вот в этом сравнении Ветхий Завет выглядит однозначно более гуманным. Вот только два примера: в древнем Угарите наказание детей за вину родителей было нормой – Ветхий Завет требует не наказывать детей за грехи отцов (Втор.24:16). В Месопотамии ворам отрубали руки – Ветхий Завет требует только уплату компенсации.
Последнее: говоря о жестокости Ветхого Завета, обычно в качестве противовеса предполагается, что Новый Завет проповедует исключительно гуманность и милосердие. Однако Бог Ветхого и Бог Нового Завета – Один и Тот же, потому Он всегда держит два жезла в Своей деснице — благоволение и наказание (И возьму Себе два жезла, и назову один — благоволением, другой — узами, и ими буду пасти овец см. Зах.11:7). В Новом Завете тоже можно найти немало мест, где речь идет о «кнуте» Божием, о Его справедливости и нелицеприятии (Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч Мф.10:34; гибель Анании и Сапфиры, см. Деян.5 и др.)
См. краткое объяснение: Жестокость в Ветхом Завете.
Если совсем кратко: Бог действовал как хирург, удаляющий заражённый участок, чтобы не допустить гибели всего тела. Народ был одичавший и нравы были дикими, призывами к любви невозможно было воспитать человечество.
В Ветхом Завете установлены жёсткие законы. Но нужно понимать, что список разрешённых Богом казней, это для тех нравов суровые ограничения. Потому как могли убить и казнить за что угодно.
Вот известный ветхозаветный принцип "зуб за зуб", или "око за око". Для нас это ненравственно, как-то дико. За зуб - максимум штраф, и компенсация. А для евреев это тоже дико, так как до этого правила было принято с ущерба взять многократно. Выбил зуб, отдай свою злую руку - и вот обидчик уже калека на всю жизнь.
Или как было. Жена обидела мужа, или просто надоела, или не понравилась - убей её, новую заведёшь. И тогда Моисей по жестокости сердец разрешил разводы, чтоб жён не убивали, а просто выгоняли живыми из дома, с разводными письмами. Мф. 19:7-8
Ветхозаветный Закон как раз смягчил сердца людей, сделал возможным принять в социуме Христа. Вот по Закону, должны были проститутку побить камнями на смерть, но Христос показал им на совесть, и руки их опустились, грехи облечили палачей. За 3-4 века до сего, никто в том обществе не слушал бы Христа за "малодушие". Ин. 8:3-11
Есть такое понятие, как историческое мышление. Нельзя судить с позиции наших дистиллированных нравов, когда даже замахнуться на злую собаку считается жестокостью, о тех невероятно жестоких и грубых временах. Поверьте: я, еще не старый человек, успел застать намного более грубые нравы, чем сейчас. А что тогда говорить о временах трех-четырех тысячелетней давности!
Бесполезно и даже нечестно судить о тех или иных событиях вне исторической перспективы. Допустим, является ли ужасной жестокостью, когда втыкают штык в живот двадцатилетнему белокурому юноше? Можно сказать, что да. Но, если этот юноша – немецкий солдат, а дело происходит в разгар боя в 1942 году, то мы понимаем, что такая жестокость была необходима для предотвращения не сопоставимого по масштабам зла. И человек, который заколол немецкого солдата, поступил правильно, и винить его не в чем.
Так называемые жестокости Ветхого Завета – и суровые законы, и священные войны – были необходимы для предотвращения гораздо большей катастрофы, чем победа Гитлера во II Мировой войне. Если бы не эти крайние меры, призванные обеспечить выживание и религиозную дисциплину для народа Божия, то люди навсегда забыли бы об истинном Боге. И эра Евангелия, эра милосердия и прощения, могла бы никогда не наступить.
Кроме того, вспомним о том, что для тех времен, когда происходили ветхозаветные события, нравы, приводящие Вас в содрогание, вовсе не были жестокими. Напротив, они были минимально грубыми по сравнению с окружающей языческой, бесопоклоннической действительностью, инфернальности которой мы даже и представить не в состоянии. Люди с более мягкими нравами в той действительности уже просто не имели бы шанса выжить.
Поэтому «жестокости» Ветхого Завета – это вовсе не жестокости, а «необходимая самооборона» народа, единственным хранившего для всего человечества веру в истинного Бога посреди крайне жестокой и опасной реальности тех времен.
С уважением,
В Ветхом Завете, особенно в более древние периоды, не было понятия о воздаянии за гробом. Жизнь человека со всеми ее благами ограничивалась тем, что есть на земле. Поэтому лишение земной жизни, было тем самым конечным воздаянием, которое могло отклонить человека от тяжкого греха. В Новом Завете, перспектива воздаяния, простирается преимущественно в вечность, жизнь после смерти. И нельзя сказать, что стало менее строго. Наоборот, за один похотливый взгляд или именование человека обидным словом, Господь угрожает вечными муками. В тоже время, Новый Завет - это эпоха милости, возможности исправиться и начать новую жизнь, очередной шанс, который даётся верующим благодаря искупительной смерти и Воскресению Спасителя. Он берет на себя ответственность за совершенные нами грехи, при условии нашего искреннего покаяния и намерения не возвращаться ко греху.
Одна из главных целей подобных установлений - написать на плотяных скрижалях сердца (2Кор.3:3), т.е. "вживить" в человека мысль, что грех = смерть (ср. Иак.1:15). Лучшей иллюстрацией этого в Ветхом Завете была смерть первая - умерщвление за нарушение Закона, чтобы другие люди боялись нарушить заповедь из-за страха наказания. Новый Завет одухотворяет все заповеди, и теперь наказание за неверность Богу - смерть вторая (Откр.21:8), грешников ожидают вечные мучения (см. Мф.25:46).