Здравствуйте!
Прочитал и просмотрел много источников. Во всех разная информация о постах по средам и пятницам.
Где-то говорится, что в эти дни только сухоядение или полное воздержание от пищи. Где-то, что нужно исключить только продукты животного происхождения, а рыбу можно. Где-то, что можно горячую пищу с маслом. В других источниках, что можно горячую пищу, но без масла.
Подскажите пожалуйста как поститься по средам и пятницам?
4 Ответа
Пост предполагает исключение из рациона питания скоромной пищи, т.е. животного происхождения. Это общее правило. Относительно же строгости поста надо советоваться со своим духовником или хотя бы священником на исповеди.
Церковные правила, относительно богослужений и постов всего года, изложены в Типиконе (Уставе). Для среды и пятницы строгость поста указана такая же, как и Великим постом:
Зри, яко правило святых апостолов, святую четыредесятницу, и всякую среду и пяток всего лета, равно законоположи пост, якоже во святую 40– цу ядим, такожде и в среду и пяток всего лета, кроме немощи и праздника. Глаголет бо правило: яко не постяйся в сих, священник убо извергается, мирский же отлучается от причащения на время. (Подробнее по ссылке)
Однако, учитывая всеобщее ослабление веры и здоровья прихожан, духовники обычно благословляют по средам и пятницам варёную пищу с постным маслом. Детям же и больным можно рыбу.
Андрей, здесь нет универсального ответа, всё зависит от ряда факторов: здоровья, духовного возраста, молитвенного правила, семейных обстоятельств и пр. Есть традиционный образец для средиземноморского монашества - Типикон, это отправная точка для корректировки.
Церковный устав о посте - это норма, а все остальное - это послабления по разным важным и неважным причинам, причем иногда постящийся прикрывается благословением духовника, а иногда и вообще послабляет пост сам по себе.
Итак, если в среду/пятницу нет среднего праздника (т.е. славословной или полиелейной службы), то положено невкушение пищи до 15 часов дня, а после того можно вкушать пищу один раз без масла. В дни средних праздников можно кушать дважды (обед, ужин) вареную пищу с маслом, а в дни больших праздников (бдение) - дважды даже с рыбой. Завтрака церковный устав не знает вовсе.
Поэтому, если Вы встречаете в календарях указание на возможность вкушать масло (тем более рыбу), то либо это праздничный день, либо составители календаря беспричинно нарушают требования устава.
Конечно, количество приемов пищи календари не оговаривают, хотя вообще это вещь очень важная. Видимо, предполагается, что верующие сами желают потрудиться ради Господа и не хотят хитрить перед Ним, чтобы кушать что хотят, оправдывая в собственных глазах свое чревоугодие. Для нестарого человека, не имеющего серьезных желудочных болезней, как мне кажется, отказ от завтрака - это дело привычки.
С другой стороны, редкий христианин может поститься как положено по уставу. Отчасти по телесной немощи, а нередко просто по малодушию.
Поэтому надо стараться поститься по совести, стремясь к церковной норме, но не впадая в тщеславие (что я, дескать, пощусь лучше других), лицемерие (что при других я пощусь по уставу, а потом якобы ради немощи нарушая пост тайноядением) или малодушие (не делая того, что я могу делать ради Бога). При этом нужно еще и не объедаться на трапезе.
Итак, разумно при обдумывании собственной меры поста взять благословение на постный труд у своего духовного отца, а потом иногда возвращаться к этому вопросу на исповеди, имея в виду задачи собственного спасения.
То, что нужно!
Отец Евгений, благодарю вас за ответ.
Здравствуйте! У нас нет какого-то единого устава о посте, одобренного Архиерейским собором. Есть только монашеский Типикон, который создавался применительно к жизни на Востоке с его климатическими особенностями. Поэтому можно сказать, что большинство православных руководствуется сложившейся практике поста, которую бесполезно искать в каких-то уставах и правилах. Процитирую книгу Основы православного нравственного учения, в которой затрагивается эта тема:
Правила соблюдения поста, содержащиеся в богослужебном уставе (Типиконе), являются монастырскими; особого устава для мирян не существует.
Тем не менее на практике некоторые миряне следуют монастырскому уставу. Другие соблюдают менее строгий пост, например, допуская вкушение морепродуктов в дни Великого и Успенского постов. Обычной практикой мирян является вкушение рыбы по средам и пятницам в течение всего года, а также вкушение рыбы в Рождественский и Петров посты.
Практика, касающаяся правил воздержания от пищи для мирян в постные дни, в Русской Православной Церкви основывается на индивидуальном подходе, учитывающем возраст, семейное положение и состояние здоровья каждого православного христианина. Меру поста желательно согласовывать с духовником.
https://azbyka.ru/otec