Недавно, с наступлением Великого поста, решила не только сама молиться за родных и близких, но и просить об этом Церковь (хочу подавать записки), т.к. церковная молитва – эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19-20).
Как правильно подавать записки о живых и усопших (на Литургию, на молебнах и при чтении Псалтири и т.д.)?
Изучая уже подобные вопросы на этом сайте и в других источниках, столкнулась с тем, что канонических правил по этому поводу нет.
Кто-то пишет, что на Проскомидию можно подавать записки только о воцерковленных людях, которые сами причащаются, т.к.: "После Литургии священник опускает все частицы в потир с произнесением слов: «Отмый (омой), Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих»". (Из-за этого не понятно, зачем тогда за этих людей подавать записки, т.к. они уже причащаются, и Господь через причащение омывает их грехи). И подают записки только для очищения грехов или в целом, чтобы Бог помиловал этих людей?
Кто-то пишет, что нельзя подавать записки о невоцерковленных людях на Проскомидию, а на другие службы можно (на молебны и при чтении Псалтири).
Кто-то, что можно и нужно молиться о всех крещенных.
Этот вопрос в действительности не регламентирован и в каждой церкви делают по разному?
7 Ответов
На проскомидию подают за членов Церкви.
Остальных крещенных поминают на молебнах и панихидах.
Некрещенных поминаем только лично, в домашней (келейной) молитве.
Говоря о частицах на проскомидии, свт. Симеон Солунский замечает:
Здесь нет места неверным и иномудрствующим. «Что общего у света с тьмою?» (2Кор. 6:14) Сказано, что Ангелы возьмут злых от среды праведных. Поэтому иерей вообще не должен приносить частиц за инославных или совершать поминовение их.
Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно.
Потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел (2Кор. 11:29).
Это и есть церковная мера выбора имен для написания в записках.
Вообще советую почитать эту книгу свт. Симеона, Вы много полезного узнаете о церковных обычаях и священнодействиях.
Следует помнить, что молитва и священнодействие - это сообщение благодати, а не просто воспоминание или пожелание благ. И благодать Божья действует на человека различно, в зависимости от его духовно-нравственного состояния.
«Иерей приносит частицу только за православных христиан, нельзя приносить частицы за тех, которые живут нераскаянно, потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния приступают к Святым Таинам, как сказал апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (см. Кор.11; 28-30)».
Всенощное бдение и Литургия : Разъяснение церковного богослужения. – Изд. 8-е., перераб. и доп. - Москва : Изд-во Московской Патриархии, 2010.
62. Что частицы тем, за кого приносимы бывают, приносят многоразличную пользу, о том учение от древних Отцов дошло до нас. Частицы представляют при Священнодействии те самые лица, от имени которых вынимаются, и бывают о них жертвоприношением Богу. [...]
63. Но сколько полезно тому, за кого приносится жертва сия, когда он живет достойно званию Христианскому, столько бедственно и вредно тому, кто, предав себя греховной жизни, нерадит о достойном исправлении звания Христианского. Ибо частица, будучи принесена от имени какого либо Христианина, и близ Божественного хлеба возлежащая, когда он священнодействуется и пременяется в Тело Господне, делается причастною освящению, и внесенная в растворение Святаго Потира напояется тогда животворящей Кровью: почему и душе той, за которую принесена бывает, ниспосылает благодать; тогда совершается духовное соединение человека с Богом. Если душа благочестива, или хотя по слабости и в грех падает, но потом покаянием очищается: такая невидимо приемлет общение Духа Святого, часто же и телесной сподобляется пользы, это свидетельствует многократно опыт. Ежели же кто будучи предан греху, и от него отступить не хочет, такой, как недостойный общения с Богом, горшее осуждение себе приимет от принесенной за него жертвы.
«Книга о храме» Симеона, Митрополита Солунскаго. - СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1884
Можете сами поразмышлять над этим вопросом: можно ли вблизи Агнца, символизирующего собой Спасителя, размещать частичку того, кто словом или делом отрицается от Него или даже допускает хулы? А ведь тот, кто смертно согрешает, тот отрицается Спасителя, Его святых заповедей. Ап. Павел пишет:
Бог наш есть огнь поядающий (Евр.12:29).
Даже святые люди при явлениях им Бога не всегда могли устоять на ногах. Яркий пример тому - Преображение, когда Господь приоткрыл апостолам Свою Божественную Сущность. При встрече грешников с Богом, благодать опаляет их.
Соответственно такое поминовение явных грешников приносит им скорби. И не только им. Святые не зря говорят, что "молиться за других - это кровь проливать". Молясь за других человек как бы берёт часть их грехов, а значит и скорбей на себя. В этом проявляется христианская любовь. Однако надо не переоценить свои силы, чтобы не взять на себя неподъёмный груз.
В известных мне храмах принимают записки без особого разбора, ограничиваясь минимальными вопросами: "Крещёные? Не самоубийцы?".
Исходя же из самой логики литургии, правильно подавать поминовение на проскомидию только о верных.
"О поминовении на проскомидии справедливо вам говорит духовная особа, что не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных – через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественной Кровью, – не очищение, но [высшее] осуждение для них бывает. О грешниках же, но кающихся и полагающих начало, можно и молиться, и подавать на проскомидию, также поминать на молитве и обращении их можно, как и Церковь молит о соединении всех, однако ж, дабы с такой разборчивостью не подпасть бы вам фарисейскому мудрованию, подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молись вообще..."
прп. Лев Оптинский (Наголкин)