5 Ответов
Часто всё как бы умом понимаешь, что надо простить и польза от этого для души большая, но воспоминания начинают лезть и горечь обиды поднимается вновь и вновь. Конечно, время лечит, но гораздо лучше лечит молитва. Могу предложить Вам такой практический совет. Когда руки заняты чем то, а ум только скользит по поверхности работы, как раз в эти моменты могут и нахлынуть воспоминания. Тогда можно, не отрываясь от дела и никак внешне не выражая своё внутреннее дело, обратиться мысленно к обидчику: "Бог тебя простит, и я прощаю, и ещё раз прощаю, и ещё раз прощаю". Затем уже мысленно к Богу: "Господи, прости и меня грешнаго и за скорбь сию, очисти множество грехов моих". Здесь можно вспомнить те грехи, которые особенно мучают совесть или конкретно сейчас тревожат и попросить в них прощения у Бога. Потом добавить: "Без числа согреших, Господи, прости мя. Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим. Слава Богу за всё". Последние две молитвы можно повторить несколько раз, пока не уляжется в сердце горечь. Когда уже почувствовали облегчение от помыслов, тогда можно ещё так помолиться: "Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего такого то и даруй ему покаяние и обращение от злобы его, а мне помоги его простить и не обижаться".
Все эти молитвы согласны с тем, что написано выше о прощении обид. Они могут быть и другими, похожими. Главное сам принцип: не погружаться в воспоминания, а сразу молиться, не отрываясь от дела. Сначала как бы отталкиваем саму обиду, а потом молимся Богу, что бы за эту обиду простил наши грехи. Потом выражаем Богу благодарность. Потом, успокоившись, уже искренно молимся за врага и за себя, конечно.
Помощи Божьей Вам.
Ответы на Ваши вопросы есть Священном Писании. Давайте почитаем вместе о том, как надо относиться к людям, совершившим зло против Вас:
"Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово;
если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь. ...
Тогда Пётр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
Иисус говорит ему: не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз.
Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
а как он не имел чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;
тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу».
Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен».
Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе».
Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?»
И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его." (Мф.18:15-18,21-35).
Всякий человек, совершающий грех, прогневляет Бога и будет Им в свое время наказан. Наказаны будем мы за наши грехи (в том числе за обиду на ближнего), наказаны будут другие люди за то, что они обижали нас. Мы с Вами хотя бы ходим в храм и исповедуемся в своих грехах, борясь с ними и ожидая помощи и прощения от Бога, умоляя Его, чтобы Он сменил гнев на милость, чтобы не наказал нас.
А что скажут Ему Ваши обидчики, которые не ходят в храм, не исповедуются или (что еще хуже) исповедуются лицемерно и продолжают согрешать, несправедливо обижая Вас? Хотя пока что Бог долготерпит, желая их покаяния, но долго ли продлится Его терпение? Рано или поздно праведным судом Божиим они будут наказаны или в этой жизни ради покаяния, или в вечности. Они будут обречены на пребывание в месте мучения без возможности хоть как-то улучшить свою судьбу. Там, где плач и скрежет зубов, всякий грешник будет запоздало каяться, но уже не будет услышан.
Все это Вы знаете, но забываете, когда думаете об обиде. Так вот, положив руку на сердце, Вам не страшно представить, что эти несчастные Ваши обидчики будут мириады лет плакать и мучиться за то, что сейчас они Вас оскорбляют и обижают? Неужели у Вас нет ни следа жалости к ним? Уверен, что не найдется человека, который не согласится хотя бы мимолетно пожалеть своего обидчика за его будущую ужасную участь. Поэтому чаще вспоминайте о том, что сейчас это Ваш враг и он торжествует, а в вечности он же, несчастный и жалкий, будет стоять в полной тьме в огне мрачного адского пламени, а внутри его продолжать разрывать его же собственные страсти. Думая об этом, жалейте его и молитесь, чтобы Господь все-таки коснулся его сердца и дал ему искреннее покаяние, позволил прийти к Себе в Церковь.
Кроме того, при размышлении об обидах вспоминайте и собственные грехи. Господь посылает нам обидчиков ради нашей же пользы, чтобы мы через это смирились и научились во всем надеяться на помощь Божию, а не на собственные усилия. Через терпение обид и поношений нам будут прощены и наши собственные грехи, в которых мы забыли покаяться.
В заключение приведу три совета свт. Иоанна Златоуста:
Если мы кротко и терпеливо будем переносить обиды от кого бы то ни было, то, тем более, великой и щедрой помощи удостоимся свыше. Поэтому, не будем противоборствовать старающимся вредить нам; а будем великодушно переносить, зная, что Господь всяческих не презрит нас, если только мы с своей стороны окажем благомыслие. «Мне отмщение: Аз воздам, глаголет Господь» (Рим. 12:19).
Заботься о том, как бы уврачевать врага своего и возвратить его к кротости; и до тех пор не переставай делать и говорить все, пока своей кротостью не победишь его жестокости. Ничего нет могущественнее кротости. Указывая на это самое, некто сказал: «язык мягок сокрушает кости» (ср.: Притч. 25:15). Что тверже кости? Однако, хотя бы кто был так же тверд и жесток (как она), и его легко победит тот, кто будет обращаться с ним кротко. И еще: «ответ смирен отвращает ярость» (ср.: Притч. 15:1). Отсюда ясно, что ты более, чем сам враг твой, властен и раздражить, и укротить его. В самом деле, от нас, а не от тех, кто гневается (на нас) зависит и погасить пламень их гнева, и раздуть его сильнее. И это самое объяснил опять, сказавший предыдущие слова, простым примером. Если, говорит, подуешь на искру огня, то возгорится пламя, а если плюнешь, то погасишь; тó и другое в твоей власти: «обоя изо уст твоих исходят» (ср.: Сир. 28:14). Так и с враждой ближнего: если ты будешь говорить с ним дерзко и надменно, то зажжешь в нем огонь, раздуешь угли; а, если кротко и ласково, то потушишь весь гнев прежде, чем поднимется пламя. Не говори же: то и то потерпел я; то и то слышал. Все это от тебя зависит. От тебя зависит воспламенить или погасить гнев, точно так же, как зажечь или потушить искру. Когда увидишь врага, или придет тебе на ум, сколько ты слышал или потерпел неприятностей, старайся забыть все это; если же и вспомнишь, приписывай это диаволу, а сам припоминай то, что (враг) сказал или сделал тебе когда-либо доброго. Если на этом будешь останавливаться воспоминанием, то скоро прекратишь вражду. А если вознамеришься и обличить врага, и рассчитаться с ним, то наперед подави страсть и погаси гнев, а потом уже рассчитывайся и обличай: тогда легко можешь победить его. В гневе мы не можем ни сказать, ни выслушать что-нибудь здравое; а, освободясь от этой страсти, и сами не выпустим обидного слова, и не послышится нам, будто другие говорят что-нибудь такое, потому что обыкновенно мы раздражаемся не столько от самого свойства слов, сколько от того, что уже до этого были объяты враждой. Так часто, когда те же самые оскорбительные слова говорят нам или друзья в шутку и в веселом расположении духа, или малые дети, мы не только не чувствуем ничего неприятного и не сердимся, но еще улыбаемся и заливаемся смехом: это оттого, что мы слушаем не с расстроенным духом, не с объятой гневом душой. Стало быть, и в отношении к врагам, если ты погасишь гнев и отбросишь вражду, то никакое слово не сможет огорчить тебя.
Есть правило, которое всем нам нужно тщательно содержать в памяти, поскольку оно решает нам все недоумения относительно кажущейся несправедливости страданий. Что же это за правило? В чем оно заключается? То, что обижающих много, а обижаемого нет ни одного. Чтобы такой загадкой не смутить вас еще более, я сейчас же и разрешу ее. Обиды, несправедливо претерпеваемые нами, от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды. Чтобы мои слова были понятнее, я объясню их примером. Положим, что какой-нибудь раб должен своему господину большую сумму денег; допустим далее, что этот раб обижен бесчестными людьми, и какая-нибудь часть его имения отнята. Итак, если бы этот господин, имея возможность удержать похитителя и лихоимца вместо того, чтобы возвратить рабу похищенные у него деньги, зачел их за долг свой, то обижен ли был бы раб? Никак. А что, если бы господин отдал ему еще более похищенного? Не приобрел ли бы он еще более, чем потерял? Это для всех очевидно. Точно так же мы должны думать и о своих страданиях: этими страданиями мы или заглаждаем наши грехи, или же, если не имеем грехов, получаем за них блистательнейшие венцы.
Приведу слова из известной книги свт. Иоанна Тобольского, которые могут помочь духовно взглянуть на ситуацию:
Позволь спросить тебя, возлюбленный брат христианин, весьма часто оглашающий небо и землю своими скорбными жалобами. Скажи мне, что тебя оскорбляет: воля ли (умысел) оскорбителя, или только его власть (возможность осуществить умысел), или и то и другое? Ты отвечаешь: меня оскорбляет и то и другое. В ответ на это скажу тебе, что ни воля злонамеренная, ни приведение ее в исполнение (власть) не могут нанести тебе оскорбления: злое намерение (воля) без власти ничтожно и никакого вреда тебе не делает, а приведение намерения в исполнение зависит от попущения, то есть от воли Божией, которая справедлива и свята. Тебе известно, что всякая власть от Бога, зачем же ты печалишься и жалуешься на оскорбителя за то, что он сделал тебе не что иное, как только попущенное ему Богом, иначе бы он не мог оскорбить тебя без Божиего попущения. Скажешь: противник нанес мне величайшую обиду. Скажи, какую, ибо за грехи твои тебя наказывает Бог, или учит терпению, или умножает твою награду за невинное оскорбление, – и ты считаешь себя обиженным? Этого лукавого человека, скажешь, и его злобную волю я ненавижу. Но ты всегда обращаешь свое внимание на деяния других людей, а я советую тебе лучше обратить взор свой к Богу и к своей совести, беспристрастному внутреннему оку. Воля человеческая, хотя она и зла, и нечестива, что же она могла тебе сделать, в чем ее успех? Ты не столько сожалеешь о том, что твой противник хотел тебе навредить, сколько о том, что он повредил и что мог повредить? От кого же это произошло и почему он мог тебе вредить, не по власти ли и воле Божией; а если по власти и воле Божией, – то всегда по судьбам праведным, достохвальным и святым. Следовательно, ты или умолкни, или обрати свои жалобы к Божественному попущению, и это последнее твердо запечатлей в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе самому не повредишь. И кто может сделать нам зло, если мы будем ревнителями всего доброго? Прекрасно сказал блаженный Августин: «Не бойся врага, он настолько силен повредить, насколько получил для того власти от Бога. Того же бойся, Который силен столько сделать, сколько захочет, и Который ничего несправедливого не делает, но что Он делает, то все – справедливо; а если что-нибудь, по нашему мнению, казалось бы несправедливым, то, если несомненно, что оно произошло по воле Божией, веруй, оно – справедливо и истинно. Спросишь: если кто убил невиновного человека, справедливо он поступил или несправедливо? Нет сомнения, что это несправедливо и достойно казни. Почему же Бог, спросишь опять, попустил такую несправедливость? Ты хочешь вести спор с Богом прежде, чем сделался достойным вопрошать Бога: по какой причине, Боже, Ты попустил это? Намерения Божия о том или причины Его попущения не могу тебе, любезный мой, прямо объяснить по необъятности Премудрости Божией умом человеческим; но только утверждаю, что убивший неповинного человека действовал несправедливо и что этого убийства не было бы, если бы Бог не попустил его по неведомой нам праведной причине. Говоря другими словами: убийца совершил дело неправедное, требующее казни; но попущение Божие – праведно и премудро по причине праведной, но от нас сокрытой до времени». <...>
Для успокоения себя известно одно только верное средство: когда тебя кто обидел или оскорбил, не обращай внимания на злость оскорбителя; но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику, и не воздавай ему злом за сделанное зло: ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных тебе до времени. Этого обычая держались все святые угодники Божии: они не доискивались кто и за что их оскорбил, но всегда обращали сердца свои к Богу, смиренно признавая справедливость Божия попущения. И потому они считали нанесенные им обиды за благодеяния для себя, а своих противников – за благодетелей, говоря: вот наши истинные благодетели, они не льстят нам; те же, которые хвалят и величают нас в глаза, льстят нам – вредят нашему внутреннему усовершенствованию. Поэтому святые свой мысленный взор всегда обращали к Богу, во всяком деле полагались на Промысл Божий и всего доброго ожидали от Бога.
Благодарю Вас за советы. Храни Вас Господь.