Мои некоторые православные знакомые утверждают, что нечастое употребление марихуаны в малых количествах и не до сильного опьянения не является грехом, и ничем не отличается от употребления алкоголя. Даже наоборот, алкоголь намного вреднее, и опьяенение от него порой делает человека более неадекватным. По такой логике можно употреблять в меру и амфетамин с кокой вместо кофеина, ради эффекта бодрости. В последнее время выпускается множество исследований о пользе марихуаны и ее относительной безвредности. Стремление к "легалайзу" в современных западных странах - подается как истинно цивилизованное явление. Для меня очевидно что алкоголь это наркотик и что вообще любое наркотическое вещество создано Богом для благих целей(например "Вино весилит сердце человека" или использование опиатов для обезболивания и т. д.) Мой вопрос заключается в следующем: какова сущность греха опьянения, любым веществом? Как убедительно донести современному молодому человеку духовный вред опьянения, даже если он " в меру"?
6 Ответов
В Писании неоднозначно сказано о вине, которое не только веселит сердце человека, но и в котором распутство (Еф. 5:18). Библия многократно предупреждает:
Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен. (Прит.20:1)
Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. (Ис.5:11,12)
Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. (Ис.28:7)
Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище. (Прит.23:20,21)
Теперь что касается наркотиков. Они были хорошо известны в древности и использовались язычниками. Да и до сего дня ими пользуются шаманы у нас на Дальнем Востоке Нигде ни одного доброго слова нет в Библии в адрес одурманивающих веществ, потому что они лишают человека ясного сознания и мешают нам быть храмами Святого Духа (1 Кор. 6:19). Так надо и нам относиться к этим веществам.
Всеобщая эпидемия пьянства и наркомании, которую мы все наблюдаем,- самое яркое свидетельство того, что ничего доброго в этом нет. Думаю, и Вам известны люди, которые рады были бы оставить эту зависимость, но не могут. Увы, многие из них умирают или оказываются за решеткой. Лучше не начинать.
А вы много знаете людей, которые употребляют в меру и не скатились до уровня зависимого? Ни я, ни мои родственники - ни одного. Зато миллионы антипримеров. Лучше уберечься от греха подальше. Да и кроме веществ и вина есть десятки способов развлечь себя.
Таких много. Увы, у молодежи нынче модно баловаться этим. Это просто продолжение идеологии потребления и конформизма. Удовольствие становятся изощеренее. Боюсь это может привести к тому что описывал Хаксли в романе «О дивный новый мир» — всеобщему потреблению как лекарству от грусти, как победа над зияющей пустотой души.
Но ведь это молодежь. Вы не знаете, что с ними будет через 20-30 лет. Употребление алкоголя убивает клетки мозга и вызывает рак. Но если смерть — их выбор — думаю, тут мало чем помочь…
Определенное влияние алкоголя на организм, которое приводит к поднятию настроения не считается грехом (Пс.103:15). Грех начинается там, где человек теряет над собой контроль. Если это происходит ненамеренно - это обыденный грех, если есть намерение напиться - смертный грех. Кроме того, регулярное употребление может привести к пагубной зависимости. Не будем также забывать, что алкоголь бывает разным и отдельным вопросом нужно ставить соотношение качества вина библейских времен и наших. Я полагаю, что тоже самое относится к марихуане. Не считаю, что любое ее употребление - смертный грех. Однако ее легализация может привести к тяжелым последствиям в масштабах общества. Поэтому
Церковь категорически выступает против легализации любых видов немедицинского употребления наркотических веществ, в том числе так называемых «легких» наркотиков.
При этом надо признать, что употребление алкоголя имеет гораздо более выраженное социальное одобрение в нашем обществе по сравнению с травой.
Как убедительно донести современному молодому человеку духовный вред опьянения, даже если он ”в меру”?
Я вижу тут два основных риска.
- Приобретение зависимости (если не иметь привычки к употреблению, то и не возникнет зависимости).
- В состоянии любого опьянения гораздо проще совершить грех (неумеренный и непристойный смех, чревоугодие, похотливые взгляды и действия). Христианину нужно беречь себя от всякого греха и избегать поводов к нему. Поэтому св. Иероним Стридонский пишет:
Вино и молодость двойное воспламенение для чувственности. Зачем же подливать масла в огонь? Зачем подносить трут к пылающему телу?
Кто-то толстеет, кто-то на диетах до истощения худеет, кто-то вегатарианец, кто-то много пьёт, кто-то курит, а некоторые потребляют наркотики.
Всё это есть чревоугодие, страстная служба своему телу, где не остаётся места для Бога.
Это справедливо. Но где начинается страсть чревоугодия в случае с алкоголем или тем же кофе? Скорее всего там где появляется привычка, психологическая зависимость… Сторонники т. з. употребления скажут что если у нас не появляется подобной психологической зависимости то это не грех, а инструмент «веселья» , «расслабления», наподобие вашего винопития, чтения или общения. Мое мнение состоит в том что грех именно в опьянении, потери контроля пусть и легкого над сознанием, извращенное удовольствие, ввергание себя в область духовного расслабления.
Апостол Павел считал вино в небольших дозах лечебным. 1Тим. 5:23
Ещё его мнение: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» 1Кор. 6:12
Господь на Тайной Вечери допустил к Чаше всех, и там пили из бокалов, а не из ложечки. Апостолы еженедельно это повторяли за столом, находясь в духовных беседах.
И ещё о духовном трезвении: «всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» 1Фес. 5:16-18
Потому, будем пить вино, хмелеть, но не упиваться Еф. 5:18 и этим не будем перечить Господу и святому апостолу Павлу, придумывая от себя лишнее.
Граница там, где вино становится целью, как говорится, в доме алкоголика не бывает и капли спиртного.
Роман, еще такое соображение. Бог есть Истина ("Я есть путь и истина и жизнь" (Ин. 14:6)), и Он хочет, чтобы все были как Он ("Будьте святы как Я свят" (1 Пет. 1:16)), т.е. все должны стремиться к Истине. А помрачение сознания лишает истинного восприятия (себя, своих грехов, Бога, положения себя относительно Бога и т.п.). Конечно, наше восприятие всегда искажено, но человек должен стремиться уменьшить это искажение, а при опьянении он сознательно его усиливает, т.е. отдаляется от Истины.
Сущность страсти в том, что "мы не можем жить без этого". Вот, к примеру взять так называемый "эффект бодрости". Вы думаете, что это нормально жить на "временных усилителях"? Ничего подобного.
Здравый телом человек имеет здоровое питание, особенно кушает много овощей, ведет здоровый образ жизни, часто принимает водные процедуры. А в наш "цивилизованный компьютерный век" еще и много времени проводит на природе, много двигается. И, конечно же, здоровый сон.
И такой человек не имеет нужды в усилителях!
Мне вспомнилось, что есть такая телевизионная программа, "Мир Наизнанку". Мне очень запомнилась серия, где в Пакистане есть такой вид борьбы как "Боевое искусство кушти". Вы можете найти эту серию в интернете и посмотреть. Поразительно, какие там здоровые и сильные люди, при этом они все очень разные по телосложению и живут в бедном районе, питаются тем, что сами вырастили или люди принесли, помогли.
Проблема в том что это не было раньше так распространено, как впрочем и табак с кофе. Сторонники потребления канабиса скажут что теперь то люди узнали правду и относительную безвредность этого в отличии от алкоголя. В Библии нет четкой формулировки запрещающей именно это скажут они. Но зато там есть осуждение опьянения, всякого помутнения рассудка. Ибо «лучше исполняться Духом Святым чем пьянством». В аскетической устремлённости ко Христу необходима полнейшая трезвость, ибо наше призвание быть храмами Святого Духа. Но как тогда быть с алкоголем? Действительно есть степени опьянения и дальше лёгкой христианам заходить нельзя. Но ведь и сторонники «употребления» скажут что мы не заходим далеко.