Здравствуйте! Меня беспокоит такая ситуация.
Я не из воцерковленной семьи, стала воцерковляться сама около 2 лет назад. Сейчас стала реже ходить в храм и участвовать в Таинствах. О Боге все время думаю, но меня одолевают сомнения во Христе (в том, что Он Бог, т.к. однажды меня стали в этом переубеждать, говорить, что неверно переведено и т.д.) от чего я очень мучаюсь, т.к. преодолеть эти сомнения не получается при том, что я знаю, что Писание - богодухновенно. Год назад сомнения тоже были, но в Таинствах участвовала регулярно. Понимаю, что во всем этом есть моя вина. При всем этом, так сложилось, что кроме меня в семье до Церкви не дошел пока никто (говорю это не потому, что я будто бы хорошая, а просто как есть, чтобы объяснить ситуацию).
Год назад у моей сестры родилась дочка, моя племянница. Родители собирались ее крестить, выбирали крёстных, одна из которых - я. Муж сестры, вроде, совсем не верующий, сестра на эти темы не задумывается.
Недавно у нас произошел такой разговор, в котором сестра говорила о том, какой она хочет крестик (красивый и т.д.), и я сказала, что крест - это не украшение. А до этого я высказала свои сомнения поводу крещения племянницы своей маме, сказав, что, возможно, в нашем случае ребенка следует крестить в более сознательном возрасте, когда для нее это запомнится, т.к. родители в православной вере и вообще в вере воспитывать ее не будут. Также я сказала о том, что вхождение в Церковь - это ответственность. Я же сейчас учусь в другом городе, и приезжаю домой несколько раз в год, поэтому полноценно участвовать в воспитании ребенка в вере не смогу (по крайней мере до определенного возраста). Моя мама передала мои мысли сестре, и они решили с мужем, что пока крестить не будут, а потом, когда подрастет, я ей расскажу, и она, условно, решит, хочет или нет. Я отношусь к этой точке зрения плохо (что ребенок сам выберет), но в нашем случае в любом случае будет примерно так, хотя я собираюсь ребенка направлять в вере и молиться за него, чтобы Бог привел ее к Себе.
При этом у меня остаются сомнения, правильно ли мы решили. В какой-то мере, мне кажется, я просто не хочу брать сейчас на себя определенную ответственность, боюсь чего-то. Например, того, как давать обеты за ребёнка при крещении, как читать Символ веры, если у меня сомнения, с которыми я сама не могу справиться. Грубо говоря, теоретически я очень неплохо знаю догматику Церкви, могу многое объяснить, но мой ум постоянно сомневается, и я от этого сама очень страдаю. При этом, когда я говорю о вере с людьми, я говорю им так, как учит Православная Церковь, не говоря о том, что "а вдруг не так" (с мамой однажды только делилась сомнениями и с верующими людьми).
Помогите, пожалуйста, разобраться. Будет ли более правильным решением отложить на несколько лет Крещение ребенка, когда он начнет чуть больше понимать, говорить, и я ему расскажу о Боге, поговорю и т.д., и он примет (если, конечно, не будет сопротивляться...) крещение в более осознанном возрасте? Не во взрослом, повторюсь, но в более осознанном.
Простите за длинный текст. Надеюсь на понимание и какую-то помощь.
4 Ответа
Здравствуйте.
В данном случае я разделяю мысль о том, что лучше отложить крещение ребенка на некоторое время, пока не станет понимать что происходит, но с непременным условием, что Вы все таки возьмете на себя обязанность рассказывать племяннице о Боге, вере и Церкви. Иначе получится совершенно бессмысленное действие - отложить крещение без цели подготовить к нему.
Базовое условие Крещения ребенка - это наличие человека, который готов регулярно наставлять его в православной вере. Если такого человека нет, то ребенка можно крестить только в случае смертельной опасности. Таким образом, если сейчас такого человека нет, то, на мой взгляд, разумно отложить Крещение на какое-то время.
Спасибо!
Вопросов очень много. Самый главный - о крещении. Во времена свт. Иоанна Златоуста крестились уже в зрелом возрасте, осознанно. Позже стали задаваться вопросом, куда попадают некрещёные дети в случае внезапной смерти. Пришли к выводу, что дорога в рай до Страшного Суда им закрыта, а там Господь уже решит. Чтобы избежать терзаний совести, стали крестить сразу после рождения. Но это было в среде тотального христианства, где вопрос о вере родителей и воспитания ребёнка в вере даже не вставал. Наша действительность уже другая и надо смотреть на многие факторы. На сегодняшний день главным условием является вера крёстных, будут ли они воспитывать ребёнка в вере. Затем и проводится катехизация самих крёстных, занятия с ними в церкви. Потому этот вопрос адресован Вам: сможете ли воспитывать крестницу в вере? Если Вы решили, что пока не сможете и лучше отложить, значит на сегодняшний день это лучшее решение.
Касательно Ваших сомнений в вере. Очевидно Вам пришлось пообщаться с сектантами. Сочувствую, это - тяжёлый народ с заученными цитатами на все случаи жизни. У них шаблонное мышление, с которым трудно что-то сделать. Потому, не окрепнув в вере, не советуют вступать в прения о вере с этими людьми, всё-равно Вы им ничего не докажете.
Относительно Божества Иисуса. Являются ли для Вас авторитетами в вере свтт. Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский? Думаю, что да. Так вот эти святые как раз и участвовали в деяниях Первого Вселенского Собора, на котором была осуждена ересь Ария. Этот человек тоже подвергал сомнению Божество Иисуса. Символ веры был утверждён именно этими святыми с рядом других, присутствовавших на этом соборе. Прпп. Серафим Саровский и Сергий Радонежский и все святые так веровали. А теперь оказывается, что они были настолько глупы, что не разобрались в коллизиях перевода с древнегреческого! Надо же, какие умники у Вас там нашлись! Свт. Иоанн Златоуст, в совершенстве владевший древнегреческим, и живший в 4-м столетии, почему-то не заметил такой странности перевода Священного Писания, хотя толковал его вплоть до каждой буквы, а эти Ваши "мудрецы" заметили!
Привожу Вам цитаты из Священного Писания, где прямо говорится о Божестве Иисуса:
И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1Тим.3:16).
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин.1:1).
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня (Ин.1:14-15).
А вот толкование на это место свт. Иоанна Златоуста:
«Бог явился во плоти»,то есть, говорит, Творец был видим во плоти. «Оправдал Себя в Духе». Этим он говорит, что премудрость была оправдана от сынов своих, или – что (Иисус Христос) не поступал льстиво, как сказано и пророком: «потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис.53:9). «Показал Себя Ангелам» (1Тим.3:16).
Следовательно, и ангелы вместе с нами увидели Сына Божия, а прежде Его не видели. Поистине, великая тайна. «Проповедан в народах, принят верою в мире». По всей вселенной услышали о Нем и уверовали в Него. На это указывает и пророк, когда говорит: «Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их» (Пс.18:4). Не подумай, что это просто слова, не имеющие никакого значения. Нет, они не таковы, напротив – исполнены сокровенного смысла. Вознесся во славе, то есть, на облаках. "Сей Иисус, – сказано, – вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян.1:11). Обрати внимание на благоразумие блаженного Павла.
У Вас ещё остались сомнения в правильности перевода? Думаю нет. Толкования на Евангелие от Иоанна найдите у этого святого уже самостоятельно.
Молитесь об умножении у Вас веры, как апостолы молились, или как отец больного отрока.
Помощи Божьей Вам.
Спасибо Вам большое!..
Соглашусь с Вами в вопросе о крещении. Нельзя понимать это таинство механически, т.е. просто надо крестить, чтобы ребенок был здоровый и под защитой Бога. Главное, что это духовное рождение и акт вхождения в Церковь - Тело Христово. Но возрастание в Теле Христовом возможно только при условии научения, доброго примера и церковного воспитания вкупе с регулярным участием в таинствах. Ничего этого, конечно, в изложенном Вами случае не предвидится. Поэтому продолжайте общаться с племянницей, по мере взросления рассказывайте ей о вере, показывайте иконы, учите молиться, иногда водите в храм и объясняйте, что там есть, а главное - сами молитесь о девочке и ее отце дома, а сестру можно поминать не только дома, но и на церковных молитвах. Если будет воля Божия, то и племянница, и ее родители со временем почувствуют необходимость крещения.
Теперь что касается Вашей собственной веры. Мне приходилось встречать множество людей, которые сами приходили к вере во взрослом возрасте, хотя среди их родных и близких все были неверующими или нецерковными. Так что у Вас достаточно типичная ситуация. Но меня несколько насторожили Ваши слова:
Грубо говоря, теоретически я очень неплохо знаю догматику Церкви, могу многое объяснить, но мой ум постоянно сомневается, и я от этого сама очень страдаю.
Я вот, хотя и окончил духовную академию, не решился бы сказать, что хорошо знаю все церковное вероучение. Оно - как бездонный океан, чем больше в него погружаешься, тем сильнее ощущение, что ты ничего не знаешь. Тем более вера Церкви очень плотно связана с экзегетикой, а кто целиком знает толкование всей Библии? Наконец, вера в словах отражает безупречную духовную жизнь, и наоборот, минимальное греховное повреждение неизбежно скажется на чистоте веры. Я даже не говорю о древних ересях, но что сказать о современных ложных учениях вроде эволюции или новоизмышленных теорий спасения? А ведь я закончил семинарию, будучи твердо уверен в правильности этих концепций. Лишь с годами, с достаточно напряженной борьбой внутри самого себя мне удалось что-то из этого преодолеть в себе. А у Вас - два года, но неплохо знаю догматику...
Ваши сомнения, увы, свидетельствуют, что теоретическое знание пока не вполне соответствует реальному опыту молитвы, борьбы с грехом и культивирования добродетелей. По мере возрастания в духовном делании укрепится и вера. Поэтому я бы советовал пока все внимание обратить на качество молитвы и на необходимость решительной борьбы со страстями, несмотря на, возможно, неблагоприятные внешние условия и влияние окружения. Конечно, это невозможно без чтения. Избирая круг чтения, можно пойти четырьмя путями, во всяком случае ориентируясь на опыт святых отцов:
- Избрать чисто теоретическую книгу об аскетике, например эту.
- Начать систематически читать жития святых в изложении свт. Димитрия Ростовского. Можно прямо взять отдельный месяц и читать подряд.
- Читать подробные жития отцов-подвижников, например такое или такое.
- Читать письма святых отцов, например свт. Феофана Затворника или прп. Амвросия Оптинского.
- Читать специально о молитве, скажем эту или эту книги.
Настоятельно советую ни при каких обстоятельствах не вступать в спор о вере. Вообще этот вопрос в Писании решается так:
Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1Пет.3:15).
Итак, если Вас спрашивают о вере, кратко ответьте. Если желают спорить, то это неуместно, в такой дискуссии не надо участвовать. Даже если Вы не ударите в грязь лицом (что неочевидно), со временем эти вопросы будут снова всплывать в памяти и смущать сердце, что с Вами сейчас и происходит. В худшем же случае в Вашем сердце сразу поселится сомнение, и Вы сами, по своей же воле лишитесь сокровища веры, лишитесь близости с Сыном Божиим, участия в Теле Его Церкви, а в конце концов - душевного мира и Царства Небесного.
Итак, желаю Вам неспешно, но твердо продолжать свое воцерковление. Без систематического участия в таинствах, увы, это невозможно, потому что вера - это дар Божий. Бог начинает отвращаться от человека, который без уважительной причины попирает Его заповедь:
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:53-54).
Поэтому умоляйте Спасителя, чтобы Он укрепил в Вас веру и помог в церковной жизни. Помоги Господь!
Спасибо большое за развернутый ответ!
Спасибо большое за ответ!