7 Ответов
Здравствуйте!
Да. Именно поэтому Церковь и молится о прощении грехов от века скончавшихся. Так же помогает молитва родственников, сотворение милостыни нуждающимся от имени усопших.
Человек после смерти видит все, что сотворил не праведное, раскаивается, но не может совершать добрые дела. Молитва и дела его сродников вменяется ему в заслугу на Страшном Суде.
Но есть одно условие - усопший при жизни уже имел покаяние и делал добрые дела, желал быть с Богом хотя бы в последние мгновенья жизни. Люди, отвергавшие Бога и намеренно совершавшие зло не могут быть помилованы. А молитва за них в некоторых случаях может духовно навредить молящемуся. В частности, молитва за самоубийц.
Помощи Божией!
Конечно! В дополнение к тому, что Вам уже написали:
Господь прямо указывает на это в притче о плевелах и пшенице (Мф.13:24–13:30): окончательное отделение первых от второй произойдёт именно во время жатвы, а жатва — поясняет Спаситель — есть кончина века (Мф.13:39).
И такой момент: в Символе веры сказано, что Христос будет «судити живых и мертвых». Если бы приговор Частного Суда был для всех окончательным, то смысла суда для усопших при Втором пришествии Христовом уже не было бы.
На вечерне в День Святого Духа есть даже коленопреклоненные молитвы конкретно о во аде держимых!
Может ли попавший в ад после частного суда, на Страшном быть оправданным?
Да, конечно. Открываем Исповедание православной веры Восточной Церкви и читаем там:
Те же, кто впали в смертные грехи, но скончались не в отчаянии, а покаялись, еще пребывая в телесной жизни, хотя и не принесли никакого плода покаяния проливанием слез, коленопреклоненным бодрствованием в молитвах, сокрушением, утешением бедных и вообще выражением в делах любви к Богу и ближнему – тем, что Кафолическая Церковь с самого начала верно называла удовлетворением, – их души отходят в ад и претерпевают там воздаяние за те грехи, которые они совершили.
Но они знают о своем будущем освобождении оттуда и бывают избавлены Высшей Благостью, благодаря молитвам священников и добрым делам, которые родственники каждого из них совершают для своих усопших; особенно же великую силу имеет бескровная Жертва, которую каждый совершает отдельно за своих почивших родственников, а Кафолическая и Апостольская Церковь – ежедневно за всех вообще. Следует, впрочем, подразумевать, что мы не знаем времени [их] освобождения. Ибо мы знаем и веруем, что таковые будут освобождены от [этого] страшного положения до общего Воскресения и Суда, но когда, мы не знаем.
Те, кто по определению Частного суда, наследуют Царство Небесное, после Страшного Суда будут жить в Царстве Славы. Участь же грешников, попадающих по определению Частного суда в ад, может быть принципиальным образом изменена. По молитвам за них, произносимых со стороны Церкви, по частным молитвам ближних, в силу творимых в их память добрых дел, они могут могут быть избавлены от адовых мук и присоединены к тем, кто наследует Царство Славы.
Есть такое выражение: "Капля Божественной справедливости тонет у море Божественного милосердия".
Бог настолько милосерд, что на Страшном Суде помилует часть из тех людей, которые сейчас находяться в темницах ада и приимет их к Себе в Царство Небесное. На Страшном Суде будет положен тот предел Милосердия Бога, после которого начинается Справедливость Бога.
---
Мы также можем помочь усопшим родственникам, друзьям, близким людям - помолиться за них, раздать милостыню. А, особенно, помолиться в Церкви на Литургии. Детальный разбор о том, как помочь усопшим с книг святых смотрите здесь:
ПОМОЧЬ УСОПШИМ. Что приносит нашим усопшим наибольшую пользу ? Протоиерей Димитрий Беженарь
Бог властен над тем, что может перевести человека с ада в рай, в том числе сейчас, между Частным Судом и Страшным Судом. Милостыню не забывайте давать и сами меняйтесь к лучшему.
---
Но не следует просить у Бога даровать Царство Небесное и помиловать людей жестокосердных и откровенно богохульных. За таких людей мы можем лишь помолиться со словами, чтобы Бог "Даровал им по милости Своей". Они, хоть и остануться в аду, но Бог может даровать им капли воды живой, облегчить их мучения.
Да, конечно, такая надежда остается у умерших в православной вере и в покаянии христиан, не вполне исполнивших заповеди и не совершивших необходимых дел покаяния. Для прочих (атеистов, еретиков, иноверцев, тяжких нераскаянных грешников) - будущее определено раз и навсегда.
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. (Ин.3:16-21)


На поставленный таким образом вопрос я бы ответил учением о смертных грехах (блуд, убийство, ересь и проч.). Но вообще у нас должно быть самосвидетельство наученной по Евангелию совести.

Но ведь по идее любой грех можно считать смертным, условно если матом ругался, ведь в Первом Послании Апостола к Коринфянам, 6 глава 9 стих сказано: не обманывайтесь, злоречивые Царствия Небесного не наследуют.

Верно. Поэтому я и сказал Вам о совести. Напомню апостольские слова:
Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. (1Пет.3:16)
Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. (1Кор.11:31)
А как понять именно тяжких нераскаянных грешников?
Ведь любой грех в принципе тяжкий, условно если человек матерился всю жизнь. Или там если был раздражителен, вспыльчив очень. Где та грань между тяжкими грехами и обычными?