С праздником!
Я часто говорю ближним и друзьям слова наподобие: «ты делаешь прогресс», «я верю, что ты справишься», «я рада, что мы дружим/знакомы». Хочу поддержать человека в помощи Церкви, спорте или достижениях в учёбе, так как и мне всегда стараются выразить слова поддержки. Чувствую необходимость возвратить добро. При случае добавляю вслух «Слава Богу!».
Считала, что это тоже любовь ко ближнему. Но святые отцы с осторожностью говорят о похвале, вот и обеспокоилась.
Не являются ли мои слова вредными для слушателя? Спаси Господи.
4 Ответа
Если желаете, хвалите своих близких, к ним слова святых отцов относятся лишь в небольшой степени. Святые отцы предостерегают против похвалы лишь тех, кто ведет духовную жизнь. Таким людям неумеренная или несвоевременная похвала может доставить великий вред.
Чтобы Вам была понятна разница, приведу яркий пример из жития прп. Силуана Афонского (до пострига Симеон):
Симеон, полный недоумения, пошел в Старый Русик за советом к старцу Отцу Анатолию.
Последний, услышав о всем происходящем с молодым монахом, говорит ему:
– Ты, наверно, много молишься?
– Я молюсь непрестанно, – ответил Симеон.
– Думаю, что ты неправильно молишься, и потому так часто видишь бесов.
– Я не понимаю, что значит правильно или неправильно молиться, но я знаю, что надо всегда молиться, и потому постоянно молюсь.
– Во время молитвы ум храни чистым от всякого воображения и помысла и заключай его в слова молитвы, – сказал ему Старец Анатолий и объяснил при этом, что значит «чистый» ум и как его «заключать» в слова молитвы.
У старца Анатолия Симеон провел достаточно времени. Свою поучительную беседу отец Анатолий закончил словами нескрываемого удивления:
«Если ты теперь такой, то что же ты будешь под старость?»
Отец Анатолий был терпеливый и выдержанный подвижник, свою долгую жизнь, как говорил о нем Старец Силуан, он провел в подвиге поста и покаяния, но лишь под старость, на 45 году монашества испытал он великую милость Божию и познал, как действует благодать. Естественно, что он был удивлен жизнью молодого монаха, но, конечно, он не должен был выявлять своего удивления, и в этом была его ошибка, так как он дал молодому подвижнику сильный повод к тщеславию, с которым тот еще не умел бороться.
Ошибка старца Анатолия была не только педагогической, но и против благодати. Благодать Божия не допускает подлинного подвижника говорить своему собрату похвалу, которую даже совершенные нередко не могут понести без вреда. Похвалы говорятся только в том случае, когда кто-либо изнемогает от отчаяния, но открывать глаза «шуйцы» на то, что творит с нами десница Божия или совсем не должно, или с величайшим искусством и осторожностью.
Так или иначе, у молодого и еще неопытного монаха Симеона началась самая трудная, самая сложная, самая тонкая брань с тщеславием. Гордость и тщеславие влекут за собой все беды и падения: благодать оставляет, сердце остывает, ослабевает молитва, ум рассеивается и начинаются приражения страстных помыслов. Душа, созерцавшая иную жизнь, сердце, испытавшее сладость Духа Святого, ум, познавший чистоту – не хотят согласиться на принятие осаждающих дурных мыслей, но как достигнуть этого?
Тем не менее, обращу Ваше внимание, что в современной психологии и педагогике похвала («положительное подкрепление») воспринимается чуть ли не как универсальное средство для достижения позитивных целей. Однако достаточно хотя бы немного почитать Священное Писание, чтобы увидеть, что такое мнение весьма далеко от божественной педагогики. Неумеренная похвала не только вызывает в человеке тщеславие. Она заставляет его думать о себе, будто он уже достиг цели, хотя бы он был только в начале пути. Поэтому в реальности избыточные похвалы мешают не только в духовной, но и в обычной жизни. Можно подбирать другие подбадривающие слова, напоминать о помощи Божией, молиться о человеке, призывать внутренне собраться и т.п.
Похвала подобна сахару: в небольшом количестве он хорош, а вот его избыток может привести к разным болезням.
Хвалить можно и нужно, но с рассуждением. Вы правильно сказали, что похвала - это поддержка и поощрение к добрым делам.
Уместно здесь вспомнить слова христианского писателя К. С. Льюиса о реакции на похвалу:
Если вы испытываете удовольствие, когда вас хвалят, это не свидетельствует о гордости. Ребенок, которого похлопали по плечу за хорошо выученный урок, женщина, чьей красотой восхищается возлюбленный, спасенная душа, которой Христос говорит: “Хорошо, верный раб”,- все они чувствуют себя польщенными, и это вполне закономерно. Ведь здесь – удовольствие вызывает не то, какой вы, а сознание, что вы сделали приятное кому-то, кого хотели (и правильно!) порадовать. Беда начинается тогда, когда вы от мысли: “Я доставил ему удовольствие; как хорошо!” – переходите к мысли: “Должно быть, я очень хороший человек, раз сделал это”. Чем больше вы нравитесь себе и чем меньше удовольствия испытываете от похвалы, тем хуже вы становитесь. Если похвала вообще перестает занимать вас и любование самим собою становится единственным источником вашего удовольствия, значит, вы достигли дна.
Спаси Господи! С Божьей помощью постараюсь с рассуждением поступать.
Похвала нужна, когда человек скорбит, унывает, чувствует себя неуверенно. Похвала нужна учащемуся, чтобы он знал, что делает правильно. В этих случаях похвала не наносит вред, а является поддержкой, воспитательной мерой.
В других случаях похвала вредит человеку. Этому посвящена целая 6-я глава у ап. Матфея, где он приводит слова Господа:
Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. (Мф.6:5)
Другими словами, за похвалу от людей, они лишаются награды от Господа.
Более того, святые отцы утверждают, что Господь всячески скрывает от человека его достижения, чтобы он не возгордился. В то же время дьявол старается эти достижения открыть, а ещё и преувеличить, чтобы человек потерял благодать и отпал от Бога. Потому святые отцы учат презирать похвалу, что бы не потерять смирения, а с ним и Бога.
С похвалами надо быть очень осторожной, чтобы не навредить людям. Если у человека потухший взгляд, то его можно и подбодрить, похвалить. А если он и так светится от счастья, то зачем же ему ещё дров в топку тщеславия подбрасывать? Достаточно сказать: «Слава Богу!»
Спаси Господи!
Спаси Господи и благодарю за отрывок из творений св. отцов. Действительно, как горькое блюдо, так и слишком сладкое неприятно вкусу. И душе полезно всё в меру?