6 Ответов
Церковь не призывает поклоняться святым как богам. Мы обращаемся к ним с молитвой как к старшим наставникам, учителям веры, как к тем, кто может помолиться за нас Богу. Мы же молимся за своих близких, друзей, знакомых, и они молится за нас. Так и святые могут помолиться за нас, помочь нам, если мы их попросим об этом. Это вполне нормально, поскольку Церковь - это общность всех христиан, и тех, кто сейчас живет на Земле и кто умер, и кто сейчас рядом с Богом. У Бога нет мертвых, у него все живы.
Роман, совершенно не нужно творить из святых кумиров (посмотрите значение этого слова в те времена, когда была дана 2-я заповедь Декалога).
Могу я просить Вас помолиться о чём-то или о ком-то? Почему же тогда не могу попросить об этом же святого Серафима Саровского, например?
Если мы можем почитать родителей или начальствующих, то что нам мешает почитать святых?
То же касается просьб о помощи, благодарности...
Низко Вам кланяюсь, Роман, прошу молитв о мне, благодарю Вас за вопрос!
Мы призываем Святых в посредничество между Богом и нами, чтобы они молили Его за нас, но призываем их не как богов каких, но как друзей Его, которые служат Ему, славословят Его, и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам своею собственною силою; но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать.
Ибо и Священное Писание научает нас, чтобы мы просили Святых еще при жизни их принять посредничество между Богом и нами, и молиться о нас, по примеру Апостола Павла, который сказал: «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» (Рим. 15:30).. Кроме того, сам он за других молил Бога, как сам же свидетельствует словами: «Всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою» (Флп. 1:4).
- Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, Ч. 3, вопрос 52.
Почему же нельзя?!
В кумира можно превратить всё, если мы это существо, явление, пристрастие, или вещь ставим между собой и Богом.
Есть 2-я заповедь, и ниже 5-я заповедь: "Чти отца и мать твою, и благо тебе будет, и долго будешь жить на земле". Исх. 20:4-12
Так неужели в Декалоге противоречие о том, кого любить, Бога или родителей? А может только родителей любить? Не зря 5-я заповедь позже записана, этим отменяет 2-ю...
Но это ирония. Для нас всех мирян, Бог на первом месте, супруг/супруга на втором (как одна плоть), дети на третьем. И родителей нам нельзя забывать.
Упоминание понятия "кумир" в данном случае неприемлемо, так как кумир в классическом понимании - это рукотворное ложное божество. А икона - это не наше божество, а как бы смартфон, с помощью которого мы видим лицо того, к кому обращаемся. Можно молиться и без икон, но с ними нам легче сосредоточиться на молитве.
Что касается святых. Представьте себе, что Вы лично знакомы с праведным человеком, которого периодически просите помолиться вместе с Вами о Ваших нуждах. Вы так делаете потому, что понимаете: молитвы такого праведника не могут быть проигнорированы Богом, в отличие от Ваших. Разве это значило бы, что Вы поставили этого человека на место Бога? Очевидно, что нет, просто он Ваш духовный учитель и помощник во взаимоотношениях с Богом.
В случае с почитанием святых происходит абсолютно то же самое: мы просим праведных людей, уже отошедших из этого мира, помолиться вместе с нами о наших нуждах Богу, у престола Которого они пребывают.
С уважением,
Если расшифровывать полностью эту "схему", то мы молимся им как друзьям Божиим, чтобы они помолились за нас перед Богом.
Поскольку это типичный протестантский вопрос, ответ можете посмотреть в любом антисектантском пособии. Рекомендую, например, заметку о. Олега Стеняева О почитании святых.