5 Ответов
Надо различать грех (т.е. злой поступок или слово) от страсти (греховного помысла). Может быть, великий праведник способен прожить день с помощью Божией без греховных поступков. Хотя тонкость их такова, что с годами начинаешь видеть в себе грех там, где раньше его вовсе не замечал.
Однако греховные помыслы хотя бы мимолетно бывают у каждого человека, даже у святого. Поэтому греховность есть у всякого, о чем свидетельствует и Писание:
«Помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт.8:21).
«Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов.14:4).
«И как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною?» (Иов.25:4 ср. 15:14).
«Вот я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя» (Пс.50:7).
«Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер.17:9).
«Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1:14).
«Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин.1:8).
Верно! Решающее место в этом деле, конечно, имеет регулярное участие в таинствах исповеди и причащения, а также наша внутренняя решимость изо всех сил исполнять заповеди Божии (в которых мы поучаемся, постоянно перечитывая Новый Завет) и терпеливо переносить с надеждой на милость Божию все случающиеся скорби.
В идеале, конечно, может. Например, Божья Матерь так могла. Однако на практике это редко у кого получается.
Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас (1Ин.1:8).
Чаще всего люди совершают грехи языком: празднословя, злословя, осуждая. Также делом, даже не замечая того. Например, нас обидели и мы не стали мстить в ответ, однако всем своим видом показываем, что теперь былых отношений не будет. А это ведь есть непрощение обиды и мстительность. И таких примеров можно приводить множество. Если же обратимся во внутрь нашей души - к мыслям и чувствам, то найдём там целую толпу грехолюбивых «детей» наших ума и сердца. Ведь надо не только поступать по-евангельски и говорить, но даже мыслить и чувствовать. Новый Завет именно об этом.
Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – (Мф.15:19).
Потому святые видели свою греховность и до конца жизни искренно каялись в ней. Так и нам надо поступать. В борьбе с грехом самые действенные средства: частая исповедь, причащение и молитва на всяком месте и в любое время.
Спасибо за ответ!
Прп. Пинуфий говорит по этому поводу:
Что же касается малозначительных грехов, в которые и праведник семь раз в день впадает, то покаяние за них никогда не должно прекращаться, ибо мы каждодневно волею или неволею делаем их то по неведению, то по забвению, в мысли и в слове, то по обольщению, то по неизбежному увлечению или по немощи плоти.
Спасибо
Спасибо большое за ответ и цитаты из Библии! Я поняла, что не надо отчаиваться из-за своей греховности, а каяться и «вставать», жить дальше и с Божьей помощью бороться с грехами