Здравствуйте.
Интересует два вопроса по поводу ЭКО
Если супружеская пара решилась на ЭКО без «замораживания и умерщвления» эмбрионов, а ребёнок всё же погиб в утробе, несёт ли она ответственность за это? А если в ходе беременности встанет вопрос об аборте при угрозе здоровью женщины?
Как быть, если муж и родители настаивают на ЭКО, а ты против?
5 Ответов
Начать можно с последнего вопроса. Если вас толкают на ЭКО, а вы против, то надо проявить себя в качестве свободной личности и настоять на своем, руководствуясь собственными духовными ценностями и совестью. Тем более, что предоставлять для манипуляций свой организм предполагается не мужу и не родителям, а вам.
Я никогда не слышал про ЭКО без замораживания и умерщвления. Но если таковое имеется, то полагаю, что грех в случае гибели плода в утробе все равно имеет место, так как сама процедура достаточно антиприродна, чревата повышенным риском негативных побочных эффектов, но люди осознанно пошли на этот риск. Всё-таки это не равнозначно обычному выкидышу в результате естественного зачатия, ИМХО. Хотя я могу и заблуждаться в данном вопросе.
Что касается аборта по медицинским показаниям, то это допустимый для христианина процесс выбора меньшего зла, но все равно это грех, в котором надо каяться. Особенно если принять во внимание уже упомянутый фактор повышенного риска.
Самым правильным в такой ситуации было бы оставить всё на волю Бога и воздержаться от процедуры ЭКО, даже если вам обещают в ее процессе не осуществлять убийства зародившихся человеческих жизней. Слишком уж все это, как говорится, на грани.
Лучше всего вам обсудить данный вопрос с духовником или другим священником, который вызывает у вас симпатию и доверие, и сделать это не в виртуале, а вживую.
С уважением,
- Такая ответственность будет у женщины даже без ЭКО, потому что если по таинственным путям Промысла Божия ребенок не выжил, отчасти в этом виновата и мать, которая не смогла своими молитвами, добрыми делами и высокой христианской нравственностью умолить Бога о сохранении ребенка (см. текст молитвы Требника).
- Но при ЭКО эта ответственность усугубляется, т.к. ребенок появился вопреки явному нежеланию Бога давать его так, как было установлено изначала для людей.
Я вообще склонен считать ЭКО скрытой формой богоборчества со стороны родителей, которые не желают смириться с тем, что Бог не желает давать им детей. На своем мнении, конечно, не настаиваю, но хочу напомнить известную историю о рождении прор. Самуила (1Цар.1).
- Несомненно, ответственность за принятие решения об ЭКО и всех последствиях лежит на супругах. Впервые слышу об ЭКО без замораживания. Как правило, оплодотворяются несколько яйцеклеток, и лишь одна или часть используется для помещения в утробу матери. Остальные замораживаются и позже, если манипуляция прошла успешно, умертвляются за ненадобностью. Могу ошибаться на этот счет, технологии быстро развиваются. Но даже если будет использована одна яйцеклетка, то это не отменяет ответственность супругов.
- Угроза жизни женщины бывает и без ЭКО, отношение Церкви к вопросам аборта описано в этом документе
- Руководствуйтесь своими христианскими принципами, ведь речь идет не только о рождении, но и об убийстве.
Здравствуйте! Надо сказать, что процедура ЭКО является аморальной не только по причине возможного убийства «лишних эмбрионов». Оно нарушает естественный порядок зачатия ребенка при интимном соединении супругов, как это установил Бог. То, что из греха мастурбации для получения спермы и искусственного оплодотворения происходит некое благо - зачатие долгожданного ребенка, не может оправдывать грех. Добрая цель не оправдывает аморальные средства ее достижения.
Если супружеская пара решилась на ЭКО без «замораживания и умерщвления» эмбрионов, а ребёнок всё же погиб в утробе, несёт ли она ответственность за это?
Полагаю, что нет. Это никак не зависело от супругов.
А если в ходе беременности встанет вопрос об аборте при угрозе здоровью женщины?
Грех остается грехом, однако в таких случаях в практике нашей Церкви женщина не отлучается от причастия, а только несет покаянную епитимию, которую должен назначить священник на исповеди.
Как быть, если муж и родители настаивают на ЭКО, а ты против?
Также как и с предложением совершить аборт, настаивать на том, что это против Ваших принципов и Вы не пойдете на грех. Здесь нужно учиться проявлять решительность и железно стоять на своем.
Думаю, что Вам нужно выбрать ту позицию, которая наиболее обоснованна, а не наиболее удобна. Представленная мной позиция исходит из аморальности любого искусственного вмешательства в созданный Богом процесс зачатия. Одно дело лечиться, другое дело - вмешиваться в сам процесс, который изначально предусмотрен как интимный акт супружеской любви, а не технология.
Спасибо
По этому вопросу действительно существует много мнений и они все по-своему правильны. Однако священник в своей пастырской деятельности должен руководствоваться Соборными постановлениями Церкви, если они есть по данному вопросу, или учением святых отцов. Хочу ответить именно с этих позиций. Как Вы правильно заметили в комментариях в Основах социальной концепции РПЦ по этому поводу сказано:
Пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений...
Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).
Мне известно, что православные врачи или врачи, работающие с православными клиентами, действительно идут на процедуру оплодотворения одной яйцеклетки, избегая убийства «лишних» эмбрионов (зачатых детей, по православному). Таким образом, то что Вы делали, с Соборной точки зрения Церкви, грехом не является.
Однако гибель ребёнка в утробе нуждается в исповеди и особой молитве священника для матери. В Требнике есть эта особая молитва.
Аборт по медицинским показаниям - очень неоднозначная процедура. Врачи часто перестраховываются. Многие верующие женщины не соглашаются на это, молятся и рожают здоровых детей. Потому это допустимо только, если есть полная уверенность в угрозе жизни матери и невозможности выжить ребёнку.
Спасибо за ответ. Я ещё ничего не сделала. Меня укоряет совесть, что если я на это пойду, а ребёнок погибнет, не приживётся, то он погибнет из-за меня, так как я пошла на эту процедуру.
Молитесь Божией Матери, святым, долго страдавшим от бесчадия: св. богоотцам Иоакиму и Анне, св. прав. Захарии и Елизавете, св. Анне. Регулярно исповедуйтесь и причащайтесь. Просите Бога даровать ребёнка.
Спасибо всём за ответы. Но получается странная ситуация. Кто-то говорит, что само по себе эко — грех, ибо против воли Бога. Кто-то говорит только из-за онанизма. Кто-то пишет, что выкидыш при эко — не грех. Кто-то ссылается на норму, что даже выкидыш без эко — грех. При этом, насколько я понимаю, Русская Церковь в основах социальной концепции однозначно порицает только вариант эко с умерщвлением эмбрионов.То есть с одной стороны, категоричность, с другой — размытость. А как быть семьям?