В послании к Римлянам 4:15 Апостол Павел пишет, что если нет закона, то нет и преступления.
Первый закон был дан только Моисею.
Однако до Моисея не было заповедей, кроме заповедей данных Адаму. Следовательно, не было и преступлений их нарушения. Возникает вопрос: в чем согрешали язычники до Моисея? Те же древние египтяне? Какую заповедь нарушили жители Содома и Гоморры? И, собственно, в чем состояла праведность Иова, если еще нечего было соблюдать? Получается, помимо заповедей и закона, есть еще "что-то", что делает человека преступником перед Богом? Возможно, это "что-то" — причина, по которой Бог уничтожил первый мир? Иначе как тогда жителям Содома и Гоморры была поставлена в вину их распущенность? А Иов на основании чего считался праведником?
Одна передача научного канала заставила меня задуматься о том, как древние египтяне толковали сны. Подумалось, что при Моисее появилась заповедь не обращаться к волхвам и гадалкам. Но, согласно Ап. Павлу, до этого обращение к волхвам не считалось грехом. Возможно, Господь мог посылать Египтянам откровения через видения или сны и вступать с ними в диалог как Ему хотелось, почему нет?
3 Ответа
Свт. Феофан Затворник подробно отвечает:
Как можно говорить, что грех не вменился до закона? Каину вменен, вменен допотопным, вменен столпоздателям (Столпоздатели — строители языческих «священных» столбов), содомлянам, египтянам; и все они понесли соответственные кары Божии. — На это вот что! — Апостол разумеет такое вменение, по которому бы за грех присуждалась смерть, и смерть, общая всем. Ибо он ищет источника смерти людей после Адама, и, как смерть у него выше поставлена следствием греха, ищет такого греха, который был бы причиною смерти всех по определению Божию. Но такого греха не было; были грехи, но греха в таком значении не было. Не было грешащих по подобию преступления Адамова. Люди грешили, будучи уже насмертниками, осужденными на смерть. И на смерть некоторые осуждались, как допотопные, содомляне, египтяне; но это было не первоначальное, не неточное присуждение смерти, а только ускорение срока смерти, уже присужденной всем.
Как еще: не сущу закону, — когда и до закона Моисеева был закон, — закон совести, Ноев закон, закон обрезания? Но Апостол требует как бы: укажи мне такой закон, при коем Бог Сам лично сказал бы: делайте так и так; если не будете делать, станете умирать. Но такого закона не было, как известно. Были законы, но с другими угрозами, а не с такою. Были и смерти присуждаемы за грехи, как потопом при Ное, огнем в Содоме и подобное. Но это не за нарушение какого-либо закона, данного с угрозою смерти за нарушение его, а за беззаконие вообще, возросшее до такой степени, что беззаконники сделались недостойными жизни. Это было приложение к делу судоопределения, на основании законов, данных прежде, без угрозы смертию. Смерть не в начале с этими делами сочетана, а после присуждена беззаконникам свободным определением правды Божией.
Короче говоря, апостол Павел здесь доказывает всеобщность прародительского греха, из-за которого все, не исключая младенцев, должны умереть.
Возникает вопрос: в чем согрешали язычники до Моисея? Те же древние египтяне?
Ну все эти люди подлежат смерти, "ибо ты прах" Быт. 3:19, так как находятся во власти сатаны. Все они его законная пища, как сказано о проклятии сатаны: "до скончания жизни своей будешь есть прах" Быт. 3:14
В том и дело, что через крещение во Христа, человек перестаёт быть прахом для сатаны, и становится под власть Бога. Теперь, исполняя волю Божию, он имеет возможность стать Его спасённым от смерти сыном

Вы знаете, никогда не думал что слова сказанные змею о том что он будет есть прах, означают что он будет есть людей. И даже не встречал, чтобы кто-то таким образом толковал эти слова