Как известно, язычники знали Бога, но исказили его славу в образ подобный человеку (Рим 1:23).
Не чуждо им были и Библейские мотивы, существа, события и принципы. Так к примеру Шумерская мифология (древнейшая) передавала знание о потопе, о огромных великанах(нефилимах), также они контактировали с падшими ангелами:
«боги, как мухи, собрались к приносящему жертву.» из «Эпос о Гильгамеше».
В греческой мифологии нефилимы известны как полубоги или циклопы, последние которые строили чудеса архитектуры, повторяя слова Библии «это сильные, издревле славные люди."(Быт 6:4).
Но возникает вопрос: откуда у язычников информация о гномах, гоблинах, эльфах, русалках, леших, домовых, кентаврах и тд? Неужели они и вправду существуют, или это форма проявлений бесов? Или это выдумка людей просто?
4 Ответа
Все эти существа - бесы. Они ведь очень разные, как и ангелы. Поэтому их и видят в разных обличьях. А поскольку у языческих народов практически нет защиты против них, то они и встречаются там намного чаще, чем в христианских землях. Отсюда и многочисленные мифы о разной нечисти в языческом фольклоре.
С уважением,
Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Напишу несколько предположений, которые не исключают друг друга.
- Учение о бесах, как о падших ангелах, мы находим уже в Новом Завете. На страницах Ветхого Завета мы можем встретить существ, которые не вписываются в наши привычные представления. Прежде всего, это существа, называемые по еврейски во мн. ч. «шедим» (שֵׁדִים). Они упоминаются всего несколько раз в Библии. Возможно слово происходит от глагола שדד («опустошать, грабить»), либо от аккадского «шеду». В некоторых местах они отождествляются с теми, кому древние иудеи приносили в жертву своих детей. Например, во Втор.32:17: «Приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, [которые] пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши» (ср. Пс.105:37). Перевод «бесам» появляется здесь через греческий перевод LXX, где стоит δαιμονίοις (демонам). Однако в еврейском тексте мы видим לַשּׁדִים (то есть, приносили жертвы «шедимам»). То есть греческий перевод интерпретирует шедим, как демонов, и разницы мы уже не замечаем. Есть другое место Св. Писания, где собрано наибольшее количество нечисти. Это место у пророка Исаии (34:14), который описывает великое запустение Идумеи. В синодальном переводе это выглядит так: «И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой». То, что переведено как «лешие» – это שָׂעִיר (букв. «косматые, волосатые», как это переведено, например, у прп. Макария Алтайского). Тут же однажды за все время упоминается «ночное привидение» или Лилит (в поздней еврейской мифологии этим именем называется демон женского пола). В латинской Вульгате это слово переведено как lamia – чудовище женского пола. Эти существа никак не связаны с сатаной, с ангельским миром, с преисподней. Библейские писатели не проясняют вопрос об их месте и роли в мироздании, откуда они взялись и какова природа этих существ. Непонятно даже являются ли они безусловно злыми. Если таких существ признавали древние иудеи, то неудивительно, что подобные им существа присутствуют в мифологии народов мира.
- Св. Димитрий Ростовский считал, что
Господь не только смешал человеческие языки, но и красоту образа человеческого во многих переменил, едва подобие человеческое в них оставив. Ибо произошли от сих созидателей башни, смятенных гневом Божиим, различные злообразные роды, как выродки человеческого естества, полузвери и полулюди, о которых мы здесь кое-что и скажем.
Во-первых, появились на различных местах в горах и в пустынях имеющие человеческое подобие существа, называемые лесными людьми, или сатирами, живущие со зверями, нагие, косматые, с козлиными ногами и с рогами на головах. Они столь быстры, что ни одно животное не может догнать сатира, разве только тогда, когда он болен будет или состарится.
Затем – ипподоны, или иппокентавры, которые имеют человеческую голову и грудь, а прочее же все тело, подобно коню, имеет ноги и хвост конский.
О сих человекоподобных существах написано в житии преподобного Павла Фивейского. Однажды Антоний Великий пошел вглубь пустыни, чтобы отыскать угодника Божия Павла. Был в полдень великий зной, и старец изнемогал телом, но был бодр духом и не возвращался с предпринятого пути. Если он не знал, куда нужно идти, то подкреплял себя, говоря: «Верую Богу моему, что Он покажет мне раба Своего, которого обещал показать». Чрез непродолжительное время он увидел человека, подобного коню, которого стихотворцы называют иппокентавром.
Увидев сего, старец вооружился спасительным знамением креста и с дерзновением спросил: «Послушай ты, в каком месте раб Божий обитает?» Зверь же преклонился от слов святого и, не имея возможности сказать голосом, показал рукою сторону, в какую нужно было идти к рабу Божию, и удалился быстрым бегом от преподобного Антония. Удивлялся старец видению сего зверя и пошел, куда было указано.
Придя на некое каменистое место, старец увидел иного зверя, который также был до полу подобен человеку, но прочая же часть его тела была зверская – ноги козлиные и рога на голове. Изумлялся старец, видя его, но, будучи вооружен непоколебимою верою, без страха спрашивал, говоря: «Кто ты?» Зверь же, принося финиковый плод, как залог мира, говорил: «Я один из смертных, живущих в пустыне, которых помраченные заблуждением люди называют сатирами и почитают как одного из своих богов; я послан от лица своего стада умолить тебя, чтобы ты помолился о нас общему Владыке, который, когда Он пришел в мир, был познан нами, и «во всю землю изыде вещание Его» (Пс. 18, 5).
Когда зверь сие говорил, утружденный пустынник от радости омочил лицо свое слезами, возвеселясь о Христовой славе и гибели сатанинской, а вместе с тем и изумляясь тому, каким образом он смог понять речь сатира. Ударяя жезлом о землю, преподобный говорил: «Горе тебе, град Александрия, ибо ты вместо Бога почитаешь чудовища! Горе тебе, град блудный, в котором собрались бесы со всего мира! Какой ответ ты дашь, когда и звери Христову силу исповедуют, а ты лесных страшилищ почитаешь за богов?» Когда святой говорил это, зверь убежал в пустыню.
3. Наконец, не стоит исключать и бесовские действия (они могут принимать любой вид) и работу человеческой фантазии.
Если говорить о духовных существах, то есть только ангелы и бесы, различающиеся между собой отношением к Богу. Третьего рода существ, нейтральных каких-то, не существует. Есть ещё человек, душой принадлежащий к духовному миру, который тоже должен определиться в своём отношении к Богу здесь на земле. Достойные займут место отпадших ангелов.
В материальном мире же существует огромное разнообразие живых существ, не наделённых духом. Есть человекообразные обезьяны, имеющие живую душу, но не духовные. Возможно в древности существовали и иные человекообразные животные.
Однако в большинстве своём эти существа - скорее всего бесы, принимающие различные облики для более удобного прельщения людей. Отличить одних от других можно только с помощью креста и молитвы. Животные их не боятся и не исчезают, хотя могут из агрессивных стать кроткими. Бесы же этого всего не выносят и исчезают.