6 Ответов
По-разному бывало. Например, блгв. кн. Александр Невский и прав. воин Феодор Ушаков очень даже защищали свое Отечество от врагов. Но когда дело доходило до защиты самого себя - да, святые либо старались уйти от мучения либо принимали его безропотно, не пытаясь сопротивляться.
Множество других христиан избегали мучения по процитированному выше слову Христову, но святости через это они не стяжали. А мученики укреплялись силой Божией и достигли святости.
В ситуации, в которой находились апостолы и многие христианские мученики, сопротивляться государственной машине было бесполезно (хотя можно вспомнить апостола Павла, который использовал права римского гражданина, когда его пытались подвергать репрессиям). Тем более, что эти люди желали умереть за Христа и чувствовали свою готовность к этому. Они ничего не потеряли, а только приобрели. Выбор Бориса и Глеба также был сознательным и добровольным, значит они сознавали, что именно так нужно было поступить правильно.
Нам всем стоит к этому стремиться или защищать себя всё таки стоит?
Прп. Анастасий Синаит так пишет о ситуации гонений:
Господь сказал: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10:23). Если целью гонения является гибель души, то каждый властен поступать как он хочет в том, в чем он испытывает самого себя. Если же гонения касаются [различных видов] телесного вреда, то мы должны потерпеть ради Христа*.
* Данное выражение (εἰς ἀπώλειαν τῆς ψυχῆς) подразумевает, скорее всего, опасность смерти для человека, а потому каждый христианин должен сам решать, готов он или нет пожертвовать жизнью, или ему следует уйти в безопасное место. Второй же род гонений касается всякого рода телесных скорбей (заточения в темницу, бичевания и т. д.), которые не влекут непосредственно смерть. - Прим. переводчика.
Тут надо еще понимать, что даже если мы находим себя готовыми к страданиям и смерти за веру, то это не дает нам права подвергать такой опасности наших ближних. Это может быть только добровольным решением, в ситуации, когда есть вариант избежать этих неприятностей.
Здравствуйте!
Все дело в цели христианской жизни. Апостолы и мученики исповедовали Христа и находились в Духе Святом Божием. Именно Он открывал им то, что нужно делать в тот или иной момент. И таким образом они стяжали святость и спасение.
Это Сила, с которой не могут сравниться усилия никаких гонителей. И именно Духом Святым мученики могли вытерпеть те пытки, которыми их вынуждали отречься от Христа. И именно стойкость в Духе Божием явственно свидетельствовала от том, что Бог - жив, и Христос имеет Власть. Этим исповеданием многие свидетели казни приходили ко Христу, наполняясь Духом Божиим.
Так умножались первые христиане.
Нельзя сказать, что апостолы и мученики не защищались. Как раз, наоборот. Они приложили множество трудов и сил к тому, чтоб отстоять веру и свои жизни.
Например, Евангелие от Луки, Деяния апостолов это подробные и великолепные рассказы, раскрывающие для граждан Римской Империи христианство.
Во II веке множество других апологетов (т.е. защитников, в их числе Иустин Философ-мученик, Климент Александрийский, Татиан, Тертуллиан и другие) отстаивали христианство перед нападками официальной философии и римских религиозных культов.
Их труды изменили отношение к христианам со стороны общества и государства. И мы знаем, что в 313 году гонения официально были прекращены.
Во все другие времена, и даже сегодня, защита православной веры имеет актуальность.
Апостолы и христианские мученики (свидетели) знали, что принимая смерть за Христа, они без всяких преград наследуют Царство Небесное. Поэтому они выбрали несравненно лучшую участь, чем просто физически себя защитить.
В обычной жизни, если ситуация является критической и без насилия не обойтись, защищать себя можно. Церковь этого не запрещает. А защищать других, если есть такая возможность, и вовсе очень хорошо.
С уважением,