Чудовищно было читать, что некоторые допускают здесь половые отношения не для рождения детей. Понимаю, что эта тема личная и наверно, нельзя не вправе никто говорить за всех. Но если дети родились, то в целом, разве не должны половые отношения вызывать глубокое отвращение? Ведь это похоть и грязное явление? Есть достойные вещи - книги, интересная работа, вообще любая умственная сфера, спорт, просто желание заботиться друг о друге. Все это естественные дела, часть жизни. Но самая низменная тема почему так всплывает? Какое отношение она имеет к здоровью и к глубоким отношениям, основанным на разных испытаниях, взаимопомощи, нежности и детях, желании вместе строить будущее?? Чувства - это и романтика, и глубокая преданность, все это всегда часть настоящей любви. Причем здесь самые грубые инстинкты? И женщины, и мужчины бывают сильно зациклены на этом, но как преодолеть эту слабость?
5 Ответов
В поучении 10 у Аввы Дорофея разъясняется, что такое "царский путь". Добродетель лежит не слева или справа, а посередине. И обе крайности - это грех. Т.е. две как бы противоположные вещи, и они обе грех. А добродетель - не то, что лежит напротив греха, а именно посреди. Об этом говорит и прп. Исаак Сирин, и прп. Иоанн Кассиан и другие отцы. Незнание этой вещи может приводить к неправильной оценке того, что является грехом.
Одна крайность - чрезмерная похоть, вне брака, извращения и т.п. - грех, и другая крайность - полное пренебрежение, гнушение интимными отношениями, браком как чем-то греховным - тоже грех. И часто бывает, что люди легко перескакивают от одной крайности к противоположной, а в середине не останавливаются, т.к. это сложнее, и при этом думают, что достигли добродетели.
Татьяна, не стоит переносить личный негативный опыт восприятия интимных отношений на христианскую нравственность. Священное Писание и учение Церкви позитивно говорят об интимных отношениях в законном браке, не противопоставляя их глубокой преданности и настоящей любви. Они могут стать выражением любви, нежности, а могут быть использованы и в качестве эгоистического самоудовлетворения (это как раз греховная похоть). Это люди сами выбирают. Если Вы были воспитаны в отвращении к интимным отношениям, Вам внушили что это грязно и постыдно или получили негативный опыт во взрослом возрасте, мне Вас жаль.
В Священном Писании говорится об интимных отношениях как о богоугодном удовольствии законных супругов: «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно» (Притч.5:18-19).
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви:
Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, "единомыслие душ и телес" супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания. Напротив, осуждения заслуживает превращение этих чистых и достойных по замыслу Божию отношений, а также самого человеческого тела в предмет унизительной эксплуатации и торговли, предназначенный для извлечения эгоистического, безличного, безлюбовного и извращенного удовлетворения.
Это не низкие, а естественные потребности и чувства. Хотя и не самые красивые, конечно. Если они не извращённые и если на них не зацикливаться, то в законном браке они не греховны. Почему они не вызывают отвращения у большинства здоровых, нормальных людей? Ну, это очевидно для любого взрослого человека.
Да, вокруг всего, что связано с полом, вертится едва ли не бОльшая часть наиболее мерзких страстей и пороков самого разного рода. Вопросы секса - это, что называется, максимально тонкий лёд из тех хрупких поверхностей, по которым приходится ходить человеку. Но на то мы и разумные люди, и христиане, чтобы уметь отделять допустимое от плохого.
Понятно, что христианин, нашедший в себе силы жить вне сексуальной парадигмы, находится в большей духовной безопасности. Но это доступно не многим, а Церковь не требует от своих чад невозможного и не ломает их через колено. Христианское супружество, и в нем - естественные, узаконенные сексуальные отношения, доставляющие радость обоим супругам - это тоже благочестивый, спасительный путь. При этом наиболее доступный и распространенный. И это не только серьезнейшая школа служения и любви, но и аскетики: мог (могла) бы со многими, и ты только с женой (мужем)! Это очень серьезное ограничение страстной человеческой природы.
В общем, все должно быть естественно, в меру и в супружестве. Отвержение же любых плотских проявлений для христианства не свойственно, в отличие от гностических ересей. Созданное Богом человеческое тело и его естественные проявления не являются скверной.
С уважением,
Простите, но почему телесные чувства низкие? Да они , безусловно, искажены первородным грехом, но в браке они , вполне, допустимы и даже приветствуются как средство для рождения детей и защиты от блуда. Вспомните- апостол Пётр имел жену и детей, но носит ключи от Рая, апостол Павел, будучи девственником, призывал супругов не уклоняться друг от друга иначе как по ВЗАИМНОМУ согласию и на время- "Чтобы не искусил вас сатана." Так почему интим в браке греховен??? И обратите внимание на католиков с их институтом целибата священнтков - идея хорошая, но не всем посильная, а в результате- целый водопад сексуальных скандалов в их клире. И сравните это с православной практикой в которой выпускник семинарии получает приход только после того как женится, мои примет монашеский постриг. Простите. И да просветит Вас Господь познанием Своим.
Мне не очень понятны Ваши эмоции. Если не грешить (например, предохранением), то отношения супругов в браке рано или поздно приводят к деторождению. Поэтому у наших предков лет 100-300 назад обычно было по 5-15 детей в семье. Итак, чем супружеские отношения препятствуют деторождению? Наоборот, без них дети не родятся, как известно.
Потом, Вы называете эти отношения грубыми инстинктами, слабостью, грязным явлением, так что они должны якобы вызывать лишь глубокое отвращение.
Не знаю, являетесь ли Вы православной христианкой. Если да, для Вас авторитетны слова Священного Писания:
Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. (Евр.13:4)
И еще:
А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. (1Кор.7:1-5)
Когда Бог создан Еву для Адама, то сказал, что это весьма хорошо. Мы верим Творцу.
Итак, в супружеских отношениях нет греха. Ясно, что девство выше брака, но лишь девство ради Бога и при условии взаимного согласия с мужем, который также желает сугубо потрудиться Богу и ближним. Зато супруги-христиане всегда имеют повод воздерживаться друг от друга в периоды беременностей и поста, в том числе (и особенно!) Великого поста, который завтра наступает.
Надеюсь, Вы со своим супругом заботитесь не только о книгах и интересной работе, но в первую очередь - о любви к Богу и ближним и о спасении своей души. Так что - хорошего Вам Великого поста!