Здравствуйте! Сын задал вопрос о целомудрии, после моего ответа, спросил, почему тогда у Давида и Соломона было столько жён? Поясните, пожалуйста, подростковым языком)) почему Бог попускал многоженство? Причём у таких великих людей древности, как Авраам, Давид, Соломон
5 Ответов
Свт. Иоанн Златоуст поясняет это так:
Когда слышишь, что Иаков взял за себя старшую, а потом и младшую, не смущайся и не суди о тогдашних делах по нынешним обстоятельствам. Тогда, поскольку времена были еще первобытные, начальные, дозволялось сочетаться с двумя, тремя и более женами для распространения человеческого рода; ныне же, по благодати Божией, и сам род человеческий уже распространился в великом множестве, и преуспеяние в добродетели возросло. Христос, придя на землю и насадив между людьми добродетель, сделав из людей, так сказать, ангелов, искоренил все подобные обычаи древности. Видишь, как не следует основываться на обычае, а везде изыскивать полезное? Данный обычай многоженства был не хорош; он искоренен, и теперь уже никому не позволительно ссылаться на него. Поэтому ни в чем не смотри на обычай, а изыскивай всегда полезное, не душевредное. Если что-либо оказывается хорошим, хотя бы его и не было в обычае, пусть оно будет у нас; а если что-либо пагубно, хотя бы и в обычае оно было, будем избегать и отвращаться того.
Что касается многоженства у царей, то Бог не одобрял его никак (Втор.17:17). В общем-то это предостережение и сбылось на Соломоне, которого иноплеменные жены отвратили от истинного Бога.
Многожёнство в начале не было нормой, Господь сотворил Адама и Еву именно парой, об этом Спаситель напомнил в Евангелии.
Однако человек пал в грех, и замысел Божий о нём уже не мог быть исполняем так, как это было в Раю, из-за злонравия человека. Тогда Бог, если и не искоренял из человека зло полностью (ибо Церкви и спасительных Таиств ещё не было), ограничивал его, насколько это возможно изходя из нравственного состояния человечества на тот момент. Можно привести аналогию: знаменитый принцип «око за око» с точки зрения Нового Завета неправеден, однако в то время он служил ограничением мести, придавал ей хоть какие-то рамки. С многожёнством, думаю, примерно так же. Из двух зол - меньшее.
Есть ещё некоторые аспекты. Например, неравное соотношение мужского и женского пола (что мы видим и сегодня) из-за войн. Женщины нуждались в попечительстве мужей, и эта проблема решалась таким образом
Тем не менее, если христианин будет мстить за причинённые ему обиды, это будет считаться грехом (т.е. он поступит неправедно), надо будет каяться. Во времена ВЗ такого не было, иначе заповедь не была бы дана
Христианин вправе требовать удовлетворения обиды через суд, если это делается без злобного чувства. Это и есть принцип око за око - справедливый суд. Сам этот принцип остался и в Новом Завете. Однако добавилось дополнительное условие - не желать мести из злобного чувства. Последнее было терпимо в ВЗ, но сам принцип око за око не противоречит христ. нравственности, он просто базовый.
Очень верно сказал свт. Иоанн Златоуст: «не суди о тогдашних делах по нынешним обстоятельствам». Господь в конкретное время именно что попускал многожёнство ввиду необходимости населения земли. Когда эта цель была достигнута, закон Божий привёл человека к изначальному замыслу - моногамной семье.
Если вам интересна эта тема, рекомендую почитать цикл бесед прот. Олега Стеняева Семейная жизнь ветхозаветных патриархов.
Это классный вопрос у Вашего сына и это отличный повод поговорить о том, как Бог воспитывает человечество постепенно.
Господь изначально создал мужчину и женщину как единую плоть для одного брака (Мф.19:4-6; Быт.2:24). Это Его совершенный замысел. В Св. Писании (Быт.2:24) ясно сказано: «И будут два одною плотью». Это идеальная задумка Творца!
Бог не одобрял многожёнство, Он просто терпел это из-за «жестокосердия» людей (Мф.19:8). Это было попущение Божие, позволение. Ну, не сразу они могли дорасти до этого идеала. Вот Бог и попускал (то есть, временно допускал), как мудрый родитель попускает подростку какие-то ошибки, чтобы он сам понял и дорос. Это был такой временный этап в долгом воспитании человечества.
Даже великие люди Ветхого Завета, как Авраам, Давид или Соломон, при всей своей мудрости, не всегда жили по этой высшей планке. Но Церковь, куда Господь нас всех призывает, всегда хранила и хранит этот изначальный замысел о браке как союзе двух. Даже в Ветхом Завете были чёткие предупреждения, намекающие на опасность многожёнства. Втор.17:17 прямо заявляет, что будущий царь «не должен умножать себе жён, дабы не развратилось сердце его». Это предупреждение не просто о практическом управлении или политической стабильности; это глубокое духовное предостережение. Фраза «дабы не развратилось сердце его» напрямую связывает практику умножения жён с духовным отступничеством и идолопоклонством.
Помимо «жестокосердия», Божье дозволение многожёнства могло также отражать Его прагматичное сострадание. В падшем мире Бог допустил менее совершенное решение, чтобы уменьшить страдания (например, защитить уязвимых женщин от нищеты) и достичь более широких целей (например, заселить землю). Это демонстрирует, что взаимодействие Бога с человечеством не всегда заключается в немедленном, жёстком навязывании идеалов, но также в работе с человеческими ограничениями и социальными структурами и внутри них для достижения Его конечных целей, при этом всё ещё тонко указывая на идеал. Бог всякое попущение перелагает в добро. Но это никак не означает, что это изначально хорошо.
И даже в этой «пустыне», где были такие непростые отношения, расцвела удивительная Пречистая Дева Мария — та, через Которую пришёл Спаситель. Она стала символом чистоты и верности Божьему замыслу, показав, что даже в несовершенном мире всегда есть место для совершенства и благодати.
С пришествием Христа, Церковь восстановила первоначальный идеал моногамии, утвердив его как единственный путь. Брак – это не просто плотское соединение, а духовный союз, образ единства Христа и Церкви. Именно в общении с Богом, которое полно раскрывается в Церкви, мы находим силы и понимание для жизни по Его совершенной воле и спасения.
«Знаменитый принцип “око за око” с точки зрения Нового Завета неправеден» - это ошибочное утверждение. Христос не отменил нормы Ветхого Завета, а восполнил и уточнил их.