Иисус не хотел исцелить дочь Хананеянки, обозвав её народ псами. Разве не все мы дети Бога? Что за отношение к людям, которые просят помощи? Это расизм? Мы тоже так должны поступать? Он не хотел ей помочь, потому что она была язычницей? Что за отношение к иноверцам? Она ведь тоже человек и не виновата, что её в такой вере воспитали. Значит ли это, что мы не должны помогать иноверцам. Я считаю, что любому человеку, просящему помощи, нужно оказать её, будь то китаец или мусульманин. Разъясните мне, пожалуйста.
4 Ответа
Разве не все мы дети Бога?
Все и ко всем Он относится одинаково хорошо. Поэтому послал Сына Своего на спасение рода человеческого.
Что за отношение к людям, которые просят помощи?
Христос ей помог, исцелил ее дочь. Этого мало?
Это расизм?
Расизм тут вообще ни при чем, поскольку он предполагает предвзятое отношение к человеку другой расы.
Мы тоже так должны поступать?
Если Вы можете исцелить словом, изгнать беса, то несомненно, именно так Вы и должны поступать. Христос так и говорит: "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы". Можете? Делайте!
Он не хотел ей помочь, потому что она была язычницей?
Нет, Он хотел ей помочь, но проверял ее веру. Вы ведь наверняка в курсе, что Христос - не добрый волшебник, который должен был показывать фокусы всем желающим по первому запросу? Христу была важна вера, потому что только по вере случаются чудеса. Читайте внимательно Евангелие и увидите много примеров, когда Христос помогает людям, но с единственным условием - их вера. А в данном случае Христос еще и иудеям показал, что Он не делает разницы и помогает всем. Слова о псах - это скорее обращение к тем иудеям, которые были рождены чадами Божьими, избранным народом, но стали хуже псов, погрязнув в грехах и не приняв Спасителя.
Что за отношение к иноверцам?
Вполне в рамках ветхозаветного иудаизма - иудеи не касались язычников. Понятия "толерантность" в те далекие времена не существовало, это вообще новое явление, а тогда за иноверие могли запросто голову отрубить, что и делали во времена гонения на христиан.
Она ведь тоже человек и не виновата, что её в такой вере воспитали.
Это не помешало ей уверовать в Христа и просить Его о помощи. Всякий, кто слышит Благую весть, имеет выбор принять ее или нет.
Значит ли это, что мы не должны помогать иноверцам.
Нет и на приведенном Вами примере мы это видим - Христос помог ей. Вы ведь дочитали до конца?
Я считаю, что любому человеку, просящему помощи, нужно оказать её, будь то китаец или мусульманин.
Все верно, так и поступайте, подражая Христу.
Елена, несомненно, все мы дети Бога, но часто ведём себя так, как будто наш отец - дьявол.
Представьте, что Ваш ребёнок совершил что-то очень нехорошее и после этого, как ни в чем не бывало, пришёл и просит Вас о чём-то. Наверняка Вы обратите внимание на его недостойное поведение, перед тем, как исполните просьбу...
А теперь прочтите, что вытворяли хананеи, какие дикие религиозные культы они практиковали
Вот толкование святителя Иоанна Златоуста на этот фрагмент (в сокращении): «В самом деле, слыша название хананеянки, представь себе тот беззаконный народ, который извратил в самих основаниях законы природы; а представив это, уразумей силу пришествия Христова. Те, которые были изгнаны для того, чтобы не развратили иудеев, теперь больше иудеев оказывают усердия. <…>
Как бы так говорила она: дочь моя не чувствует болезни своей, а я терплю тысячи различных мучений; я больна, я чувствую болезнь, я беснуюсь, и сознаю это. “Но Он не отвечал ей ни слова” (Мф. 15:23). Что значит этот новый и необыкновенный поступок Иисуса? Иудеев и неблагодарных вводит, и злословящих призывает, и искушающих не оставляет, а ту, которая сама приходит к Нему, просит Его и молит, которая не знала ни закона, ни пророков, и между тем показывает такое благочестие, Он не удостаивает даже и ответа. Кто бы не соблазнился о Иисусе, видя поступок так несогласный с молвою о нем? <…>
Как же поступила жена? Умолкла ли она, услышав это? Отошла ли? Потеряла ли бодрость? Нет! Она еще более усилила свои моления. <…> Кого бы не привели в недоумение слова Спасителя? Довольно было и одного молчания, чтобы привести хананеянку в отчаяние; тем более мог повергнуть в него ответ Христов. Видя вместе с собою в недоумении своих ходатаев и слыша, что просьба ее не может быть исполнена, можно было потерять всякую надежду. И однако, жена не потеряла ее, но, видя бессилие своих ходатаев, вооружилась похвальною смелостью. Прежде она не смела и явиться пред лице Господа, - сказано: “кричит за нами”; а теперь, когда по причине безнадежности надлежало бы вовсе удалиться, она приступает ближе и кланяется, говоря: “Господи! помоги мне” ст. 25). <…>
Но что это? Или ты не слыхала, что Он сказал: “Я послан только к погибшим овцам дома Израилева”? Слышала, говорит она; но Он - Господь. Потому-то она и не сказала: попроси и помолися, но – “помоги мне”. Что же Христос? Он и тем не удовольствовался, но еще более умножает ее недоумение, говоря: “Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам” ст. 26). Удостоив ответа, Господь своими словами еще более поразил ее, нежели молчанием. <…> Он уже не овцами называет иудеев, но чадами, а ее псом. Как же поступает жена? Она в самих Его словах находит себе защиту. Если я пес, говорит она, то значит не чужая. Справедливо сказал Христос: “На суд пришел Я” (Ин. 9:39). Жена любомудрствует, показывает великое терпение и веру, несмотря на свое уничижение; а иудеи, получая исцеления и почести, воздают противным. Я знаю, - говорит она, - что чадам необходимо давать пищу; но и мне она не совсем возбранена, несмотря на то, что я подобна псу. Если мне вовсе нельзя пользоваться пищею, то нельзя участвовать и в крохах. Если же я могу иметь хотя малое участие в ней, то мне она не совсем возбранена, несмотря на то, что я подобна псу; или лучше, потому особенно я и имею в ней участие, что подобна псу. Христос знал, что она скажет это. Потому-то и медлил (оказать ей помощь); для того и отказывался даровать ей просимое, чтобы показать ее любомудрие. Если бы Он вовсе не хотел оказать ей помощи, то не оказал бы ее и после этого, и не стал бы снова заграждать ей уста. <…>
Он не хотел скрыть столь великой добродетели жены, и то, что говорил ей, говорил не для того, чтобы укорить ее, но чтобы призвать к Себе и открыть скрытое сокровище. Но ты, вместе с верою, познай и смиренномудрие ее. Господь назвал иудеев чадами; а она не удовольствовалась этим, но назвала их и господами. Так далека она была от того, чтобы завидовать славе других! “И псы, - говорит она, - едят крохи, которые падают со стола господ их” (Мф. 15:27). Видишь ли благоразумие жены? Она не стала противоречить, не завидовала похвалам других и не оскорбилась собственною обидою. Какая твердость духа! Христос говорит: “Нехорошо”, - она ответствует: “Так, Господи”! Он называет иудеев чадами, - а она господами. Он называет ее псом, - а она приписывает себе и действие свойственное псу. Видишь ли ее смирение? <…>
Она называет себя псом, а их господами; и за это-то сделалась чадом. Что же Христос? “О, женщина! – восклицает Он, - велика вера твоя” (Мф. 15:28)! Для того, и медлил Он доселе оказать помощь, чтобы сказать эти слова и увенчать жену. “Да будет тебе по желанию твоему”, - т. е., вера твоя может сделать и больше этого, но “да будет тебе по желанию твоему”! Это восклицание подобно повелению: да будет небо - и бысть. “И исцелилась дочь ее в тот час”. Видишь ли, как много она способствовала к исцелению своей дочери? Потому-то и Христос не сказал: да исцелеет дщерь твоя, но: “Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему”, - чтобы ты знал, что сказанное ею были не пустые или льстивые слова, а выражали великую силу веры. Наилучшее доказательство и свидетельство последней заключается в самом событии, - именно дочь ее тотчас же исцелилась».
Основная идея понятна: Христос испытывал веру жительницы сирийской Финикии (см. параллельное место в Мк. 7:26) и потому допустил столь провокативные высказывания. Она эти испытания с честью вынесла и потому удостоилась награды.
И еще надо отметить: Христос исцелял только тех, кто засвидетельствовал свою веру (единственное исключение - исцеление расслабленного при Овчей купели). Потому испытание веры было обязательным условием исцеления.Плюс эта удивительная женщина стала на века для христиан примером истинного смирения.
Большая беда таких вопросов, что мы, во-первых, пытаемся понять действия Божии своим ограниченным разумом, предъявляя обвинения Господу (вдумайтесь, какое безумие!), во-вторых, применяем нынешние понятия и ценности к другим временам и культурам.
Так что если мы признаём Христа Богом, то подобные вопросы должны отпадать сами собой, не говоря уже о попытках судить Его. Сделал так, потому что захотел, считал нужным, полезным для неё или Своего окружения.
Если пытаться понять более конкретно, то большинство толкователей говорят, что таким поведением Он спровоцировал её проявить веру, которую Господь мог бы привести в пример ученикам.