4 Ответа
Мужчина сотворен Богом вполне самодостаточным, в отличие от женщины, которая и происхождение имеет от мужа, и по естеству стремится к нему. Древние замечали это и в психологии мужчин и женщин. Муж имеет опору непосредственно в Боге, а жена - в муже и через него в Боге.
Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога (1Кор.11:8-12).
Поэтому когда муж склоняется к жене, тем самым он как бы несколько отстраняется от Бога:
А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене (1Кор.7:32-33).
Итак, жена по естеству имеет опору в муже, а муж прилепляется к жене по собственному желанию.
Во-первых, эти слова произнес Адам в восторге от сотворенной для него только что жены. Поэтому речь идет о мужчине.
Во-вторых, это прообраз духовного союза Иисуса Христа и Церкви, где инициатива принадлежит Христу.
В-третьих, во время полового акта именно мужчина выступает активной стороной, благодаря действиям которого происходит соединение двоих «в плоть едину». Не женщина совокупляется с мужчиной, а мужчина с женщиной.
Святитель Филарет (Дроздов) слова эти объясняет так:
Слова сии можно принимать или от лица Адама, предсказывающего естественное следствие сотворения жены, или от лица Моисея, показывающего начало супружества. Но Иисус Христос приписывает оные Богу (Мф. 19:5). Сие довольно показывает их важность, чрез кого бы ни были они произнесены. Свойство супружеского союза объясняется сравнением его с естественным союзом между родителями и детьми и показывается, что первый неразрывнее последнего. Впрочем, оставление отца и матери и прилепление к жене относится к общежитию, но не простирается на любовь и благодарность детей к родителям. Отлучение от отца и матери приписывается мужу потому, что муж, а не жена, основывает дом и семейство, отдельное от родительского. Тесный союз супружества выражается еще с большею силою наименованием одной плоти.
Такой взгляд был во времена написания этих слов Библии. Кроме того интересны пояснения профессора Лопухина:
Слово «прилепится» по еврейски выражено глаголом дабак, означающим поглощаться, ассимилироваться, уподобляться (Втор. 10:20; 3Цар. 11:2), и, следовательно, указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы одну общую личность. Этот тесный духовно-нравственный союз супругов, как в Священном Писании, так и у отцов Церкви служит образом союза Христа с Церковью (Еф. 5:30-31; Иоанн Златоуст, Августин и др.).
Более подробно можно посмотреть по ссылке.