Здравствуйте друзья! В Евангелие от Матфея 11 гл.,описан эпизод, как Иоанн Креститель засомневался в темнице, что Иисус тот Мессия, которого ждёт еврейский народ - Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?Получается, что Иоанн верил, что Иисус божий человек, раз хотел спросить у Него, но не знал точную ипостась Его. Или находясь в заточении, он по человечески ослаб в вере и засомневался, хотя сам Его крестил и видел Духа Святого, сходящего на Иисуса?
3 Ответа
Вы ошибаетесь, св. Иоанн Предтеча ничуть не сомневался в том, что Иисус Христос и есть Тот Мессия, о Котором ему сказал Сам Бог с неба в день Богоявления.
На это указывает, в частности, вопрос Спасителя к слушателям после ухода учеников Иоанновых: «что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?» (Мф.11:7). Объясняя эти слова, свт. Иоанн Златоуст говорит:
«Для учеников Иоанновых Спаситель сделал, что нужно было сделать, и они возвратились, уверившись (в том, что Он есть Мессия) посредством чудес, совершенных пред ними. Теперь надлежало подать нужное врачество и народу... Многие могли рассуждать и говорить так: тот, который с такою силою свидетельствовал о Иисусе, ныне переменил мысли свои и сомневается – Этот ли или другой есть Грядущий?... Вот почему Спаситель и не укоряет их, а только исправляет их мысли и защищает Иоанна, показывая, что он не оставил и не переменил прежнего своего мнения, что он человек не легкомысленный и переменчивый, но твердый и постоянный, и не может во вверенном ему быть неверен... почему и говорит: чесо изыдосте в пустыню видети?...
«Чтобы не сказали: что-же, если он прежде был таков, а ныне переменился? – Спаситель приводит дальнейшие доказательства – указывает на его одежду, темницу, и наряду с этим приводит и пророчество. Сказав, что он больше пророка, показывает далее и причину, почему больше. Итак, почему же? По причине близости своей к Пришедшему. Послю, говорится, Ангела Моего, пред лицем Твоим... Но и здесь не останавливается, а приводит и Свое мнение, говоря: аминь, глаголю вам, не возста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя».
Вообще это мнение о слабости и колебаниях Предтечи появилось в церковной среде достаточно недавно. Например, его обосновывал прот. Сергий Булгаков, известный философ и апологет еретического учения о Софии как четвертой ипостаси Троицы. Ответил ему свт. Серафим (Соболев) в небольшой, но убедительной брошюре, целиком посвященной этому вопросу. Советую Вам ее внимательно прочитать, чтобы отказаться не только от озвученного Вами ошибочного суждения, но и от других подобных.
Апологеты данного мнения утверждают, в частности, что в св. Предтече таким образом проявило себя действие первородного греха, а Господь его оставил. Свт. Серафим так отвечает им:
Что касается общих законов духовной жизни, то мы должны сказать, что Бог посылает подвизающимся в духовной жизни разного рода испытания и искушения, чтобы смирить человека и чрез смирение даровать ему благодать Св. Духа к очищению сердца от страстей и блаженному единению со Христом. В этих целях Господь посылает Своим рабам и богооставленность. Св. отцы говорят, что богооставленность бывает в начале подвига. Сначала Господь дает Своему подвижнику испытать действия благодати Св. Духа, а потом благодать сия отходит, и подвижник предоставляется своим собственным силам, чтобы и своею собственною волею навык в борьбе со страстями, познал свою немощь и ценил благодать Св. Духа и Его Божественные дарования. Когда мать оставляет своего младенца одного, последний чувствует свое полное безсилие, плачет и кричит, простирая руки свои к матери. Она делает это, чтобы дитя, чувствуя свою немощь, еще более прилепилось к ней своею любовью.
Сомнение же в вере - это один из видов гордости, которой никак не могло быть у большего среди рожденных женами и укрепленного Божией благодатью Предтечи. Поэтому свт. Серафим ясно говорит:
Таким образом, духовная жизнь, как ее представляют по собственному своему опыту св. отцы, не только не может уяснить необходимости сомнения в вере Предтечи, но решительно не допускает и отрицает ее.
Однако еще раз посоветую Вас целиком прочитать всю книжку.
Действительно, вопрос Иоанна Крестителя из темницы: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11:3) может смутить. Ведь именно Иоанн крестил Спасителя и видел сошествие на Него Духа Святого, о чём ясно сказано в Евангелии от Иоанна: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём… Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:32, 34).
Так почему же возник этот вопрос?
• Для утверждения учеников. В первую очередь, Иоанн отправил учеников к Христу не из-за своих личных сомнений. Он знал, что скоро отойдёт в мир иной, и хотел, чтобы его ученики сами убедились в Божественности Христа, стали Его последователями.
• Исполнение пророчеств. Иудеи ждали Мессию как Царя, который придёт с силой и сразу установит Своё Царство, освободит Израиль. Иоанн же, находясь в темнице, возможно, видел, что служение Христа не сопровождается такой внешней, земной силой, как ожидалось. Его вопрос мог быть не личным сомнением, а просьбой к Спасителю явить дела, которые бы недвусмысленно указывали на Него как на ожидаемого Мессию, исполняющего пророчества (например, исцеления, проповедь нищим). Именно на эти «дела Христовы» и указывает Спаситель в Своём ответе: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Мф. 11:5).
• Особое положение Иоанна. Иоанн был последним и величайшим из пророков, но он завершал ветхозаветную эпоху. Ему была присуща полнота веры Ветхого Завета, но не полнота Откровения Нового Завета. Господь, говоря о нём, сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11). Это показывает, что даже величайший из пророков Ветхого Завета не до конца понимал глубину Царства Христова, которое было совершенно иным, чем земные представления.
Этот эпизод учит нас, что даже великие праведники, как Иоанн, могли иметь вопросы, которые разрешаются через обращение к Христу. Это не умаляет их веры, а подчёркивает их смирение и стремление к истине.
Если у Вас возникают вопросы о вере, о Боге, о пути к Нему, важно стараться найти ответы. Православная Церковь – это дом, где каждый может найти утешение, истину и полноту общения с Богом. В Таинстве Покаяния и Причастия, в личной и общей молитве, Вы сможете углубить свои отношения со Спасителем.
Благодарю за развёрнутый ответ?
Епископ Михаил (Лузин) пишет:
Справедливо изъяснить сие послание учеников и вопрос, согласно с древними отцами и учителями Церкви (Ориген, свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин, блж. Иероним, свт. Иларий Пиктавийский, блж. Феофилакт, Евфимий 3игабен), тем, что Иоанн это сделал не для решения своего сомнения, а для большего и сильнейшего удостоверения своих учеников в том, что Господь Иисус есть действительный и истинный Мессия, обетованный издревле.
Благодарю за ответ ?
Благодарю за ответ ?