Добрый день!
У меня вызывает внутреннее неприятие притча о талантах. С какой стати господин требует прибыли, да еще наказывает, если не давал задания пустить деньги в рост, а раб вернул то, что брал на сохранение. Этот господин - человек злой и жестокий, значит объективно неправ. И против него надо восстать. Такие чувства я испытываю. Я понимаю, что притча говорит иносказательно. Толкование читала. Но вот каждый раз возмущение. Прошу Вашего разъяснения.
5 Ответов
Думаю, здесь вас привела в смущение неправильная установка, будто в притчах всё должно быть, как в реальной жизни. Безусловно, во всех используются образы из повседневной жизни, но если внимательно посмотреть на них, то можно увидеть, что не везде работает логика повседневности, но события разворачиваются необычным образом для того, чтобы подчеркнуть главную мысль. Такое можно увидеть, например, в притчах о злых виноградарях или неверном домоуправителе. Также библеист А.С. Десницкий замечает:
На самом деле каждая такая притча – развернутая метафора и, как всякая метафора, она раскрывает предмет не со всех сторон, а лишь с одной или (реже) нескольких. Например, притча о сеятеле (Мф 13:3–9, Мк 4:3–9; Лк 8:4–8) говорит о том, как разные люди воспринимают весть о Царствии. Но она ничего не говорит нам, например, об отношении Отца и Сына. Более того, если представить Сеятеля как идеальную аллегорию Христа, мы вынуждены будем ответить на целый ряд вопросов: почему он так небрежно бросал семена, что они падали на камень или на дорогу? Почему он не отогнал птиц? Кто и когда будет собирать урожай? И т.д. Но все эти вопросы лишь отвлекают нас от главного образа: восприятия и прорастания семени.
При дальнейшем чтении Евангелия рекомендую краткое руководство Притчи Христовы.
Господин требует со своих работников. Они все зависимы от Него. Как видим, потребовал что-то обычное и простое, поскольку другие работники задания исполнили достаточно хорошо.
Мы так же все люди зависимые - от работодателя, от клиентов, от детей, от родителей. И обязаны делать свои дела хорошо и с прибытком - в учебе, в семье, на работе. Детям мы даём больше, чем можем от них получить. На работе тратим больше, чем получаем. В чём здесь противоречие? Только ленность и хитрость ума уводит нас от старательности. Разве нет?
Конечно, притча в Евангелии имеет дополнительное содержание. Господь призывает приумножать дела христианской веры, используя для того свои таланты. Мы отдаем больше чем получили, что есть не только Божий прибыток, но и наш, когда Он поставляет нас над большим.
Надежда, а Вам не приходит в голову, что такой образ мысли напрочь противоречит идее божественной монархии? И с ним будет трудно войти в Царство Божие? Ведь там Бог, Он полноправный Господин, Сам дает нам силы и таланты, Сам и спрашивает об их использовании, как хочет. Наше дело не торговаться или обижаться, а выполнять Его волю. Покажем здесь Ему свое послушание - будем послушны и в вечности. А если вслед за нерадивым рабом будем называть Всеблагого Бога злым и жестоким, то по нашим словам Он и будет нас судить, когда обнаружит Свой гнев.
Лучше начните читать жития святых, которые не роптали на Бога, а стали причастниками Его благости, да и нам показали добрый пример.
Чтобы лучше уразуметь притчу следует целиком прочитать главу 25 Евангелие по Матфею, а не рассматривать притчу как самодостаточную.