Почему мы почитаем мученицу Домнину и ее дочерей как именно мучениц и вообще как святую, если они сами себя лишили жизни утопившись в речке? Везде читал, что мученик это именно тот кто претерпевает за Христа мучения добровольно, а тут получается сами лишили себя жизни.
Блаженный Августин пишет о тех, кто думает самоубийством избежать греха: "Но если бы кто-нибудь действительно полагал, что именно так и следует поступать, я назвал бы такого даже не глупым, а помешанным" и добавляет, что в таком случае лучше это делать сразу после крещения https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem/1_28
В вопросах тут читал про Евпраксию Рязанскую, которая не является святой как раз по тому что убила и себя и ребенка, хотя целью самой было именно сохранение от блуда.
Прошу рассудите меня отцы и братья, действительно запутался....
4 Ответа
Тот же св. Августин выражает свое мнение о почитании таких мучениц:
Говорят, многие святые женщины, избегая во время гонений преследователей своего целомудрия, бросались в реку с тем, чтобы она унесла их и утопила; и хотя они умирали таким образом, их мученичество, однако, весьма почитается кафолической церковью. Не осмеливаюсь судить об этом необдуманно. Веление ли то божественного авторитета, чтобы церковь чтила подобным образом их память, не знаю; может быть – и так. Что если женщины эти поступили таким образом не по ошибке, а во имя исполнения божественного повеления, не заблуждаясь, а повинуясь, подобно тому, как должны мы думать о Самсоне? А когда велит Бог и не оставляет никаких сомнений относительно того, что Он велит, кто сочтет послушание преступлением? Кто обвинит благочестивую покорность? Но отсюда не следует, что всякий, кто решился бы принести своего сына в жертву Богу, не совершил бы преступления только потому, что подобным образом поступил и Авраам. Ибо и солдат, когда убивает человека, повинуясь поставленной над ним законной власти, не становится по законам своего государства виновным в убийстве; напротив, если бы он не сделал этого, был бы виновен в ослушании и пренебрежении властью. Но если бы он сделал это самовольно, то совершил бы преступление. Таким образом, в одном случае он будет наказан за то, что совершил это без приказа, в другом – за то, что не совершил того же, получив приказ совершить. А если бывает так, когда приказывает полководец, то во сколько раз больше должно быть так, когда велит Творец?
Итак, кто слышит, что убивать себя непозволительно, пусть убивает, коль скоро ему повелел Тот, приказаний Которого нельзя не исполнять, пусть смотрит только, действительно ли имеет он на это несомненное божественное повеление. Мы судим о совести на основании того, что слышим; права судить о сокровенном совести на себя не берем. «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1Кор. 2:11). Мы одно говорим, одно утверждаем, одно всячески доказываем: что самовольно никто не должен причинять себе смерти ни для избежания временной скорби, потому что иначе подвергается скорби вечной; ни из-за чужих грехов, потому что иначе, не оскверненный еще чужим грехом, он совершит собственный, причем самый тяжкий грех; ни из-за своих прежних грехов, ради которых настоящая жизнь особенно необходима, чтобы можно было исцелить их покаянием; ни из-за желания лучшей жизни, приобрести которую надеется после смерти: потому что для виновных в собственной смерти нет лучшей жизни и после смерти.
Св. Августин доверяет Церкви, которая почитает этих мучениц, поэтому находит возможным объяснить это только следованием волей Божией, вспоминая пример ветхозаветного Самсона, который не только убил себя, но и похоронил под завалами сотни других людей. Более внятного ответа у меня, к сожалению, нет.
Благодарю за ответ!
С мученицей Евпраксией Рязанской не так однозначно всё решается, по крайней мере раньше её относили к числу святых. Возможно разный подход из-за того, что мученица Домнина не убивала свих дочерей, они сами бросились в реку. У Евпраксии же был сын, а не дочь и она его сама взяла с собой.
Похожий подвиг веры совершила и мученица Пелагея. Свт. Иоанн Златоуст посвятил ей похвальное слово. Эти мученицы совершили самоубийство не из-за страсти и смертного греха отчаяния, а чтобы сохранить добродетель целомудрия. Также, как убийство является смертным грехом, но воин, защищая свой народ не согрешает, потому что делает это не из ненависти к личному врагу, а из-за любви к своему народу.
Благодарю отче за ответ,но блаженный Августин как раз и говорит,что задумываться о самоубийстве чтобы сохранить себя от греха это глупо и лучше тогда всем делать самоубийство после крещения когда все грехи отпущены.
Это другая муч.Пелагея. Перейдите по ссылке «похвальное слово».
Самое правильное в таких случаях - довериться Церкви.
Если Вас смущает подвиг именно этой святой - не молитесь ей и будьте спокойны. Или, наоборот, один-два раза попросите ее, чтобы она Вас вразумила, дала почувствовать, что ее подвиг был угоден Богу.
Спасибо отче за совет !
Спасибо за вразумление,то есть если не самовольно,а повелением Божьим то в таком случае это есть подвиг ?
Я вижу,что сам святой Августин при объяснении сомневается правильно ли или нет но не решается утверждать что-то