5 Ответов
- Покаяние не сводится к Таинству Исповеди. Оно начинается в сердце, продолжается в Таинстве и завершается исполнением епитимии.
- Таинство Исповеди существует, прежде всего, для отпущения тяжких грехов. Покаяние в повседневных грехах должно происходить перед Богом ежедневно, необязательно на исповеди перед священником. Недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид (Об участии верных в Евхаристии).
- Молитва Иисусова содержит прошение о помиловании. Это актуально для христианина всегда.
Иван, Ваш вопрос про покаяние. Этот термин употребляется по крайней мере, в двух значениях. Одно - это 1) Таинство Покаяния. Человек крал, одумался, вернул украденное, пришел на Исповедь, покаялся, ему грех простился. Но склонность ко греху сразу не проходит, и противоположная добродетель - желание не красть, а раздавать нуждающимся свое, не возникает в максимальной возможной степени, тем более, что нет предела совершенству. Поэтому можно говорить о более широком смысле покаяния: 2) бесконечный непрерывный процесс духовного совершенствования, постепенное уменьшение склонности к каждому виду греха и увеличение склонности к противоположной добродетели. В этом смысле прп. Марк Подвижник говорит (а его затем цитирует прп. Амвросий Оптинский и свт. Игнатий Брянчанинов):
полагаю, что дело покаяния совершается тремя следующими добродетелями: очищением помыслов, непрестанною молитвою и терпением постигающих нас скорбей, и все сие должно быть совершаемо не только наружным образом, но и в умном делании, так, чтобы долго потрудившиеся сделались чрез сие бесстрастными. А поскольку дело покаяния, как указало слово наше, не может быть совершено без трех вышепоименованных добродетелей, то и полагаю, что покаяние прилично всегда и всем хотящим спастись, грешным и праведным, ибо нет такого предела совершенства, который бы не требовал делания вышеупомянутых добродетелей, посредством их приобретается начинающими введение в благочестие, средними – преуспеяние в нем, а совершенными – утверждение в оном.
Т.е. Иисусова молитва - часть непрерывного делания покаяния. И Исповедь - часть тоже этого непрерывного процесса, очень важная. Из указанных трех пунктов прп. Марка в Исповеди происходят все три пункта, т.е. очищение от исповеданных помыслов, молитва о прощении грехов и терпение епитимьи.
Грехи не прощаются ни по простому повторению молитв (даже Иисусовой), ни по крещенскому омовению в проруби, ни по "окунании" в святые источники, ни по умыванию святой водой.
Необходимое условие прощения грехов – покаяние. Истинное покаяние подразумевает готовность открыть свой грех в Таинстве Исповеди перед Богом в присутствии священника:
«Спросят: «Но почему нужно исповедоваться именно в присутствии священника, в обстановке именно церковного таинства? Разве Бог не видит моего сердца? Если я сделал плохо, согрешил, но вижу это, стыжусь этого, прошу у Бога прощения – разве этого недостаточно?» Но, друг мой, если, к примеру, человек упал в болото и, выбравшись на берег, стыдится того, что весь в грязи, – разве этого достаточно, чтобы стать чистым? Разве одним чувством отвращения он уже омылся? Чтобы смыть грязь, нужен внешний источник чистой воды, а чистая омывающая вода для души и есть благодать Божия, источник, откуда изливается вода, – Церковь Христова, процесс омовения – Таинство Исповеди».
«В Таинстве прощаются все грехи за исключением намеренно сокрытых. Если вы забыли назвать какой-то незначительный грех, то не переживайте. Таинство называется Таинством Покаяния, а не “Таинством перечисления всех совершённых грехов”».
«Если не рассказать грех на исповеди, но просить Господа о том, чтобы Он простил, повторяя Иисусову молитву, простит ли Он?»
Во-первых, очевидно, что речь идет не о забытом, а о сокрытом грехе (или о желании скрыть грех) на исповеди. Сокрытие грехов на исповеди является грехом, который совершается из-за ложного стыда или по маловерию, по гордости, по наущению дьявольскому.
Во-вторых, разве достаточно просто множество раз попросить о прощении ("помилуй меня, грешного"), чтобы простили? Есть поговорка: "Сколько ни говори "халва", во рту слаще не станет". Молитва, не наполненная покаянием, не ведет к прощению. И тут возвращаемся к необходимости исповеди: истинное покаяние подразумевает готовность открыть свой грех в Таинстве Исповеди перед Богом в присутствии священника.
Но раз для прощения нужна исповедь, зачем тогда молитвы? Вы говорите:
«Грехи прощаются на исповеди при раскаянии, зачем тогда повторять молитвы Господу, повторять Иисусову молитву?»
Молитвы – это не формальные действия, которые при достаточном повторении можно обменять на прощение: мол, помолюсь достаточно, повторяя Иисусову молитву, и Бог меня простит. Молитва – не «заговор на прощение», это живой опыт общения с Богом.
«Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, это духовная пища, необходимая душе как воздух телу. Молитвы не вычитывают, а творят или совершают».
Молитва и исповедь – два разных, но в равной степени необходимых духовных делания, не заменяющих друг друга.