Простится ли хула на Святого Духа человеку? Бог говорил, что всякая хула простится человекам, а хула на Духа Святого не простится человекам ни в сем веке, ни в будущем. Да, Бог не говорил, не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающий в хуле. Но Бог и не сказал, что если мы покаемся, нам простится хула на Духа Святого. Почему люди считают, что это тоже прощающий грех, почему же тогда он не вошёл в список семи смертных грехов? Если спросить прощающий это грех или же нет, кто то отвечает что да, кто-то что нет. Если так же спросить почему не прощается хула, то кто-то говорит что это самоосознанное отвержение истины, кто-то говорит, что произношение плохих слов о Святом Духе просто не прощаются, ведь так было сказано Богом. Если я хулила Святого Духа, пренебрегала Богом, грешила и просто надеялась на прощение, то сейчас мне очень стыдно за это и мне хочется жить по новому, заново, получив Божье Прощение. Я не знаю, есть ли ещё надежда что я могу попасть в рай или же мне уже дорога в ад? Кому верить? Может я чего-то не знаю?
4 Ответа
Мы должны понимать Священное Писание так, как учит Святая Церковь. А она учит нас, что искреннее покаяние смывает ЛЮБОЙ грех.
Конечно, грехи могут быть настолько тяжелыми, что такой человек просто уже не будет иметь духовных сил для покаяния, даже если при этом и будет понимать свою неправоту. Так было с Иудой Искариотом, Львом Толстым и т. п.
Хула на Святого Духа - тяжелейший грех. Но уже тот факт, что Вы каетесь, надеетесь на Божию милость и желаете начать жизнь заново, свидетельствует о том, что процесс Божьего прощения уже начался. Продолжайте каяться и двигаться по направлению к Богу. Он Сам уже вышел Вам навстречу.
С уважением,
Нет греха не прощаемого, кроме нераскаянного.
Настоятельно рекомендую Вам ориентироваться на мнение святых отцов, чей ум просвящён Богом, а не на чьи-то мнения.
См. Хула на Духа Святого.
Бог есть абослютная и всесовершенная Любовь и Он хочет чтобы все люди спаслись. Осознание этих двух простых истин даёт единственный ответ на Ваш вопрос. Нет такого греха, который бы не простил нам Бог в нашем покаянии. При толковании слов Священного Писания всегда лучше сверять своё понимание с толкованием авторитетных богословов и святых нашей Церкви. Святые мученики своей жизнью и смертью засвидетельствовали правду Божию о любви, спасении и покаянии. Помогай Вам Христос!
Св. Афанасий Великий говорит об этом вопросе подробно:
"И иже аще речет слово на Сына человеческого, отпустится ему: а иже речет слово на Духа Святого, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий. Здесь кстати привести Апостольское слово: «писмя... убивает, а дух животворит» (2Кор. 3, 6). Ибо если в божественных Писаниях будем многое разуметь буквально, то впадем в нечестивые хулы. Таково и теперь предложенное изречение Господа. Если выражения эти примем в строгом смысле, то не только дойдем до нечестивых понятий, но найдем, что Господь сам Себе противоречит. Ибо, «если иже речет слово на Сына, отпуститсяему;» то почему же сам Сын сказал, что «отвергийся» Его «пред человеки, отвержен будет пред ангелы Божии» (Лук. 12, 9)? И еще: «если всяк грех и хула отпустится человеком»: то почему дадим ответ и за праздное слово (Матф. 12, 36)?Почему, «иже... речет брату своему:... уроде, повинен будет геенне огненней» (Матф. 5, 22)? Почему и Павел говорит: «не льстите себе:... ни блудницы, ...ни прелюбодеи,... ни малакии,... ни досадители, ни пияницы, ни хищницы царствия Божия не наследят» (1Кор. 6,9–10)? И если все это так, то скажи мне: почему «всяк грех и хула отпустится человеком?» И опять, если справедливо это последнее: то за что же обвиняется бедный Ориген, проповедовавший, что будет конец мучению и Бог простит всякий грех и людям и бесам? Еще же, если хула на Духа Святого непростительна, то за что Церковь порицает Новата, отвергающего покаяние? Но еще темнее и неудобопонятнее то, что иже речет слово на Сына, отпустится ему, а «иже речет слово на Духа, не отпустится ему», как будто Сын менее Духа и Отца. За что же после сего отвергаем мерзких ариан, умаляющих и унижающих Сына пред Духом? И почему Сын говорит: «аз и Отец едино есма» (Иоан. 10, 30), «иже не чтит Сына, не чтит Отца» (Иоан. 5, 23); а здесь говорит: «иже аще речет слово на Сына, отпустится ему?» Посему скажи мне, – ужели хула на Сына отпустится арианам, симонианам, савеллианам, фотинианам и всем врагам, хулящим воплощение Сына? Да удалится от нас такая нелепая мысль! Если, «иже речет брату своему уроде, повинен есть геенне огненной»: то скажи мне, – в какую уже геенну геенны ввержен будет, кто Бога своего называет тварью, и не Сыном Божиим, но рабом, приспешником и малым? И если, «иже речет слово на Сына, отпустится ему»; то почему сам Сын сказал: кто не снесть плоти Моей и не пиет крови Моей, не имеет в себе живота вечнаго (Иоан 6, 53)? Как же может кто, бесчестя Сына, не хулить Святые Троицы? А кто хулит Троицу, тот явно отрицает святое крещение. Отрицающий же его совлекается Духа Святого. И как, если поругаешься над теплотою или лучом чувственного солнца, то поругание твое прострется на целое естество солнца: так бесчестие единой ипостаси в трисиянном свете и таинстве Святые Троицы есть бесчестие всей полноты Божества. Что же значит сказанное иудеям: «всяк грех и хула отпустится человеком. Иже аще речет слово на Сына человеческого, отпустится ему. А иже аще речет слово на Духа Святого, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий?» Разумно послушаем, и не будем сами себя прельщать. Священные Писания возвещают нам, что Христос по неизреченном единении двусоставен, и именно – из Божества и человечества. Ибо «слово плоть бысть» (Иоан. 1, 14). Итак, сам Христос именует Божество Слова Духом Святым, как и Самарянке сказал: «дух есть Бог» (Иоан. 4, 24), а человечество Слова – Сыном человеческим (Иоан. 13, 31); ибо говорит: «ныне прославися Сын человеческий». И иудеи, оскорблявшие всегда Бога, в отношении ко Христу впадали в сугубую хулу. Одни, соблазняясь плотью Его, тем, что Он Сын человеческий, почитали Его пророком, а не Богом, и называли «ядцею и винопийцею» (Матф. 11, 19); и им даровал Он прощение; потому что полагалось тогда начало только проповеди, и для мира невместимо было уверовать в Бога, сделавшегося человеком. Почему и говорит Христос: «иже аще речет слово на Сына человеческого», т. е. на тело Его, «отпустится ему». Ибо осмелюсь сказать, что и самые блаженные ученики не имели совершенного понятия о Божестве Его, пока не снисшел на них Дух Святой в день Пятидесятницы; потому что и по воскресении, «видевше его, поклонишася..., ови же усумнешася» (Матф. 28, 17), однако- же не были за это осуждены. Но которые хулят Духа Святого, то есть, Божество Христово, и говорят, что «о веельзевуле, князе бесовстем, изгонит бесы» (Лук. 11, 15), тем «не отпустится ни в сей век, ни в будущий». Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, т. е. пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи".
(Св. Афанасий Великий. Из Бесед на Евангелие от Матфея).