Здравствуйте. Я соблюдаю ежегодные посты, также среду и пятницу, но не хожу в церковь и не причащаюсь. Раньше ходила туда, исповедовалась в самых наболевших грехах, ходила на службы, но до причащения дело не доходило, т.к. у меня есть нераскаянные грехи. Т.к. без причащения хождение в церковь не имеет смысла, то я перестала туда ходить. Считается ли мой пост с учётом этого постом?
5 Ответов
Здравствуйте! Любое доброе дело, включая соблюдение поста, засчитывается христианину как богоугодное дело веры только в том случае, когда он находится в состоянии освящающей благодати. Находится в благодати может только тот, кто не имеет на совести нераскаянных и неисповеданных смертных грехов. Если есть хотя бы один такой нераскаянный грех, о котором человек помнит и знает, то он лишен благодати и находится в противоположном состоянии духовной смерти. Поэтому соблюдение поста при нежелании оставлять смертные грехи не приносит духовной пользы и является простой диетой. Нужно просто понять для себя, что духовная жизнь в Господе Иисусе Христе, это не какие-то разовые благочестивые акции, типа соблюдения поста или подачи милостыни, а полный разворот человека к Богу, от жизни греховной к жизни духовной. То есть жизнь должна кардинально измениться, произойти настоящее покаяние, принято решение соблюдать заповеди Божьи во всех жизненных ситуациях. А иначе все бестолку. Ведь пост - это один из инструментов в борьбе с грехами, он не является самоцелью.
Т.к. без причащения хождение в церковь не имеет смысла, то я перестала туда ходить.
Смысл есть, если человек причащается хотя бы несколько раз в год.
А какой вам смысл поститься, если вы отошли от практики церковного христианства? Пост - это не диета, а часть того самого духовного пути, который вы отвергли.
Другой вопрос, что соблюдение постов, возможно, будет той тонкой нитью, которая все-таки соединяет вас со Святой Церковью. Если вы при этом еще и молитесь. Поэтому и единственно поэтому практику умеренного поста без ущерба для физического здоровья вам, возможно, имеет смысл поддерживать.
С уважением,
Конечно, поститься ради Бога и искания Его милости - это хорошо и является делом исполнения одной из Его заповедей. Может быть, рано или поздно это приведет Вас к желанию окончательно исправиться и порвать с грехом, после чего можно будет приступать к церковным таинствам. Если же Вы останетесь в своем грехе (видимо, смертном), то он введет Вас в вечную муку, хотя ради поста Господь, как Сам знает, и даст Вам в ней некое малое утешение.
Итак, пока можно, пожалейте саму себя и придите в покаяние, непрестанно моля об этом Бога, чтобы он укрепил Вашу немощную волю. Читайте почаще и Евангелие, чтобы видеть в нем милосердие Бога к грешникам и многочисленные примеры покаяния.
Имейте также в виду, что те люди, которые не ходят в церковное собрание, тем самым показывают презрение к Главе Церкви Иисусу Христу и вместе избегают даже малых крупиц благодати, доступных для присутствующих, но не причащающихся.
Вера, как Вы думаете, если Вы купите в магазине рыбу, принесете домой, почистите, будет ли это считаться готовым блюдом, например, гефилте фиш? Вряд ли, потому, что для гефильте фиш рыбу еще надо особым образом разделать, начинить и приготовить. Так вот и духовная жизнь не должна быть полумерной на выбор - вот тут хочу, а тут не буду. Господь Иисус Христос заповедал нам причащаться Его Тела и Крови, так стоит ли отказываться от Его приглашения на Божественную трапезу ради того, чтобы не есть мяса?
Пост, безусловно, одна из добродетелей, в т.ч. и послушание Церкви, а значит и Богу. Однако Вы и не заметили, как враг Вашего спасения очень тонко сумел Вам внушить оставить исповедь и церковную молитву, а теперь изловчился внушить Вам оставить и пост, как бесполезное занятие. Между тем это последняя ниточка, которая Вас ещё соединяет с Церковью, а значит и с Богом.
Для чего установлены посты? Чтобы человек хотя бы в эти дни обратился к Богу с покаянием, если в другие он не задумываясь грешит. Господь стучит в двери Вашего сердца посредством поста, а диавол хочет эти двери завалить окончательно. Вам не пост бросать надо, а возвратиться в Церковь. Хотя бы как Богу любезный мытарь (Лк. 18: 9–14).
Не можете бросить грех? А как можно справиться с грехом без исповеди и причащения? Святые такого не знают, как и мы грешные. Только регулярная исповедь греха ослабляет его силу и только в причащении нам даётся сила бороться с ним. Также и церковная молитва. Святые свидетельствуют, что сказанное в церкви одно "Господи помилуй" более силы имеет, чем дома тысячи раз. Церковь - это же дом Божий, где Он присутствует не только обильной благодатью, но и Самими Телом и Кровью Христовыми.
Так что не бросать пост Вам надо, а возвратиться к церковной молитве и исповеди, а также пойти наконец к Причастию.
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. (Ин.6:53-54)