Добрый день!
Есть такой епископ - Исидор Севильский. Очень долгое время он не считался святым в Православной Церкви. Насколько я знаю, причина в его поддержке филиокве.
С другой стороны, в некоторых источниках, в том числе на этом сайте, он указан как Святой.
Как же правильно поступить? Очень не хотелось бы заклеймить Святого еретиком, или почитать еретика за Святого.
Меня это сильно смущает.
4 Ответа
Исидор Севильский почитается с IX века в Западной Церкви. В наши дни его почитание просто восстановлено и распространено уже в более широких масштабах (его почитают не только в Западной Европе, но и в Греции). Каких-либо древних свидетельств, отрицающих его святость, мне не приходилось встречать.
А то, что он верил в какие-то положения, которые стали впоследствии особенностью римокатолического богословия, то это можно сказать о целом ряде западных святых отцов (св. Августин, св. Лев Великий и другие святые папы римские). Имя св. Исидора отсутствует в святцах Русской Церкви, Вы можете почитать или не почитать его молитвенно, как сами хотите.
Всю информацию можно найти в энциклопедии https://www.pravenc.ru/text/674918.html На Востоке он стал почитаться уже в Новейшее время. Вам вовсе необязательно его почитать или анафематствовать, никто от Вас этого не может требовать.
В Православной Церкви есть несколько ликов святых:
- Святые, которые почитаются всей Православной Церковью;
- Святые, которые почитаются в одной или нескольких Поместных православных Церквях;
- Местночтимые святые, почитаемые в одной епархии.
Этот святитель относится ко второму лику, почитается в Греческой и Американской православных Церквях. В РПЦ нет почитания его, как святого, но вероучительные труды святителя имеют определённую духовную ценность, если исключить заблуждение на счёт филиокве.
Потому Вы можете не молиться ему, как святому, если Вас это смущает, но можете вполне спокойно почитать его наставления, если возникнет желание. (В нашей Церкви иногда в частной молитве просят помощи и у не канонизированных святых, например, убиенных оптинских братьев)
Исидор Севильский, конечно, еретиком не является, потому что никто его так не называл - ни Вселенский Собор, ни догматически значимые поместные соборы, ни кто-то лично из святых отцов.
Что касается частных богословских мнений, они еще не делают человека еретиком до тех пор, пока он не начинает ради них противиться церковному учению. С Исидором Севильским такого не произошло.
В Русской Церкви он не почитается. Ни от кого я не слышал, чтобы он молился Исидору как святому. Но если Вы, следуя почитанию в других поместных православных Церквях, считаете его святым и молитесь ему, в этом нет греха.
О месте Исидора Севильского в утверждении доктрины филиокве здесь говорится так:
Современник папы Григория епископ Севильский Исидор (ок. 560–636), известный испанский церковный деятель, ученый-энциклопедист и богослов, также следовал Августину в учении о Св. Духе как принципе единства и связи в Троице, а также в представлении о Его «двойном исхождении». Действительно, в 15-й главе первой книги «Сентенций», специально посвященной Св. Духу, Исидор подробно раскрывает оба этих августиновских положения:
«Святой Дух есть Дух Отца и Сына (Spiritus Patris et Filii), и вследствие этого (inde) Отец и Сын суть едины (unum sunt), потому что Отец не имеет ничего такого, чего не имел бы Сын. Ведь одна вещь, принадлежащая двум и [Им] единосущная (res una et duorum consubstantialis), не могла бы исходить одновременно от Них Обоих и одновременно пребывать [в Них] (simul ab eis procedere et simul inesse), если бы не была единством Тех, от Которых исходит (unum fuerit, a quibus procedit). Потому Церковь получила залог Духа Святого, чтобы все верующие были соединены в одно тело посредством Того, посредством Кого Отец и Сын едины по сущности (per quem Pater et Filius unum essentialiter sunt), о чем говорит Сам Спаситель, обращаясь к Отцу: Да будут едины, как и Мы едины (Ин.17:11)»155.
Как представляется, в этих словах Исидора достигает кульминации отмеченная нами ранее тенденция латинского три-нитаризма, в которой, начиная уже с Тертуллиана, Св. Дух рассматривался не только как третье Лицо Троицы, но и как общая Божественная сущность Отца и Сына, а затем – как Их общая принадлежность (res), субстанциальная связь и взаимная Любовь, которой любят друг друга Отец и Сын. Подобно Августину, в самом имени Св. Духа Исидор усматривает указание на Его отношение одновременно к Отцу и Сыну, поскольку Он есть «Дух Обоих» (eorum Spiritus, amborum Spiritus) и «как бы единосущная святость Обоих» (tanquam sanctitas coessentialis et consubstantialis amborum)156. В свете всего этого неудивительно, что Исидор неоднократно говорит об исхождении Св. Духа от Отца и Сына (solus de Patre et Filio procedit, ex Patre Filioque procedit, ex utroque procedit), рассматривая это как Его особое личное свойство157.
Учение о «двойном исхождении» Св. Духа, столь часто подчеркиваемое Исидором, еще при его жизни было внесено в деяния двух Толедских соборов – сначала третьего (589), а затем и четвертого, проходившего при его деятельном участии в 633 г.158 Так, благодаря усилиям Севильского епископа одно из положений тринитарной доктрины Августина на Западе впервые стало рассматриваться как необходимый догмат христианской веры. На это указывает не только включение Filioque в Символ веры III Толедского собора 589 г., но и его 3-й анафематизм, в котором прямо предаются анафеме все, кто не исповедуют, что Св. Дух исходит от Отца и Сына.
«Всякий, кто не верит или не поверит, что Святой Дух исходит от Отца и Сына (a Patre et Filio procedere), и не назовет Его совечным и единосущным Отцу и Сыну, да будет анафема»159.
Скажите, а можно ли подавать записки о его упокоении? Если он Свят, то наверняка откликнется. А если нет, это должно облегчить его участь.
Думаю, в этом не будет греха. Вряд ли можно заказать ему молебен как святому, но ведь должны же быть какие-то формы церковного обращения к умершему. Выходит, остается лишь молитва об упокоении — в записках или лично. Лично примерно так: «Помяни, Господи, раба Твоего еп. Исидора и его молитвами помилуй и меня, грешного».
Скажите, а где он почитается? Почитался ли он на востоке?
Насколько я знаю, филиокве распространялось за долго до Великой Схизмы.
В одном из источников я слышал, что Исидор Севильский первым соборно ввёл филиокве. Вот бы кто-нибудь исследовал данный вопрос…