У меня возник существенный вопрос. Я хотел бы узнать, рождаются святыми или становятся, или все по-разному. Просто когда матронушку крестили от нее уже пар шел, Гавриил Самтаврийский по словам его сестры уже с детства делал церковки из камней и тому примеров множество. Но есть ещё примеры как грешники каялись и становились святыми, стяжали благодать Духа Святаго. Так как же это происходит у разных людей: они предначертано к этому свыше (но ведь предначертанности не существует и мы сами определяем свою судьбу своими поступками и ничего не запрограммировано) , но как же тогда примеры с Матроной и Гавриилом и ведь Николай Угодник ещё в младенчестве был необычным и не ел молоко по средам и пятницам. Как же тогда? Буду очень благодарен за ответ!!!
4 Ответа
Приведенные вами примеры рождения святых – входят в понятие предвидение. Так и родители могут определить по многим факторам предрасположенность своего ребенка, например к рисованию, музыке, спорту и пр., но если не развивать эти способности, то ребенок в дальнейшем не сможет стать художником, музыкантом, спортсменом.
Конечно, Промысл Божий иногда творит явные чудесные события, направляющие человека в нужное для него направление, но и от самого человека зависит, последует ли он по этому пути.
Если размышлять о предопределение – как о Божественном решение, подлежащим непременному исполнению, то можно быстро прийти к выводу, что эта тема для людей закрыта. Согласитесь, если даже самому усердному трудоголику сказать, что его работа выполнена заранее, то возникает естественный вопрос – а какой тогда смысл что-либо делать. Как любой человек он перестанет заниматься своим делом и со временем потеряет навык и опыт, в итоге он уже не будет являться тем первоклассным специалистом, которым был, и тем более которым мог бы стать, продолжая усовершенствовать свою профессиональную деятельность.
Из жизни святых можно видеть, как много трудились праведники, несмотря на тяготы и притеснения, при этом у них не было понимания своей святости, напротив они считали себя недостойными, и были счастливы только от того, что могли творить дела во имя Господа.
Различные таланты даются человеку от рождения. Одному Духом Святым даётся талант лечить, другому учить, третьему мудрость, четвёртому иностранные языки, иному даётся и вера, и тоже как особый талант. 1Кор. 12:7–11
То есть чистая вера с детства это особый талант, что видим в приведённых Вами примерах.
Но мы все знаем, что любой талант можно испортить, пустить его на вред, или на равнодушие.
Потому талантливые в вере это не всегда дорога к спасению, но большая ответственность перед Богом. Например, первый царь Израиля Саул свой талант в вере погубил. Да и многие талантливые в вере члены Синедриона в Иерусмлиме, кроме Гамалиила и Никодима, тоже напрасно использовали этот дар. И сейчас, думаю найдётся не мало тех, кто имея талант в вере, может его упустить.
Но всё это не лишает тех, кто имеет таланты в других сферах, своего пути спасения. Преподавать свой дар с любовью к Богу и людям, это и есть путь к святости.
Возможность достичь святости предоставлена всем. Но чье-то избранничество Бог являет еще в детстве или даже до рождения. Здесь нет одной схемы. Что касается отказа от молока по постным дням, то, как пишет свт. Филарет Черниговский, подобные бродячие сюжеты можно встретить
почти в каждом житии, и потому ошибкою признается выдавать их за исторические черты, тогда как это только приемы биографа позднего.