Добрый день. Подскажите, пожалуйста, в какие дни Рождественского поста можно употреблять вино? Есть ли какие-то чёткие правила поста и воздержания в Субботу и Воскресенье? Просмотрела рекомендации https://azbyka.ru/video/85-rekomendacii-k-postu/, там сказано, что в Субботу и Воскресенье поста не должно быть.
4 Ответа
Здравствуйте, Валерия. Согласно Типикону, во все дни, когда можно употреблять масло. До предпразднства Рождества - все дни, кроме среды и пятницы (если в эти дни нет славословного праздника). В течение предпразднства - лишь в субботы и воскресенья, а также при средних и больших праздниках (славословных и выше).
Вопрос в том, что для Вас является ориентиром поста. Если монашеский Типикон - это один вариант, если индивидуальная форма поста - это другое дело. Во втором случае, некорректно ставить вопрос о том, что и когда можно или нельзя, Вы это определяете для себя сами, посоветовавшись с духовником.
Что касается суббот и воскресений, то есть действительно некоторая несообразность в нашей церковной практике. С одной стороны, апостольское правило говорит о полной отмене поста по выходным (см. 64 правило), с другой - Типикон предписывает лишь ослабление поста, но не отменяет воздержание от мяса и другой пищи животного происхождения. На практике это приводит к тому, что священники и миряне не постятся строго по Типикону на буднях (как это обычно предписывается, один прием пищи в день с сухоядением), и, при этом, их постный стол на выходных ничем не отличается от будничного. То есть праздники в плане трапезы мы проводим также, как и будни. А это уже нарушение смысла всех правил на эту тему, потому что должна быть эта разница в выделении праздничных дней.
Поэтому о. Вадим Коржевский (в чем я с ним согласен) предлагает вернуться к древней традиции полной отмены поста по выходным дням, чтобы не происходило вышеупомянутого перекоса. Да, это будет нарушением Типикона (по которому мы и так не постимся фактически), но с другой стороны - исполнением буквы и духа апостольского правила.
Нет, об отмене постов не идёт речи. Однако в субботу и воскресенье сама Церковь запрещает пост во всех смыслах, если читать правило непредвзято (см.: Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 88).
Спаси Бог за ясный и полезный ответ, отец Евгений!
Тоже искал ответ на данный вопрос. Зашел, смотрю, второй ответ написал человек, который, вместо того, чтобы жить жизнью Церкви согласно установлениям Святого Духа, считает, что он лучше Святых Отцов знает, как надо, и хочет реформировать Церковь.
Ваш ответ очень порадовал. Слава Богу, что у нас есть пастыри, которые учат и объясняют, как жить в Церкви согласно тем правилам, которые установил пребывающий в ней вечно Святой Дух!
Крайнее недоумение вызывает, что в настоящее время появились лиди, относящие себя к Православной Церкви, которые заявляют, что надо возвращаться к какой-то древней традиции, что каждый сам себе устанавливает "индивидульный" пост (видимо, каждый из них "спасается" в своей индивидуальной "церкви"). Такое ощущение, что читаю какую-то протестантщину (да, да, идея, что практика Церкви и Святых Отцов может быть несовершенна и что надо возвращаться к якобы лучшей "апостольской" практике - это протестантщина в чистейшем виде).
При более подробном разговоре с очень многими такими реформаторами (проверено опытом) оказывается, что бог, в которого они веруют, считая его Богом Церкви, тоже достаточно "индивидуальный" - он, оказывается, сотворил мир через эволюцию, сопровождавшуюся смертью, а не так как Бог Церкви рассказал в Писании, он не отправит грешников на вечные муки в ад, как это сделает Бог Церкви, он с пониманием относится к греху и учит толерантности к грехам и ложным религиозным мнениям (ересям, ложным религиям), в отличие от Бога Церкви, который ненавидит грех и ложные религии / ереси, посылает своих учеников проповедовать истинную веру для спасения погибающих, и учит ненавидеть грех и, из любви к грешникам, увещевать их к покаянию и принятию веры, без которого нет спасения. Бог Церкви для таких людей оказывается "токсичным" и крайне "ограниченным". Да сохранит и очистит Господь Свою Церковь от таких волков в овечьих шкурах.
Вот какой решительный отец Вадим! А ведь многие предлагают и вовсе отменить малые посты, потому что их соблюдают весьма немногие. Или даже отменить вообще все посты. Мне кажется, эта идея тоже укладывается в его логику.