Прочитала “Мытарства преподобной Феодоры”, прослушала книгу “Душа после смерти” иеромонаха Серафима (Роуза). Непонятно, душа проходит мытарства на третий день после смерти, когда ангелы сопровождают душу на поклонение Богу, или с десятого по сороковой день, когда душе показывают ад? Или вообще все по другому?
3 Ответа
Если было непонятно, то, видимо, стоит переслушать. Или послушать "Слово о смерти" свт. Игнатия (Брянчанинова), которое стало ключевым источником для сочинения иером. Серафима (Роуза).
Если вкратце, то считается, что мытарства продолжаются 40 дней, причем по общему правилу вначале душа правоверного находится на земле (до 3-го дня), затем ей показывается рай (до 9-го дня), потом ад (до 40 дня). В это же время душа истязается в своих добрых и худых поступках, а на 40-й день слышит приговор - отправиться ей в рай или ад. Там она и будет пребывать до дня Страшного Суда, когда облечется в тело и предстанет на всеобщий суд.
Я бы не советовал Вам пытаться согласовать одно с другим, поскольку представление о мытарствах и представление о том, что душа несколько раз после смерти восходит к Богу, основано на разных источниках. То есть в разных источниках отражены разные представления о том, что именно происходит после смерти, и зачастую эти модели взаимно исключают друг друга. Нужно иметь в виду, что написанное в этих книгах, по большей части не является учением Церкви и богооткровенной истиной.
Однако если мы возьмём изложения вероучения, одобренные церковными соборами, там утверждается совсем другое. В Исповедании православной веры Восточной Церкви мы видим учение о том, что «души усопших пребывают в покое или в болезновании, в соответствии с тем, что каждый сотворил, ибо отделившись от своих тел, они немедленно переходят или к радости, или к печали и плачу». То есть никаких мытарств и экскурсий по раю и аду в этом исповедании не предполагается, умер - и сразу получаешь воздаяние.
Таким образом, мы можем с уверенностью сказать только то, что после смерти каждый получает свое воздаяние, а как именно все будет происходить, мы узнаем тогда, когда будем там. Думаю, что более надёжным источником для нас являются изложения веры, одобренные соборно, на них нам и нужно ориентироваться в первую очередь.
Спасибо за рекомендацию интересной книги свт. Игнатия (Брянчанинова). А труд иеромонаха Серафима (Роуза) очень тяжело было слушать.