Прочитала “Мытарства преподобной Феодоры”, прослушала книгу “Душа после смерти” иеромонаха Серафима (Роуза). Непонятно, душа проходит мытарства на третий день после смерти, когда ангелы сопровождают душу на поклонение Богу, или с десятого по сороковой день, когда душе показывают ад? Или вообще все по другому?
4 Ответа
Более подробно о мытарствах можете почитать по ссылке. Здесь же хочу отметить, что учение о мытарствах присутствует у многих святых, прославленных Церковью. Это не только указанные свт. Игнатий Брянчанинов и Дмитрий Ростовский (житие прп. Феодоры), но и прп. Антоний Великий, Макарий Александрийский, свт. Феофан Затворник, Кирилл Александрийский и многие другие. Потому ему вполне можно доверять, хотя соборно этот вопрос и не обсуждался, как, впрочем, и многие другие вопросы веры. Очевидно не обсуждался, потому что не вызывал споров у святых.
То что мытарства описываются по-разному, не удивительно, потому что это всё образы духовного мира, видения, описанные подобиями нашего материального мира. Яркий пример таких описаний - Апокалипсис.
Поскольку Церковь приняла провожать усопшего отпеванием - большой панихидой, то можно предположить, что именно в этот день душа проходит основные мытарства. "Тело - в землю, душа - на Небо". Однако некоторые святые свидетельствуют, что мытарства могут длиться и несколько дней. Одно можно сказать - только на сороковой день после смерти Господь произносит Частный Суд о христианской душе. Потому и положено в этот день особое поминовение. Однако некоторые души не достигают Бога и низвергаются с мытарств в ад.
Только в день Страшного Суда после Воскресения мёртвых будет произнесён окончательный приговор.
Если было непонятно, то, видимо, стоит переслушать. Или послушать "Слово о смерти" свт. Игнатия (Брянчанинова), которое стало ключевым источником для сочинения иером. Серафима (Роуза).
Если вкратце, то считается, что мытарства продолжаются 40 дней, причем по общему правилу вначале душа правоверного находится на земле (до 3-го дня), затем ей показывается рай (до 9-го дня), потом ад (до 40 дня). В это же время душа истязается в своих добрых и худых поступках, а на 40-й день слышит приговор - отправиться ей в рай или ад. Там она и будет пребывать до дня Страшного Суда, когда облечется в тело и предстанет на всеобщий суд.
Я бы не советовал Вам пытаться согласовать одно с другим, поскольку представление о мытарствах и представление о том, что душа несколько раз после смерти восходит к Богу, основано на разных источниках. То есть в разных источниках отражены разные представления о том, что именно происходит после смерти, и зачастую эти модели взаимно исключают друг друга. Нужно иметь в виду, что написанное в этих книгах, по большей части не является учением Церкви и богооткровенной истиной.
Однако если мы возьмём изложения вероучения, одобренные церковными соборами, там утверждается совсем другое. В Исповедании православной веры Восточной Церкви мы видим учение о том, что «души усопших пребывают в покое или в болезновании, в соответствии с тем, что каждый сотворил, ибо отделившись от своих тел, они немедленно переходят или к радости, или к печали и плачу». То есть никаких мытарств и экскурсий по раю и аду в этом исповедании не предполагается, умер - и сразу получаешь воздаяние.
Таким образом, мы можем с уверенностью сказать только то, что после смерти каждый получает свое воздаяние, а как именно все будет происходить, мы узнаем тогда, когда будем там. Думаю, что более надёжным источником для нас являются изложения веры, одобренные соборно, на них нам и нужно ориентироваться в первую очередь.
Спасибо за рекомендацию интересной книги свт. Игнатия (Брянчанинова). А труд иеромонаха Серафима (Роуза) очень тяжело было слушать.