4 Ответа
Анастасия, вы, видимо, пропустили один момент в описании мытарств:
не все подвергаются таким истязаниям, каким подвергалась ты, но только подобные тебе грешники, которые несовершенную исповедь грехов своих совершали пред духовным отцом, стыдясь беззаконных дел своих и утаивая многие из них.
Т.е. принципиально важно, было ли утаивание по стыду. Может даже оказаться, что человек все боится что-нибудь не забыть, пишет большие списки грехов, даже в мыслях сам себя хвалит, как хорошо он исповедуется. А на самом деле это бесы его хвалят и над ним смеются, т.к. какой-нибудь грех, лежащий на поверхности, он по стыду утаивает. Причем стыдно может стать исповедать практически любой вид греха, хотя обычно это блудные. Т.е. борьбу в первую очередь нужно вести не с забыванием грехов, а чтобы точно раскрывать грехи перед священником, т.е. борьба с тщеславием, с которым связан стыд исповеди. Еще бывает не совсем умалчивают грех, а излагают в виде, оправдывающем себя, это тоже подобно утаиванию. И еще бывает духовнику стыдно сказать, идут к другому священнику и исповедуют. Хотя и исповедал грех, но в этом тоже будет степень утаивания.
Не стоит слишком буквально воспринимать эти произведения, применяя к себе все детали. Их задача не в том, чтобы детально описать реальность загробной жизни, а напомнить человеку о последнем посмертном испытании и предостеречь от беспечности при жизни. В качестве утешения и ободрения, я приведу слова патриарха Иерусалимского Досифея Нотары:
Неправильно было бы говорить, что несмертные грехи наказуются после смерти. Ибо тогда все бы подпали под наказание и никто бы не взошел после смерти на небеса. Ибо нет никого без греха, как говорит брат Господень, а также и наперсник Христов — каждый в своем послании, а также и Карфагенский Собор, и в Писании сказано, что праведник семикратно в день согрешит. Но таковой грех не изгоняет Бога из человека и не препятствует любви [к Богу] и не делает того, кто его совершит, повинным во всех грехах. Ибо он, происходящий от человеческой немощи, а не от скверного произволения, вменяется ни во что, уничтожаемый вседневной молитвой верных.
Последняя фраза говорит, как о совершаемом ежедневно верующими исповедании грехов в рамках вечернего правила, так и о любом прошении о прощении грехов, которыми наполнены наши молитвенные тексты. Исповедь - это не единственное средство прощения грехов, которое Бог дал верующим.

"Мои посмертные приключения" Ю. Вознесенской - это все-таки не достоверный источник, а художественное произведение.
Советую почитать книгу иером. Серафима (Роуза) "Душа после смерти". Там он все разъясняет про мытарства со святоотеческих позиций.
С уважением,

Спасибо!)
Спасибо!!!