- «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? … Хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2:14-20).
- «Братья, узнав, что никакой человек не получает оправдание делами Закона, но только через веру в Иисуса Христа, и мы поверили во Христа Иисуса, чтобы быть оправданными верою во Христа, а не делами Закона; потому что делами Закона не будет оправдана никакая плоть (человек)». (Гал.2:16-20).
5 Ответов
Многие протестанты считают ошибочно, что вера (уверование) в Бога, во Христа является гарантией спасения, а добрые дела служат лишь выражением этой веры.
Православная Церковь учит иначе. Признавая, что добрые дела, могут служить и действительно служат выражением веры христианина, она, тем не менее, не ограничивает смысл совершения добрых дел только этим значением, указывая, что их совершение (при содействии Божественной благодати) способствует духовно-нравственному совершенствованию личности (опять же, при содействии благодати Божьей). Совершение добрых дел рассматривается в этом отношении как своего рода духовные упражнения.
Имея сказанное в виду, понимаем, что между словами: 1) "вера без дел мертва" (Иак.2:20) и 2) "благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф.2:8-9) нет ни малейших противоречий.
Верой и делами.
Дело в том, что апостолы Иаков и Павел вели свою деятельность в разных мирах, проповедовали для разной аудитории. Я всегда говорил и говорю: не стоит пытаться понять библейские цитаты без учёта исторического и ситуационного контекстов. Кто говорил, кому, когда и зачем - всё это создаёт бэкграунд, без которого верно понять посыл текста невозможно.
Есть статьи на поднятую вами, уважаемый автор вопроса, тему.
Мы находим вечное спасение не в наших делах, и не в нашей вере, и вообще не в чьем бы то ни было нашем, но только в Господе нашем Иисусе Христе и Его спасительных деяниях. Мы усваиваем это спасение, принимаем этот дар верой - полагаясь на Его обещание спасти тех, кто уповает на Него.
При этом спасение - это не страховка на случай смерти. Это реальность новых отношений с Богом, в которую человек входит (или отказывается войти) уже здесь и сейчас. И эти новые отношения означают, что человек живет в послушании Богу, ища исполнения Его воли, и искренне желая послужить Ему в добрых делах. Как, например, говорит святой Апостол Иоанн, "А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины" (1 Иоан.2:3,4)
Святой Апостол Павел пишет " Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф.2:8-10)
Таким образом, мы спасены даром, благодатью, смертью и воскресением Господа Иисуса - но подлинность нашей веры и спасения проявляется в добрых делах. Вера, которая не ведет к делам, является ложной. Как говорит святой Апостол Иаков, "Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак.2:26)
"Исповедание православной веры Восточной Церкви" гласит:
Мы веруем, что человек оправдывается не просто одною верою, но верою, споспешествуемой любовью, т.е. через веру и дела. Признаем совершенно нечестивою мысль, будто вера, заменяя дела, приобретает оправдание о Христе; ибо вера в таком смысле могла бы приличествовать каждому, и не было бы ни одного неспасающегося, что, очевидно, ложно. Напротив, мы веруем, что не призрак только веры, а сущая в нас вера, чрез дела оправдывает нас во Христе. Дела же почитаем не свидетельством только, подтверждающим наше призвание, но и плодами, которые соделывают веру нашу деятельною, и могут, по Божественному обетованию, доставить каждому заслуженную мзду, добрую или худую, смотря по тому, что он соделал с телом своим (определение 13).
Человек спасается и верой и делами. Простейший логический разбор позволит понять это. Вера по отношению к делам первична, т.е. возникает первой. Приняв Христа как своего Спасителя, человек разумный станет мыслить о том, чему учил Христос и обретет в Евангелии множество "инструкций" для жизни. И это неминуемо должно привести его к делам любви, ведь любящий ближнего, по слову Спасителя, любит Бога. Разве можно любить, только говоря об этом, не делая ничего? Нет. Соответственно, человек спасается и верой и делами, которые являются производной веры.