Здравствуйте братья во Христе! Если возможно вам ответить мне на один вопрос, который тяготит меня. Вот, в последнее время в нашей Церкви видны массовые канонизации, людей - святителей, о которых я не могу знать, действительно ли такие люди, вообще существовали, а больше о том были или суть Святителей. Как раз в интернете повстречал, что данный вопрос обсуждается и присутствует и в остальных Поместных Православных Церквей. Итак, прошу вас дать мне детальную информацию, к чему именно может привести данное действие Церкви, если оно неправильно?
4 Ответа
В Русской Церкви вопрос о канонизациях поставлен очень серьезно. Существует специальная общецерковная комиссия, которая тщательно проверяет документальные свидетельства. Для святых последних веков необходимы оригиналы документов из государственных и церковных архивов, без них в эту комиссию даже обратиться не получится. Короче сказать, это очень длительный и сложный процесс. Но даже лет 30 назад, когда все было значительно проще, совершенно исключено, чтобы в святцы были вписаны фантомы, никогда не существовавшие.
Кроме исторических документов, тщательно исследуются и материалы, свидетельствующие о личной святости кандидата и обстоятельствах и свидетелях его подвига. При наличии сомнений обычно канонизация исключена. Яркий пример - Григорий Распутин, которого некоторые считают святым и даже указывают на его чудеса. Однако другие (в том числе и современники) свидетельствовали о его личной безнравственности. На этом основании данная комиссия отказала в его канонизации.
В отношении древних святых, в самом деле, иногда ведутся споры, существовали ли они. Подробнее можно узнать в этом фундаментальном сочинении.
Лично мне случаи неправильной канонизации в РПЦ неизвестны. Зато случаи деканонизации, т.е. лишения святого права почитания, были. Яркий пример - прав. княгиня Анна Кашинская. Её причислили к лику святых в 1611, но вскоре нашли в её житии несколько пунктов, которые могут усиливать старообрядческий раскол. Потому при патриархе Никоне её деканонизировали, хотя мощи оставили в церкви. В 1909 году восстановили её почитание. Есть и другие примеры.
Известно также, что прп. Серафима Саровского долго не хотели канонизировать, пока не настоял сам царь-страстотерпец. Теперь это всеми любимый святой. Как и сам царь, которого тоже долго не решались причислить к лику святых. Находили в его жизни ошибки. Как будто у мученика Вонифатия до его страдания за Христа жизнь была только святой, или у прп. Марии Египетской до её покаяния. Важно каким подвигом закончилась жизнь этих святых.
Церковь же очень тщательно изучает и проверяет, а затем принимает решение о канонизации на Соборе. Существуют определённые правила:
- Народное почитание
- Жизнь, согласная с учением Христа и Церкви
- Наличие подтверждённых чудес по молитвам к святому
- Наличие мощей
- Достаточный период времени со дня успения (не менее 30 лет)
Не все эти пункты, кроме первых двух, могут быть в полной мере. Не у всех святых остались мощи в полном объёме и не все святые проявили многочисленные чудеса. Некоторые святые были канонизированы вскоре после смерти, например прп. Феодосий Печерский. Но всё равно перед канонизацией все жития очень тщательно проверяются. Собор перед своей работой молится. Потому канонизация недостойных и неизвестных, как Вы пишите, исключена.
Наоборот, Бог многих святых скрыл и они нам остались неизвестны. Возможно по горячему желанию самих этих святых. Например, в Киево-Печерской Лавре есть мироточивые главы, каким святым они принадлежат - неизвестно.
Помощи Божьей Вам.
Церковью Христовой руководит Святой Дух, а таким важнейшим процессом, как канонизация святых - тем более. Если в это не верить, то во что тогда превращается наша вера? В чистую мораль или философию, без мистики? Но такая "религия" ничего не стоит и никому не нужна.
Если вы принадлежите к каноничной православной церкви, то можете доверять ее соборным решениям. А если являетесь прихожанином раскольнического религиозного объединения, то его решения в любом случае ничего не стоят.
С уважением,