Всем нам хорошо известно, что "что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем." А возможно ли любоваться женской красотой без вожделения и греха? Неужели все художники, поэты и композиторы, восхищавшиеся женской красотой и посвящавшие ей свои творения грешили? И если всё-таки любоваться женской красотой без греха возможно, то как достичь этого состояния? Где эта грань между наслаждением красотой и вожделением? Извините, если задаю слишком много вопросов за раз!
4 Ответа
Это всё будет грехом.
Для любования Бог предоставил жену, и мужа, соответственно. Всё остальное от лукавого, и будет грешным.
Что касается работ художников, то все эти труды направлены на развращение людей. Мастера не имели никаких целей, кроме как ввести в соблазн и похоть, и этим разрушать браки. Они открывали тела , тонким подходом "изучение античности", "возвышенность чувств", "благородная гордость" смещали сознание элит, и потом всех людей. Результат в узаконении порнографии, а через неё социализация ЛГБТ
Свт. Иоанн Златоуст говорит:
Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри постоянно на свою жену и люби ее: этого не воспрещает никакой закон. Если же ты будешь назирать чужую красоту, то оскорбишь и жену свою, отвращая от нее глаза свои, и ту, на которую смотришь, так как касаешься ее вопреки закону.
Грех не в любовании как таковом, а в том, что в нашем падшем состоянии это любование тесно связано с желанием сексуально обладать человеком, который тебе не принадлежит, или, что ещё хуже, видеть в нем объект для удовлетворения страсти. Если человек в праве и готов взять девушку в жены, приняв на себя ответственность, то это, на мой взгляд, даёт ему право на некоторое любование (без развития сексуальных фантазий) своей невестой. Это было и в отношениях святых людей. Но если человек женат или не настроен на серьезные отношения с этой девушкой, то как ему возможно любоваться без греха?
Неужели все художники, поэты и композиторы, восхищавшиеся женской красотой и посвящавшие ей свои творения грешили?
Если это было в рамках отношений без обязательств, то да, грешили.
Не стоит тщательно рассматривать каких-то других женщин, кроме своей жены. В таком взгляде не может не быть нечистого желания. Названные Вами художники и поэты вовсе не были образцами целомудрия и верного пути в Царство Божие. Вряд ли в аду кому-то доставит утешение то, что он мучается вместе с известными деятелями искусства.
Чтобы яснее стала моя мысль, приведу две сходных истории.
Блаженный Афанасий, архиепископ Александрийский, просил авву Памво прийти из пустыни в Александрию. Авва пришедши увидел театральную женщину и заплакал. Когда бывшие с ним спросили: от чего он заплакал? то он отвечал: две вещи тронули меня, - во-первых, погибель этой женщины, а во-вторых, то, что я не имею столько тщания к тому, чтобы угождать Богу моему, сколько имеет эта женщина, чтобы угождать развратным людям.
И вот другая, подобная ей:
Когда епископы собрались в церковь святого мученика Иулиана, то пожелали слышать от епископа Нонна поучение и сели все при дверях церковных. Нонн тотчас стал изустно поучать на пользу и на спасение слушавшим. Все благоговейно внимали святому учению его. В то время одна женщина – язычница, известная по всей Антиохии блудница, проходила мимо дверей церковных с великою гордостью, одетая в многоценные одежды, украшенная золотом, дорогими каменьями и жемчугом, окруженная множеством девиц и юношей в красивых одеждах, с золотыми ожерельями. Она была так прекрасна лицом, что созерцанием ее красоты не могли довольно насытиться светские юноши. Проходя мимо нас, она наполнила весь воздух ароматным благовонием. Увидев ее, идущую столь бесстыдно, с непокрытой головой и обнаженными плечами, епископы закрыли глаза и, тихо вздыхая, отвернулись, как от великого греха. А блаженный Нонн пристально и долго смотрел на нее, пока не скрылась она из глаз, и потом, обратившись к епископам, сказал: «Разве не понравилась вам красота той женщины?»
Они не отвечали. Нонн с плачем склонил голову свою и омочил слезами своими не только платок, бывший у него в руках, но и грудь. Воздыхая от глубины сердца, он снова спросил епископов: «Разве не усладились вы видом красоты ее?».
Они молчали. Нонн сказал: «Поистине многому я научился от нее; ибо женщину сию поставит Господь на страшном Своем суде и ею осудить нас. Как вы думаете, сколько времени она провела в своей опочивальне, моясь, одеваясь, разными способами украшая себя и осматриваясь в зеркало, всю свою мысль и попечение полагая в том, чтобы красивее всех явиться очам временных своих поклонников? А мы, имея Жениха Бессмертного на небесах, на Кого ангелы взирать желают, не заботимся об украшении окаянной души нашей, оскверненной, обнаженной и исполненной срама, не стараемся омыть ее слезами покаяния и одеть красотою добродетелей, дабы явилась она благоугодной пред очами Божиими и не была посрамлена и отвержена во время брака Агнца».
Окончив такое нравоучение, блаженный Нонн взял меня, грешного своего диакона, и мы пошли в келлию, которая была нам дана при той же церкви святого Иулиана. Войдя в опочивальню свою, епископ мой повергся лицом на землю и, плача, говорил: «Господи Иисусе Христе! прости меня грешного и недостойного. Заботы сей женщины об украшении тела превзошли все попечения мои об окаянной душе моей. Та женщина, чтобы угодить тленным своим поклонникам, украшая себя, столько показала старания: а я не стараюсь быть угодным Тебе, Богу моему, но пребываю в лености и небрежности. Каким лицом воззрю на Тебя? Какими словами оправдаюсь пред Тобою? Горе мне грешному! Предстоя пред святым алтарем Твоим, не приношу я Тебе той душевной красоты, коей Ты от меня ищешь. Та женщина, в суете своей, обещалась угождать смертным людям, являясь им в столь благолепном виде, и делает то, что обещала: а я обещался угождать Тебе, Богу моему, и солгал по лености моей. Я наг, ибо не сохранил повелений Твоих; не на дела мои надеюсь, но на милосердие Твое, и от него уповаю получить спасение».
Так долго с рыданиями взывал святой Нонн. Молился он и о той женщине, говоря: «Господи не погуби создание рук Твоих: да не пребудет такая красота в разврате, во власти бесов, но обрати ее к Себе, да славится в ней Имя Твое святое: ибо для Тебя все возможно». (далее пересказывается пророческий сон об обращении блудницы)
Рассказав мне сей сон, блаженный Нонн, захватив меня с собою, пошел с прочими епископами в соборную церковь, где, принесши приветствие архиепископу, они совершили Божественную службу. По окончании святой службы архиепископ Антиохийский предложил блаженному Нонну преподать поучение народу. Нонн отверз уста свои и учил людей силою премудрости Божией, в нем обитавшей. Слова его не отличались изысканной мудростью мира сего, но были просты, вразумительны для всех и действенны: ибо Дух Святый говорил его устами. Он говорил о страшном суде и о будущем воздаянии праведным и грешным. Все присутствовавшие так умилялись словами его, что орошали слезами землю.
По смотрению милосердого Бога, привелось сей блуднице, о коей мы повествуем и которая прежде никогда не бывала в церкви и не вспоминала о грехах своих, мимоходом зайти в то самое время в церковь. Услыхав поучение святого Нонна, она пришла в страх Божий; помышляя о грехах своих и слыша поучение святого Нонна о вечной за них муке, она стала приходить в отчаяние, изливала потоки слез из очей своих и, в сокрушении сердечном, не могла остановить своего плача. Потом она сказала двум слугам своим: «Подождите здесь, и когда выйдет тот святой муж, который говорил поучение, идите за ним, узнайте, где он живет, и, возвратившись, скажите мне».
Слуги исполнили приказание и поведали госпоже своей, что святой живет при церкви святого мученика Иулиана. Тогда она немедленно написала своею рукою такое послание к блаженному Нонну с просьбой о крещении.
Пропущенные мной фрагменты и дальнейшее почитайте сами в житии прп. Пелагии.