3 Ответа
У нас нет "Таинства прощения тех или иных грехов", а есть Таинство Покаяния! Этим всё сказано.
Небольшой пример. Кто-то совершил зло в разных его формах по отношению к другому человеку, а после этого искренне покаялся и получил у него прощения. Можно ли считать, что он получил прощение только в тех греховных поступках, что подробно назвал? Например, признался, что оскорблял этого человека, но забыл признаться, что сплетничал о нём. Ответ очевиден.
Митр. Иларион Алфеев:
1. «Прощаются ли на исповеди все грехи или только названные? Из многочисленных дошедших до нас чинопоследований, – как греческих, так и славянских, как рукописных, так и печатных, – явствует, что на исповеди прощаются все грехи, а не только названные. Ходатайственные и разрешительные молитвы говорят именно о прощении всех грехов: «презираяй ему вся содеянная, оставляяй неправды, и превосходяй беззакония»; «подаждь ему образ покаяния, прощение грехов и отпущение, прощая ему всякое согрешение, вольное же и невольное»; «прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих». В некоторых случаях специально уточнялось, что в категорию «всех» включались также забытые грехи: «разрешаю тебя от всех грехов твоих, которые ты мне исповедал, и от тех, которые ты не вспомнил».»
2. Есть и грехи, которые мы забыли. Не надо думать, что подобного рода незамеченные или забытые грехи, не названные на исповеди, не прощаются нам Богом. Сегодня существует мнение о том, что прощаются якобы только те грехи, которые человек называет на исповеди, а остальные тянутся за грешником, словно некий постоянно увеличивающийся шлейф, от одной исповеди до другой. Некоторые священники даже стали в разрешительной молитве вместо «прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих» говорить «прощаю и разрешаю тя от всех исповеданных грехов твоих». После такой исковерканной разрешительной молитвы человек уходит неудовлетворенным, растерянным; у него не возникает чувство примирения с Богом, потому что ему внушается, будто с Богом вообще невозможно примириться, будто Бог накапливает «компромат» на человека, чтобы затем предъявить ему иск на Страшном суде.
На самом же деле, если человек не утаивает грехи сознательно, если исповедь приносится им искренне, чистосердечно, с намерением исправиться, ему прощаются все грехи: и те, которые он назвал, и те, о которых забыл, и те, которые он сам в себе не замечает. Однажды на лекции в Московской духовной семинарии я высказал эту мысль – о том, что грехи на исповеди или все прощаются, или все не прощаются, а третьего (то есть какого-то частичного, неполного прощения) не дано. Один семинарист очень резко возразил мне, сказав, что он «поднимет творения всех Святых Отцов», чтобы доказать обратное, а именно, что прощаются только названные на исповеди грехи. Он полгода работал в библиотеке, а потом пришел ко мне и сказал: «Вы были правы: прощаются все грехи».
Но, как уже было сказано, условием полного прощения является чистосердечность и искренность исповеди, решимость исправиться и начать новую жизнь. Если человек на исповеди утаивает грехи, или если вся его исповедь сводится к пустой формальности, или если он говорит лишь о грехах прочих людей, в таком случае таинство профанируется. Иначе говоря, таинство в таком случае вовсе не происходит, потому что не происходит в человеке та перемена ума, которая должна сопутствовать исповеди."
Прощаются все грехи, в которых человек раскаивается и имеет намерение не повторять их. Причем он обязан назвать все смертные грехи, которые он совершил с момента последней исповеди, и, по желанию, повседневные грехи, о которых он помнит. Если человек сознательно утаивает хотя бы один смертный грех, то вся исповедь становится недействительной. Покаяние может быть либо всецелым отказом от греха и обращением к Богу, либо это вовсе не покаяние.
Тот же священник при чтении чина исповеди говорит, что кто утаивает грехи, тот смертно согрешает. Даже и не всякий названный грех разрешается, но лишь тот, который человек называет с твердым намерением исправиться с помощью Божией. Потому что некоторые называют грехи, всерьез не считая их грехами. Например, прямо на исповеди оправдывают себя в памятозлобии или обидах тем, что другие люди плохо поступали. Если священник почему-то не призовет такого человека к покаянию в обидах, а просто прочитает разрешительную молитву,- что же, неужели ему простится эта обида, которую он и дальше будет чувствовать и в которой продолжит себя оправдывать?
Далее. Забытые грехи, как учит Церковь, прощаются в таинстве елеосвящения (соборования). Если бы они прощались автоматически на исповеди, то зачем же об этом упоминается на соборовании?
Итак, на исповеди прощаются те грехи, в которых человек кается, т.е. разрешительную формулу надо понимать как "прощаю и разрешаю тебя от всех [исповеданных тобой] грехов твоих".
Но в чинопоследование таинства елеосвящения нет ни слова о забытых грехах
—Забытые грехи, как учит Церковь, прощаются в таинстве елеосвящения (соборования).—
Отец Евгений, можно уточнить где Церковь так учит?
Например, в первой же молитве чина соборования сказано: низпосли́ Свята́го Твоего́ Ду́ха, и освяти́ еле́й се́й, и сотвори́ и́ помазу́ющемуся Твоему́ рабу́ и́мярек, в соверше́нное избавле́ние грехо́в его́ в насле́дие Ца́рствия Небе́снаго.
Из второй молитвы: при́зри, услы́ши на́с недосто́йных рабо́в Твои́х, и иде́же о вели́цем и́мени Твое́м еле́й се́й прино́сим, низпосли́ Твоего́ да́ра исцеле́ния, и оставле́ние грехо́в, и исцели́ его́ во мно́жестве ми́лости Твоея́.
И т.д.
Ну так вот, совершенное избавление от грехов, а про забытые ничего не сказано
Вначале Вы приписывали совершенное разрешение от всех грехов таинству исповеди. А теперь уже одному лишь таинству соборования. Но истины нет ни в одном из этих мнений. Заметно лишь желание поспорить на пустом месте.
Спасибо за ответ)