7 Ответов
См. Слава Божия.
Если непонятны конкретные фрагменты библейского текста (Исх.9:16; Ис.48:9-11; Пс.105:8; Рим.9:22-23), то посмотрите их толкования здесь: https://azbyka.ru/biblia (при нажатии на стих появляется вкладка меню).
Здравствуйте, Артемий!
В Библии также многократно говорится, что Бог творит или делает что-то по Своей любви. Можно вспомнить хотя бы одно место: «Ибо так возлюбил Бог мир, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Бог творит мир не только проявляя Себя как великий художник, но и желая поделиться даром бытия, жизни, блага и ,наконец, Собственной славой со своими созданиями. Всё-таки главной движущей силой творения как такового является именно любовь. Он не был обязан творить этот мир, никто Его к этому не принуждал, это Его свободное желание.
Для нас эти два понятия Божественной любви и славы тесно взаимосвязаны: кто стяжал любовь Божию, тот пришёл в единение с Ним, тот получает от Него венец и неувядаемую славу. Прославленный Богом человек - это человек, стяжавший обожение.
Предлагаю Вам в этой связи поразмышлять над следующими словами апостола Павла:
«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8:28-30).
Добавлю: у истоков бытия мира стояла Божественная любовь и слава. И путь ко спасению каждого человека - это тоже путь любви, ведущий к славе Божией, которую у человека уже никто не сможет отнять.
Бог самодостаточен и ни в чем не нуждается, Он благ в полном смысле этого слова. Поэтому Он не нуждается в нашем прославлении, но знает, что это полезно нам самим.
Кроме того, если Господь свидетельствует о Своем величии и могуществе, то Он говорит истину, потому что Он действительно таков. А когда мы хвалим себя (скрывая свои недостатки и «забывая» о помощи Божией), то обнаруживаем лишь собственную гордость и тщеславие.
«Весь труд наш для Него и для Его славы, или лучше, для собственного нашего спасения. Богу никто не может ни порицанием повредить, ни славословием доставить большую славу, но Он всегда остается в Своей славе, не возвеличиваясь от славословий и не умаляясь от хулений; и те из людей, которые прославляют Его по достоинству, – впрочем никто не может прославлять Его по достоинству, а только по своей силе, – получают себе пользу от этого славословия; те же, которые хулят и уничижают Его, вредят собственному спасению»
Святитель Иоанн Златоуст
Такой вопрос возникает из кажущегося противоречия между абсолютным совершенством Бога и библейским языком о Его «славе».
Бог не «занимается самопрославлением» как эгоистичным актом, нуждающимся во внешнем подтверждении. Слава Божия — это сияние Его сущности, которое есть высшее благо для творения. Прославить Бога — значит признать и отразить ту Истину, Благо и Красоту, которые Он есть. Это акт не Его нужды, а Его щедрости.
Слава Божия — не комплимент, не аплодисменты и не репутация в человеческом смысле. Слава — это то, чем Бог является по природе. Таким образом, «Бог творит все для славы Своей» означает: всё существующее призвано являть, отражать, сообщать тварному миру сияние божественной Истины, Блага и Красоты.
Человеческая гордыня — это грех, проистекающий из недостатка. Это попытка присвоить себе незаслуженное достоинство, возвыситься над другими, чтобы заполнить внутреннюю пустоту.
Божественное «самопрославление» — это действие, проистекающее из полноты и избытка. Бог не имеет нужды, Ему нечего доказывать и нечего получать от творения.
Представьте себе солнце. Оно светит не для того, чтобы его хвалили за яркость. Оно светит, потому что такова его природа. И этот свет — источник жизни для всего вокруг. Было бы абсурдно обвинять солнце в «гордыне» за то, что оно освещает мир. Так и Бог, Его слава — это сияние Его сущности, без которого творение просто не могло бы существовать. Прославление Бога и вечное блаженство Его творения тесно связаны между собой.
Другой пример. Гениальный композитор пишет симфонию. Он делает это не потому, что ему не хватает чего-то внутри, а потому, что избыток его творческого дара ищет выражения. И он создает её по законам гармонии, которые отражают его гений. Конечная «цель» симфонии — явить красоту, которой живёт композитор. Так и у Бога.
Так что, я думаю, здесь нужно учитывать особенности библейского языка, чтобы не проводить ложных ассоциаций с самовлюбленным человеком.
Противоречие, которое Вы заметили, возникает из-за переноса человеческой психологии на природу Творца. В человеческом понимании поиск славы — это попытка компенсировать внутреннюю недостаточность, потребность в одобрении извне. В отношении Бога прославление работает в обратном направлении: это не приобретение Им чего-то нового, а излияние Его полноты вовне ради блага творения. Смирение — это не самоуничижение, а знание правды о себе. Для человека смирение — понимать, что он не Бог.
Бог не «занимается самопрославлением» в том смысле, как это делает человек, пытающийся создать себе имидж. В библейском языке (евр. kavod) «слава» означает «тяжесть», «значимость», «сияние». Это онтологическое свойство Бога, Его сущность. Он есть Свет и Истина.
Если бы Бог скрывал Свою славу или отрицал, что всё существует ради Него, Он пошел бы против Истины, то есть против Самого Себя. Утверждая: «Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному» (Ис.42:8), Он констатирует факт устройства мироздания. Передать славу «иному» (идолу, творению) означало бы легитимизировать ложь, утвердить творение в заблуждении, что источник жизни находится где-то помимо Творца.
Требование Бога искать Его славы — это не каприз правителя, а «инструкция по эксплуатации» человеческой души. Человек устроен так, что он уподобляется тому, чему поклоняется и чем восхищается. Бог ревнует о Своей славе ради человека. Когда Бог говорит «ради Себя», это равнозначно «ради сохранения Истины и Бытия». Позволить человеку искать смысл и славу вне Бога — значит позволить ему уйти в небытие.
Бог, будучи всесовершенным, ни в чём не нуждается. Прославление Бога важно для нас самих.
Прославляя Бога, человек утверждается в правильном отношении и к Богу, и к себе, как к творению Божию.
Вместе с тем прославление Бога словами (подразумевающее проповедь о Боге и Его отношении к миру) способствует привлечению к Богу множества неверующих и инаковерующих людей. В свою очередь прославление Бога делами показывает как преображается человек (или сообщество), воспринявший (воспринявшее) веру в Единотроичного Бога и следующий (следующее) по указанному Им спасительному пути. Это также способствует привлечению к Богу людей, утверждению их в истинной вере в Единого и Истинного Бога. (Такой верой является Православная).
Я ответил на ТОТ вопрос. Бог не нуждается ни в чём. Прославление Бога необходимо Божьим творениям. Это соответствует замыслу Божию о мире и в частности о человеке. Вопрос о смысле прославления Бога может быть поставлен в связь с вопросами о смысле существования Православия (правильно славить), о смысле вступления грешников в ряды православных.
Вы ответили немного не на тот вопрос. Вы объяснили, зачем людям прославлять Бога. Вопрос был про то, зачем Богу делать что-то ради Славы Своей.