Различие уныния и печали
Порой трудно понять, чем отличаются страсти печали и уныния, так как в повседневном языке оба эти слова используются для обозначения удрученного состояния. В этом случае «унывать» в словарях равно «печалиться, томиться, мучиться, страдать, болеть, ныть, изнывать». Особенно сильно стирается разница между этими понятиями в прилагательных: печальный и унылый – это фактически синонимы. Разве что слово «печаль» чаще используют для обозначения более легкого или более кратковременного состояния, а унылым называют затяжное тоскливое настроение, сильно влияющее на поведение человека.
У Владимира Даля: «Уныть, унывать – грустить, безнадёжно; падать духом, робеть; отчаиваться, терять всякую бодрость и надежду; не находить ни в чём утешенья».
В психологии печаль и уныние – это родственные состояния, но у них есть яркие отличия. Во-первых, печаль вполне может быть доброй, светлой, возвышающей, а уныние – это неизменно тревожность, подавленность, ощущение безнадежности. Во-вторых, печаль обязательно предполагает выраженные грустные эмоции, а уныние сопровождается апатией, потерей способности чувствовать сильные эмоции с сохранением памяти о них, что усугубляет душевную тоску.
Особенно важно понимать разницу между унынием и печалью при определении греховных страстей. Это нужно для исследования и одоления собственных духовных недугов, ведь, зная, с чем бороться, легче справиться с бедой.
Святитель Игнатий (Брянчанинов), на чьи труды мы опираемся при подготовке к исповеди, описывает страсти печали и уныния такими словами:
Печаль: «Огорчение, тоска, <…> скорбь на ближнего, ропот».
Уныние: «Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. <…>. Небрежение. <…> Праздность. Излишнее успокоение плоти сном, лежанием и всякого рода негой. <…> Нерадение. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние».
Яснее осознать отличия этих страстей можно, если обратиться к происхождению обозначающих их слов. Печаль происходит от слав. печа – забота; печалит – значит заботит (печет, жжет, волнует). Слово акедия, переведенное на русский язык как уныние, происходит также от слова забота (греч. кедос), но с отрицанием, и выражает отсутствие заботы, беззаботность, беспечность, но не как радостное, беспечальное состояние, а как некую апатию, душевную расслабленность (слабость), тоскливую сердечную пустоту, когда человек не видит, не чувствует смысла в собственных занятиях, тем более – в духовных трудах. Недаром в психологии акедией называют синдром потери смысла бытия, а в списке грехов уныние иначе называют духовной леностью, ленью.
В словаре «Азбуки веры» подчеркивается следующая разница между печалью и унынием: «Уныние имеет внутренние причины (нерадение, осуждение и т. п.), в отличие от печали, которая вызывается каким-то внешним событием. Чтобы это легче было запомнить: человека опечаливают (внешняя причина), а в уныние он впадает (внутренняя причина)».
Печаль может быть не только мирской (богопротивной, греховной), но и богоугодной, способствующей «внутреннему преображению личности, перемене мыслей и желаний от злых и греховных к праведным и добродетельным» (ср. 2Кор.7:10). Уныние же всегда деструктивное состояние апатии и равнодушия к себе и к окружающей жизни, «состояние серости души». Схиархимандрит Гавриил (Бунге), вслед за святыми отцами, говорит об унынии как о духовном, «внутреннем параличе», протоиерей Павел Великанов – как о «духовном банкротстве».
Святитель Иоанн Златоуст в «Письмах святой диакониссе Олимпиаде» для описания унылой подавленности использует разные метафоры: сор (ночь, болото) уныния, густое и мрачное облако, облако скорби, свирепеющее море уныния, тяжкое мучение душ.
Внешне уныние-акедия может выражаться либо ленью, скукой, безделием, либо тревожным, суетным многоделанием, заполняющим душевную пустоту.
Причины уныния
«Основное отличие уныния от печали состоит в том, что уныние не имеет никакого определенного повода, по выражению преподобного Иоанна Кассиана, оно состоит в „неразумном смятении ума”». (Л.Ф. Шеховцова Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами).
Нередко печаль и уныние идут рука об руку, усиливая друг друга и препятствуя избавлению от тягостного состояния. Порой уныние называют крайней степенью печали, когда грустное (печальное) состояние отягощается потерей смысла в делах и в самой своей жизни, отсутствием веры в то, что возможны изменения в лучшую сторону. Но не любая сильная печаль развивается в уныние, и не каждое уныние в основе своей содержит какую-то конкретную печаль.
Основной причиной возможной трансформации печали в уныние считается замкнутость на собственном «я» («эго»). В этом смысле печаль называют «воротами в уныние», и это явно перекликается с риском превращения богоугодной печали в греховную страсть:
«Если человек не Бога имеет верховной целью своей жизни, но себя самого признает центром самостоятельного бытия <…> печаль имеет характер безысходной, мрачной, безнадежной тоски, приводящей человека к апатии. Полное возобладание в душе печали приводит к унынию, когда духовные силы человека ослабевают до такой степени, что подвиг совершенствования представляется невыполнимым, бесполезным, бесплодным, когда наступает духовная смерть человека» (Л.Ф. Шеховцова Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами).
Видимыми причинами уныния иногда могут быть психические и телесные болезни, отчего в последнее время стало модным все унылые состояния сводить к гормональному дисбалансу. Однако это неверный подход. По данным Всемирной ассоциации здравоохранения, в подавляющем большинстве случаев уныние, в том числе в степени депрессии, вызывается искажением системы мысленных установок, а уже вслед за нерациональным, негативным мышлением формируется соответствующий ему гормональный фон. И наоборот – исправление мысленных установок, формирование позитивной, конструктивной направленности мышления приводит к нормализации выработки соответствующих гормонов.
Иногда уныние возникает от чрезмерности трудов и нервного истощения, но опять-таки, причиной уныния тут является не усталость как таковая, а неразумный образ жизни, вызвавший душевное изнеможение. А значит, в основе и такого уныния лежат неконструктивные мысленные установки, неспособность адекватно выстраивать собственное поведение, неверный вектор духовных трудов.
С позиции Православия главной причиной уныния является неверие (или маловерие), при котором человек пытается удовлетворить присущую нам от рождения жажду Бога суетными удовольствиями и земными радостями. Эта заведомо невыполнимая задача приводит к ощущению разочарования, безнадежности, душевной пустоты.
«Для современного человека уныние тесно связано с разочарованием в тварном мире, желанием выхода из его реальности, не способной удовлетворить личные притязания, и проистекает оно из самомнения и завышенных требований к себе, избытка времени и информации» (Т. П. Лихач. Концептуализация образа уныния в религиозном сознании восточных славян в ситуации диглоссии).
Когда человек живет вне Церкви, над ним властвует помертвевшая от греха природа, которая без наполненности Богом и любовью к ближним представляет собой бесчувственную пустоту, в которой, как в черной дыре, растворяются все попытки заполнить её чем-то иным. Такая жизнь легко обнажает духовную слабость и погружает в уныние.
«Практически всегда уныние и тоска возникают по причине внутренней неудовлетворенности собственных амбиций, присущих человеку, а также излишней праздности и пустого времяпрепровождения. Эта же пустота, в свою очередь, является следствием обращенности человека на земные и чувственные удовольствия с одновременным отодвиганием на задний план нравственного и духовного содержания жизни. Скорби и страдания в этом случае для человека – что-то отвратительное, совершенно ненужное. Собственно говоря, это закономерное следствие философии гедонизма, жизни в свое удовольствие, к которой стремятся очень многие» (Л. Ф. Шеховцева).
Повторим еще раз: причины уныния – внутренние, духовные. Это очень важно понимать.
Полагая источником своего уныния какие-то внешние проблемы, человек, вместо того чтобы преодолевать свой духовны й недуг, растрачивает и так дефицитные душевные силы на бесплодные попытки улучшить свое душевное состояние через улучшение состояния материально-социального. Естественно, это не помогает, и оттого лишь усиливается ощущение унылой «безнадёги».
А порой у человека формально всё хорошо, нет проблем со здоровьем, благополучная семья, хороший социальный статус, достаточно денег, а он унывает. При этом осознание контраста между внешним благополучием и тягостным духовным состоянием, а также непонимание «почему мне так плохо, когда у меня всё хорошо» усиливают тоску уныния и даже могут спровоцировать отчаяние и появление мыслей о самоубийстве.
Уныние вообще часто лежит в основе суицидальных настроений, а также алкоголизма, наркомании и иных форм девиантного (отклоняющегося) поведения.
Если же человек понимает, что в основе его уныния – духовный кризис, то искать пути преодоления он будет в сфере духовной, обратится к Богу, что и послужит в итоге успеху.
Соблазнам духа уныния подвергаются не только отошедшие от Бога люди, но и усердные молитвенники. Если человек, стремясь к духовному совершенствованию, пытается избавиться от привязанности к мирскому, уныние наступает на него как один из бесовских способов увести человека от Бога или не пустить к Нему. А порой Господь на время промыслительно оставляет Своей благодатью людей, близких к совершенству, дабы уберечь их от опасности возгордиться.
Но чем глубже человек проникся верой Христовой, тем слабее нападки уныния, тем легче противостоять этому опасному духовному недугу.
Психологические особенности уныния
Корнем всех грехов считается гордость, а вытекающее из гордости уныние – словно тупиковая ветвь душевных терзаний, где тупик означает погибель: «Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния» (прп. Серафим Саровский).
Унывающий человек, даже понимая, в чём его беда, пассивен. Он не чувствует в себе ни сил, ни желания противостоять унынию, даже если понимает, что именно надо сделать, чтобы вырваться из этого болота. Он теряет надежду, разуверяется в Боге, не верит в Его помощь, не замечает Его протянутую спасительную руку, игнорирует или даже отвергает её.
Психологи отмечают, что унывающий желает «сожалеть о том, что в жизни не будет так, как хочется», любуется своим страданием, отвергает утешения (Н. Д. Гурьев). Он словно создает для себя некую иную реальность (псевдореальность), в которой всегда есть повод для страданий и саможаления; недовольство становится его образом жизни, формирует соответствующий характер и привычки. Недаром распространенная гипотеза происхождения слова «уныние» связывает его с нытьем – такой образ хорошо иллюстрирует вечно унывающий друг Винни-Пуха – ослик Иа.
Неспособность, неготовность, нежелание сопротивляться влиянию греховного соблазна характерны для всех духовных недугов, особенно когда человек уже пленен страстями. Но уныние имеет характерные особенности:
- Отсутствие борьбы с унынием трудно оправдать неведением свой проблемы – унывающие люди в большинстве случаев достаточно хорошо осознают или хотя бы чувствуют, что у них мало сил, что им лень делать что-то важное, что им грустно и печально, даже если они делают вид, что у них всё в порядке. Но при этом унывающий человек часто приписывает свое состояние совсем иным причинам, например думает, что просто устал. И он вроде даже понимает, что именно ему надо сделать, чтобы изменить ситуацию, но при этом не может «заставить себя» сделать это. Полагая, что дело в усталости и недосыпе, он никак не может раньше ложиться спать, чтобы полноценно выспаться. Понимая, что стал мало обращаться к Богу, не может заставить себя помолиться. Неспособность волевым усилием совершать очевидные действия по решению известной проблемы может служить косвенным признаком уныния (душевной расслабленности, упадка духа).
- Уныние не подкрепляется явным удовольствием от следования страсти. Если при гневе выплеск адреналина приносит, пусть и недоброе, облегчение, при сластолюбии очевидно чувственное, телесное удовлетворение и т. д., то унывающий человек мучится, страдает, он достаточно быстро утрачивает, обесценивает любое удовольствие. Уныние подкрепляется скорее вторичными, скрытыми выгодами, которые приносит человеку его «желание сожалеть о том, что в жизни не будет так, как хочется». Например, это позволяет ему снять с себя ответственность.
Уныние как состояние тоски, скуки, удрученного духа нередко можно распознать по выражению лица и позе, по поведению человека, по особенностям его здоровья. Перечислим самые типичные признаки:
- потухший, равнодушный взгляд;
- плечи – так и говорят – уныло опущенные;
- поникшая голова;
- отсутствие интереса ко всему;
- снижение способности к сосредоточению внимания, памяти и других интеллектуальных функций;
- неспособность молиться – по крайней мере, молиться сосредоточенно и вдумчиво;
- избегание любой активности или, наоборот, вечная суета, кипучая деятельность, заглушающая чувство пустоты;
- постоянная усталость, слабость и быстрая утомляемость;
- труд кажется непосильным, обязанности чрезмерными, но состояние крайнего переутомления сопровождается стремлением всё выполнить самому, преодолевая усталость, а в глубине души есть тайное восхищение собственным подвигом и благородством;
- немотивированная раздражительность;
- тревожность;
- недовольство собой;
- непереносимость тишины и покоя;
- неспособность радоваться, особенно мелочам;
- недовольство всем, что есть, мечты о чем-то несбыточном;
- леность, праздность;
- стремление к общению, но общению пустому, ни о чем серьезном, с фиксацией разговоров на незначимых мелочах или даже с раздражением и нытьем;
- неверие никому и ничему;
- негативное отношение к чужому хорошему настроению;
- сонливость и бессонница;
- плохой аппетит или переедание и проблемы с пищеварением (чаще запоры);
- низкое давление;
- сексуальные дисфункции;
- беспричинные боли в разных частях тела;
- частые головные боли, головокружения и легкая тошнота.
Уныние также может прятаться под фасадом показного благополучия и довольства жизнью. Важно помнить, что уныние – это не просто унылое состояние и понурый вид, а духовная леность: отсутствие интереса к духовным занятиям (молитве, чтению Священного Писания, посту, посещению храма и участию в богослужениях и церковных Таинствах). И зачастую внутренняя пустота активно заполняется множеством различных дел, человек много общается с окружающими, отчего создается впечатление потрясающей активности и жизнерадостности, поэтому со стороны трудно иногда догадаться, что веселого трудолюбивого человека в глубине души точит злая тоска.
Порой унывающие люди и сами не понимают, что унывают: как уже было сказано, свои проблемы они осознают, но могут связывать их с какими-то иными, внешними причинами – усталостью, стрессом и проч.
Поэтому стоит выделить еще несколько признаков уныния:
- Неспособность спокойно пребывать в одиночестве. Стремление к контактам с людьми, похожее на заполнение пауз-тишины. Даже там, где нет необходимости в общении, человек испытывает нужду в разговорах и находит предлоги для них. Он устанавливает и поддерживает пустые связи на основе бесполезных разговоров, удовлетворяющих праздное любопытство.
- Постоянные поиски новой работы, смена занятий, потому что человек надеется, что новое будет интереснее и сделает его счастливым.
- Человеку тяжко оставаться на одном месте, особенно будучи в одиночестве. Страсть толкает его к перемене мест, отчего человек может стать праздношатающимся.
В особых случаях уныние вообще трудно опознать. Например, нарциссы могут казаться жизнерадостными, активными и целеустремленными в духовном совершенствовании. Но, если копнуть глубже, нарциссизм – компенсаторное расстройство, и на самом его дне — жесточайшее уныние. Для нарциссов характерны духовная леность, неспособность покаянно трудиться, нежелание менять себя ради близости к Богу. Особенно ярко уныние проглядывает из-под нарциссической маски «синдрома непризнанного гения».
Уныние часто сопровождает и иные психологические феномены, но уже в более очевидной форме: «синдром не своей жизни», когнитивное искажение «веры в справедливый мир», тревожные расстройства (например ипохондрию) и иные состояния, связанные с иррациональными мысленными установками и чрезмерной фиксацией человека на себе, на своих потребностях и ожиданиях, на своих переживаниях.
Развитие уныние (усвоение прилогов)
Сложно найти человека, который хотя бы раз в жизни не погрузился в тоску и отчаяние.
Поддавшись ненадолго грустным чувствам и душевной лености, вполне можно взять себя в руки. Однако уныние легко может стать и затяжным, хроническим – не секрет, что количество депрессий (болезней уныния) в наше время колоссально.
Развитие уныния представляет собой усвоение особого образа мыслей, негативного восприятия реальности, в котором смешиваются особое внимание к себе и своим нуждам, концентрация на тех своих желаниях, которые не получают должного удовлетворения, погружение в горечь из-за того, что собственная личность, собственная жизнь, мир в целом не соответствуют некоему идеалу, застревание в разного рода негативных размышлениях – суетно-тревожных, обесценивающих, даже циничных. Постепенно из души вытравливается способность видеть хорошее и радоваться, взамен внутри поселяется пустота, которая может компенсироваться тревогой или расширяться, захватывая апатией все сознание.
Посмотрим на схему развития греха: страсти заполняют душу человека через усвоение прилогов – помыслов.
Психологи считают, что примерно 80% всех наших мыслей автоматические – то есть мы их думаем, но не осознаем. Можно – и даже нужно – развивать в себе привычку отслеживать собственные мысли, существенно снизив процент неосознаваемых размышлений. Но многие люди, даже отдавая себе отчет в том, о чём они думают, недооценивают опасность негативизма, не придают значения тем или иным плохим мыслям, считая их невинными, и позволяют себе углубляться в неприятные раздумья.
Приведенный в схеме развития греха пример о том, как помысел, что уже поздно и сил молиться нет, через согласие с тем, что ничего страшного не произойдёт, если всего один раз не помолиться, в совокупности с предвкушением сладкого сна и желанием поспать вместо молитвы, приводит не просто к пропуску молитвы, но к замещению её суетными, а то и душевредными делами. Это подчинение помыслу, отвлекающему от духовного труда, напрямую связано с развитием состояния уныния, когда молитва становится менее важной, чем личный комфорт, личное удовольствие, а затем и вовсе обесценивается, появляется состояние душевной расслабленности, безволия, духовной беспечности. А следом может развиться и невротическое уныние, болезненная депрессия. Если подчинение соблазну вместо молитвы поспать или заняться чем-то обыденным (просмотр ТВ и проч.) останется разовой слабостью, уныние как привычка может и не развиться. А вот если подобные ситуации будут повторяться из раза в раз, то недалеко до полного подчинения этой страсти.
В данном примере очевидна связь между мыслью и действием, приводящим к духовной лености, они напрямую связаны с оставлением молитвы. Состояние, которое больше похоже на знакомое нам чувство уныния – упадок духа, тоску, апатию, – при этом развивается постепенно.
Но иногда всё действие происходит сначала в психологической плоскости, без очевидной связи с христианским деланием, на первый план выходит тягостное состояние духа, постепенно сплетающееся с охлаждением веры.
Всё начинается с какой-то пессимистичной мысли, которая может касаться какой-то мелочи, – из нее, казалось бы, не может развиться ничего серьезного.
Например, это мысль, как трудно будет вставать завтра рано утром. Если сразу остановиться, отогнать эту мысль, добавить мыслей-противовесов в стиле «ничего, с Божьей помощью справлюсь, прорвемся» и т. п., то есть не уделять внимание мелькнувшей тоскливой идее, то этот унылый помысел, рожденный прилогом, не станет частью мышления, не запустит в душе развитие уныния. Он так и останется случайным унылым помыслом, который получилось сразу прогнать.
Но легко и зависнуть в этом предвкушающем переживании проблемы, заранее тоскуя о необходимости рано и непременно с трудом встать. А за мыслью о нелегком раннем подъеме может потянуться негативный прогноз на весь завтрашний день: «Встану тяжело, весь день буду делать дела через силу, к вечеру упаду просто». А за унылыми мыслями следует и сопутствующее им тоскливое состояние. Если мы вот так удерживаем в себе эти «невинные» мысли, соглашаемся с ними, позволяем им пребывать в нас, взращиваем в себе сочувствие к этим мыслям – и к себе самому, – то мы сочетаемся с прилогом, то есть ступаем на путь развития страсти. Если недолго поразмышлять о грустном и отбросить свои рассуждения, будет довольно легко преодолеть наступающее уныние (хотя лучше отсекать мысли-«демотиваторы» сразу). Но если мы позволяем себе проникнуться унылым настроением, которое сопровождает всякую тоскливую мысль, особенно если делаем это регулярно, в итоге мы можем начать мрачно смотреть на всю свою жизнь, и через сосложение с прилогом плениться унынием.
Казалось бы – это всего лишь житейская тоска и усталость, какое отношение она имеет к духовному недугу?! Ан нет, унылое отношение к собственной жизни, даже на чисто психологическом уровне, всегда связано с духовной леностью. Мало того, что оно оттягивает на себя душевные силы человека, опустошая, истощая его, не оставляя места духовным трудам, так еще и провоцирует усиленное саможаление (даже изначально исходит из него) и мало-помалу захватывает все стороны жизни человека. Жалеть себя человек может, даже не особо осознавая это, внешне проявляя даже нарочитую жертвенность и многотрудность, но не радуясь результатам своих трудов. В душе при этом у него разливается пустота и уныние. Такой человек может совсем оставить молитву, или же он может понуждать себя молиться, но вместо молитвы-богообщения у него получается просто механическая вычитка текстов молитв, так как он теряет ощущение смысла своих духовных трудов. Исподволь у него появляется охлаждение к Самому Богу, отдаление от Него, неспособность не то что радостно чувствовать Его благодать, но и даже верить в Него…
Напомним путь развития греховной страсти:
- Прилог или приражение (слав. приразитися – столкнуться с чем-либо) – впечатления или представления, которые возникают в сознании помимо воли человека.
- Сочетание или собеседование с помыслом – интерес к прилогу, сочувствие к нему.
- Сосложение – наполнение помысла чувствами, отчего помысел всецело овладевает сознанием человека.
- Пленение – страстное влечение начинает господствовать над волей, постоянно увлекая душу к реализации греха.
Риск поддаться унынию выше у людей, которые отличаются неправильной оценкой реальности, иррациональным, неадекватным отношением к себе и к миру, особым, негативным стилем мышления, склонностью видеть всё в мрачном свете и фиксироваться на отрицательных сторонах жизни, других людей, себя самого, возможного будущего. Можно даже сказать, что подобный нрав – основа уныния.
Усугубляют риск:
- Жизнь в семье, где принято критиковать друг друга и часты конфликты.
- Большое количество стрессов (развод, созависимость, потеря близких).
- Социальная изоляция, недостаток доверительных теплых отношений, отсутствие эмоциональной поддержки.
Как преодолеть уныние
В уныние можно впасть, но можно его и развеять, преодолеть. Как и в борьбе с любой другой страстью, проще всего победить, пока уныние еще только мелькнуло соблазном на краю сознания. Но, к сожалению, это удается далеко не всегда. Чаще всего осознание проблемы приходит, когда человек уже достаточно сильно пал духом.
А унывающий теряет надежду на лучшее, поэтому он обычно не замечает или отрицает возможность и необходимость сопротивляться унынию. Тем более, что образ уныния (в виде меланхолии, душевного сплина, осенней депрессии) в обществе поэтизирован и может казаться привлекательным сам по себе, не говоря уж о вторичных выгодах (снятие с себя ответственности, оправдание своей пассивности, получение внимания и поддержки и др.).
На словах унылый человек может говорить, как ему тяжело в этом состоянии (и ему реально очень тяжело), но при этом он не хочет и не собирается ничего менять – в этом парадокс уныния, препятствующий исцелению.
Но, тем не менее, если у человек еще сохраняется здравый смысл, он может взращивать себе желание бороться с унынием через понимание вредоносности этого состояния:
«Для атеиста унылое состояние нерационально, ибо парализует волю и разум в решении житейских проблем, для верующего – губительно „для живота вечнаго”, для инока – „всепоражающая смерть”» (Т. П. Лихач).
Для начала надо понять – действительно ли вас захватило именно уныние, или, может, просто нахлынула естественная в определенных обстоятельствах грусть. Для этого можно провести простой опыт.
«Тест» на уныние. Можно проверить себя, даже если вам кажется, что у вас всё в порядке. Но обязательно сделать это, если вы ощущаете, что вас ничто не радует – ни хорошая погода, ни красота природы, ни доброе отношение людей, ни собственные успехи. Задание простое: останьтесь наедине с собой и ничего не делайте. Просто сидите, созерцайте мир вокруг. Отслеживайте, как вы себя при этом ощущаете. Можете подумать о себе – своей личности, своем отношении к жизни, о Боге. Помолитесь. И также наблюдайте за собой. Если вам становится неуютно, неприятно, тоскливо, хочется как-то отвлечься, переключиться на другие темы, чем-то сразу заняться, – это тревожный признак. Подобное состояние может свидетельствовать не только об унынии, оно характеризует и гаджет-зависимость. Но последняя тесно связана с унынием и является его производной. Особым признаком уныния является неспособность молиться. У унывающего человека может вообще не получаться связанно обращаться к Богу своими словами, а читая молитву по тексту молитвослова, он постоянно отвлекается, не может сосредоточиться и вникнуть в произносимые слова.
Затем нужно выяснить, не лежит ли в основе уныния печаль: это даст возможность выработать стратегии преодоления духовного недуга или же, при необходимости, искать пути решения «стартовой» психологической проблемы, лечения невротического или психического расстройства. Для того, чтобы справиться с печалью, нужны умение утешаться, совладание с чувством потери, смирение с неудовлетворенностью своего желания.
Если устранение очевидной причины подавленного состояния не приводит к восстановлению психологического благополучия, речь, скорее всего, идет об унынии, и причина упадка духа где-то внутри.
В этом случае нужно искать, что именно обессилило, привело к обесцениванию и потере ощущения смысла, почему утратилась потребность в молитве, почему важнее является, допустим, желание посмотреть вечером телевизор или полежать отдохнуть.
Святые отцы в качестве источников рассеянности при молитве называют гнев, злопамятство, многоядение, чрезмерную печаль, суетные тревоги, нелепые фантазии, «злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15:19). Нетрудно догадаться, что и при унынии, которое сопровождается охлаждением к молитве, все эти причины актуальны. То есть в основе уныния – нечистая совесть, отягощенная страстями и грехами, в первую очередь, гордыней, саможалением и пустословием. Соответственно, для борьбы с унынием необходимо понять, какая именно напасть мешает вести полноценную духовную жизнь,
а затем очищать от нее свою душу, а также постоянное отсекать помыслы, соблазняющие унывать.
В большинстве своем корень проблемы в маловерии: если мы не верим до предела в Божье мироустройство, в обязательность работы по собственному спасению, в неизбежность воздаяния, то мы не видим смысла в духовных трудах, не осознаем значение и последствия нашего нерадения. Нам не хочется каяться и исправляться, молиться, трудиться, потому что мы не считаем это необходимым, не верим в то, что это как-то повлияет на наше будущее. А поскольку жажда Бога – наше неотъемлемое свойство, то этот духовный кризис приводит к состоянию подавленности. Но если мы сумеем осознать, признать свое маловерие, мы уже сможем с ним бороться и приучать себя к духовной дисциплине.
При этом нужно учитывать два важных правила:
- Действовать потихонечку, устанавливая себе только исполнимые задачи, которые в итоге сложатся в одну большую цель. Иногда очень важно снизить планку, так как уныние произрастает часто там, где человек взвалил на себя непосильную ношу, например, только придя к вере, пытается сразу и постоянно соблюдать полноценный пост по монастырскому уставу, не справляется и впадает в уныние от своего несоответствия образу «идеального христианина».
- Не позволять себе и дальше пренебрегать духовными делами, трудиться ежедневно, если надо – с понуждением, но выполнять хотя бы одну небольшую задачу в день.
К сожалению, нет определенных рецептов преодоления уныния, подходящих каждому человеку, нельзя расписать по шагам, что именно нужно сделать, чтобы исцелиться. Но точно известны действия, которые помогают справиться с этим духовным недугом: молитва, участие в церковных Таинствах и пост, добрые дела. А еще нужно как можно больше погружаться в святоотеческое учение, читать труды отцов церкви, их рассуждения о чувствах и христианском бесстрастии, о смысле жизни, о Боге: «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге; размышление же охраняется воздержанием, а воздержание – телесным трудом (преподобный Ефрем Сирин).
Когда Православие является основой жизни, когда жизнь по-христиански становится для нас единственно правильной, то и уныние преодолевать гораздо легче.
Приемы борьбы с унынием
Нельзя перестать унывать просто усилием воли – попытки «взять себя в руки» бесполезны, более того, разочарование от неуспеха лишь усугубляет уныние. Необходима тщательная, планомерная работа над вылавливанием деструктивных, негативных мыслей, провоцирующих уныние, взращивание в себе упования на Бога и т. п.
Что надо сделать?
В первую очередь, признать, что в жизни бывают разные периоды, в том числе – время опустошенности, одиночества, множества проблем, усталости, неуспеха, неприятностей, болезней и прочих негативов. Если сложный период вызывает тягостные чувства, нужно терпеливо пережидать его, не усугубляя печаль тоскливыми унылыми думами, но и не пытаясь изо всех сил всё время быть или казаться благополучным и благостным.
Если, будучи неспособным радоваться, человек будет выжимать из себя радость, то он еще быстрее начнет истощаться. Самообман или лицемерие, порождающие эту фальшивую радость сильнее отяготят его душу, а разочарование от непроходящего, несмотря на все попытки радоваться, уныния, могут привести к отчаянию.
В понимающей психологии известного православного психотерапевта Федора Василюка есть понятие «переживание», его можно трактовать как проживание, преодоление кризиса (переживание – внутренняя деятельность, внутренняя работа, с помощью которой человеку удаётся перенести те или иные (обычно тяжёлые) жизненные события и положения, восстановить утраченное душевное равновесие, справиться с критической ситуацией). Это сопоставимо с иным психологическим понятием – «копинг», совладание.
Бывают моменты, когда главным орудием борьбы с унынием являются выжидание и терпение:
«А я предложу тебе, человек, и дам совет: если не имеешь силы совладеть собою и пасть на лицо свое в молитве, то облеки голову свою мантией твоею и спи, пока не пройдет для тебя этот час омрачения, но не выходи из своей храмины. Сему искушению подвергаются наипаче желающие проводить житие умное и в шествии своем взыскующие утешения веры. Поэтому всего более мучит и утомляет их этот час сомнением ума; следует же за сим с силою хула, а иногда приходит на человека сомнение в воскресении и иное нечто, о чем и не должно нам и говорить. Все это многократно дознавали мы опытом и, к утешению многих, описали борьбу сию» (преподобный Исаак Сирин Ниневийский. Слова подвижнические. Слово 88. Об изменении света и тьмы, какое бывает в душе во всякое время, и об уклонении ее к десным или шуим).
Но не стоит считать уединение, сон, безмолвие единственным и достаточным способом преодолеть духовное бессилие. Необходимо еще и трудиться, усердно вытаскивать себя из болота уныния, подобно барону Мюнхгаузену цепляя себя за косицу – малейшие, нестойкие в период уныния благие помыслы и дела.
«От уныния врачует терпеливость, и то, чтоб делать свое дело (несмотря на недостаток охоты) со всяким самопринуждением, из страха Божия. Во всяком деле определи себе меру, и не оставляй его прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно, – и дух уныния бежит от тебя» (Преподобный Нил Синайский)
Святые отцы предлагают нам такие внешние приемы борьбы с унылыми помыслами:
- созерцание красоты окружающего мира;
- чтение Святого Писания и писаний святых отцов;
- воздержание от неполезных бесед;
- понуждение себя к молитве из глубины сердца;
- хранение совести;
- отрешение от суетных забот;
- трезвение.
Что мы можем сделать для преодоления уныния с точки зрения психологии:
- Сократить общение с другими унывающими людьми, нытиками. Как минимум избегать пессимистических разговоров – нытье и уныние могут быть заразными.
- Высыпаться. Уныние очень часто сопровождается нарушениями сна, в первую очередь поздним укладыванием из-за увлеченности суетными делами, просмотром ТВ, просиживанием в интернете или за играми. Отказ от подобных занятий, замена их молитвою, чтением душеполезной литературы перед сном и засыпание без различных гаджетов – очень важный шаг в преодолении многих духовных и психологических недугов.
- Обеспечить себе физическую активность: заниматься спортом (бег, гимнастика, бассейн), гулять, кататься на велосипеде и т. п. Только в подвижных мышцах вырабатываются необходимые для здоровья в целом и положительных эмоций в частности гормоны поперечнополосатых мышц — миокины.
- Позаботиться о поступлении веществ для благополучной работы организма и выработки нужных нейрогормонов: гулять в солнечные дни (нужно для получения витамина D); чаще бывать на свежем воздухе; полноценно, разнообразно питаться, насыщая себя необходимыми витаминами, микроэлементами, целлюлозой и проч. (считается, что максимально полезны для хорошего настроения шоколад и бананы, но стоит соблюдать умеренность при поедании этих продуктов и учитывать противопоказания); пить достаточное количество воды. При установленной врачами нехватке каких-то веществ – применять прописанные ими препараты, восполняющие дефицит.
- Заботиться о физической поддержке: психологами давно установлено, что для психологического благополучия нам необходимы прикосновения, в первую очередь объятия, поглаживания. Но хорошо помогают и другие виды тактильного контакта, например массаж, у которого есть и иные полезные эффекты.
- Отслеживать свои мысли, сразу отсекать унылые помыслы (можно при помощи метода «стоп»), не позволять себе сваливать вину за неприятности на других. Учиться разумному, рациональному самоукорению.
- Ежедневно ставить себе минимальные цели, задачи, которые легко выполнить, и способные в итоге преобразоваться в гораздо большую задачу, решаемую постепенно такими вот маленькими порциями (как в истории человека, унывающего перед заросшим сорняками полем: ему старец посоветовал не смотреть на всё поле, а каждый день убирать лишь участок размером с его постель, и, делая так, человек постепенно выполол всё поле). В популярной психологии такой метод называют «искусством маленьких шагов».
- Иногда избавиться от уныния помогает отказ от монотонности – смена работы, какая-то новая деятельность, новый круг общения. Но с этим способом надо быть очень осторожными – особенность уныния как раз в том, что оно прячется под маской скуки, порождая неисполнимую надежду на то, что смена работы или места жительства решит проблему, и человек в неуемной тяге к смене обстановки начинает праздно шататься от работы к работе, от города к городу, продолжая унывать (потому что проблема не в работе или месте, а внутри человека, «помните, что уезжая в Париж, вы берете с собой себя»).
- Психологи уверяют, что лучший вид деятельности против уныния – любое творчество, от рисования и танцев до кулинарии. Возможно, это связано с тем, что именно творчество запускает один из самых эффективных защитных механизмов психики – сублимацию, позволяющую не просто спрятаться от душевных терзаний, а перенаправить накопленную в ходе внутриличностного конфликта энергию в положительное русло, то есть экологично и конструктивно преобразовывать свои страдания в полезную деятельность и высвободить душевные силы для работы над собой. Сублимировать психические переживания можно и через спорт. Однако не стоит считать эти способы панацеей – при выраженной эгоцентричности и излишней фиксации человека на своих переживаниях творчество и физическая культура становятся для него лишь средством удовлетворения своего «эго», то есть уныние может не только ослабляться, но и дополнительно разжигаться искусством и спортом.
- Исключить алкоголь и наркотики, не усугублять свое уныние даже курением. Связка тоски и рюмки или тоски и сигареты (уныния и зависимости) очень сильно фиксирует состояние уныния, усугубляет его, уменьшает шансы справиться с ним.
Если унывает кто-то другой, не стоит призывать человека радоваться. Заставить чувствовать радость невозможно, эта эмоция не рождается простым усилием воли.
В интернете немало статей, в который люди, имеющие опыт соприкосновения с унынием и депрессиями, пытаются донести до остальных, что совет взять себя в руки – самый нелепый, раздражающий и вредоносный. Даже если у человека, казалось бы, нет повода унывать, не стоит усиленно пытаться обратить на это внимание унывающего. Это не поможет ему преодолеть свою тоску, скорее окажется медвежьей услугой.
Настоятельные предложения смотреть на мир позитивнее и увидеть, что всё не так плохо, банально не работают против уныния, так как его причины не во внешних проблемах. Более того, подобные рекомендации вызывают негодование, агрессию, обиду и прочие негативные чувства, так как терзаемый унынием человек воспринимает такие речи как непонимание его проблемы и отсутствие сочувствия. Совет «взять себя в руки» и в обычном общении часто становится конфликтогеном (провокатором конфликта), а уж для унывающего человека он как красная тряпка для быка. К тому же, даже если человеку удастся осознать, что «у него всё так хорошо, а он тут унывает», это вовсе не обязательно побудит его обрадоваться («действительно, что это я») и избавиться от уныния. Такое может быть, но только если уныние еще не сильно завладело человеком. А если проблема серьезна, осознание контраста между внешним благополучием и внутренней пустотой может привести к катастрофе (отчаяние, зависимости, суицид).
Так что, если вам хочется помочь унывающему человеку банальным предложением не унывать, вспомните, что очень легко призывать радоваться других. Но когда ты сам в унынии, не факт, что сумеешь сделать это. Точно так же легко смирять других – попробуйте лучше смириться сами, возможно, тогда вам удастся найти способы и в самом деле помочь унывающему человеку, а не тыкать его своими советами в больное место.
***
Главное, что нужно понять для победы над унынием, — суть этой греховной страсти. Уныние – не просто грусть и бессилие, а духовная пустота и леность, потеря ощущения близости Бога, непонимание смысла всех духовных трудов. Поэтому главное средство его преодоления – возврат ко Христу.
Прекрасный совет дает священник Евгений Лищенюк: «Попробуем надеяться не только на свои силы, но обратимся и к Богу: „Господи, помоги мне преодолеть лень и малодушие, помоги стать львом, а не робкой мышкой, решительным духовным воином, а не трусливым, малодушным словоблудом”. Бог и Сам нам охотно поможет, если мы хоть немного постараемся, сделаем и от себя небольшие шаги».
Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП
Комментировать