“Я не алкоголик!” или алкогольная анозогнозия

“Я не алкоголик!” или алкогольная анозогнозия

(4 голоса5.0 из 5)

Состо­я­ние, когда алко­го­лик отри­ца­ет свою болезнь, в науч­ной лите­ра­ту­ре назы­ва­ют алко­голь­ной ано­зо­гно­зи­ей (лат. anosognosia alcoholica). Речь здесь может идти не толь­ко об абсо­лют­ном отри­ца­нии сво­ей зави­си­мо­сти от алко­го­ля, но и о недо­оцен­ке сво­е­го болез­нен­но­го состо­я­ния, сте­пе­ни опас­но­сти, в кото­рой нахо­дит­ся в дан­ное вре­мя чело­век, зло­упо­треб­ля­ю­щий алко­го­лем, а так­же о пере­оцен­ке сво­их реаль­ных возможностей.

Хоро­шо извест­но мне­ние, суще­ству­ю­щее в наро­де, во мно­гом осно­ван­ное на реаль­но­сти: «Алко­го­лик нико­гда не счи­та­ет себя алко­го­ли­ком!». Неко­то­рые же зло­упо­треб­ля­ю­щие алко­го­лем утвер­жда­ют, что совсем лег­ко могут бро­сить пить в любую мину­ту; но про­хо­дят меся­цы, годы, а они это­го поче­му-то не дела­ют, хотя по-преж­не­му  уве­ре­ны, что в любой момент могут от пагуб­но­го при­стра­стия лег­ко и сво­бод­но отка­зать­ся. Под зна­ме­нем тако­го само­об­ма­на у мно­гих про­хо­дит и вся их жизнь. Состо­я­ние алко­голь­ной ано­зо­гно­зии, как пред­став­ля­ет­ся, может иметь и демо­ни­че­скую состав­ля­ю­щую. Вспом­ним сло­ва свя­ти­те­ля Тихо­на Задон­ско­го: «О, какое ослеп­ле­ние, какой обман душе­губ­ца-диа­во­ла!». То есть сни­же­ние само­кри­ти­ки и даже пол­ное отсут­ствие её, лож­ная оцен­ка сте­пе­ни сво­е­го паде­ния могут быть обу­слов­ле­ны искус­ствен­но воз­ве­ден­ной пеле­ной сле­по­ты или лже­ду­хов­ным кри­вым зер­ка­лом, иска­жа­ю­щим истин­ное поло­же­ние дел. И тво­рец  этих иска­жа­ю­щих меха­низ­мов вполне оче­ви­ден. И ещё, про­ци­ти­рую ёмкие сло­ва свя­ти­те­ля Тихо­на на ту же тему: «Пья­ни­ца – погиб­ший чело­век, но сам это­го не заме­ча­ет, он уто­па­ет в боло­те гре­ха и вовсе не дума­ет о том, как бы из него выбрать­ся; он валя­ет­ся в гря­зи, как сви­нья, но отмыть эту грязь не хочет, мало того, — он гне­ва­ет­ся на того, кто хотел бы его выта­щить из этой поги­бель­ной про­па­сти». Луч­ше, пожа­луй и не скажешь!

Опас­но ли это состо­я­ние? Это состо­я­ние очень опас­но, ибо толь­ко через осо­зна­ние гре­ха (а страсть вино­пи­тия, без­услов­но, с духов­ных пози­ций есть тяж­кий грех, а не толь­ко болезнь) воз­мож­но выздо­ров­ле­ние. А если чело­век лишен спо­соб­но­сти (или жела­ния) видеть свой грех, пол­но­ту сво­е­го паде­ния; лишен, как гово­рят пси­хи­ат­ры, кри­ти­ки – он обре­чен на неуда­чу и пора­же­ния  в плане борь­бы за выздо­ров­ле­ние, и толь­ко чудо Божие или какая-то опас­ная болезнь могут отвра­тить его от даль­ней­ше­го пагуб­но­го заня­тия. В доку­мен­тах очень вли­я­тель­ной и попу­ляр­ной ныне меж­ду­на­род­ной ассо­ци­а­ции ано­ним­ных алко­го­ли­ков (АА), в пер­вом же пунк­те их 12-ти шаго­вой про­грам­мы зна­чит­ся бук­валь­но сле­ду­ю­щее: «Мы при­зна­ли своё бес­си­лие перед алко­го­лем, при­зна­ли, что мы поте­ря­ли кон­троль над нашей волей». И это очень вер­ное при­зна­ние и нача­ло пути к выздо­ров­ле­нию с пози­ции здра­во­го смыс­ла, важ­нее чего может быть лишь лич­ное глу­бо­кое осо­зна­ние в необ­хо­ди­мо­сти  искренн­го слез­но­го пока­я­нии пред Богом сво­их гре­хов на испо­ве­ди у священника!

Какова природа алкогольной анозогнозии?

Мож­но рас­смат­ри­вать пси­хо­ло­ги­че­ские и духов­ные при­чи­ны. Пси­хо­ло­ги, ори­ен­ти­ро­ван­ные на пси­хо­ло­ги­че­ские (преж­де все­го пси­хо­ана­ли­ти­че­ские) запад­ные кон­цеп­ции видят при­чи­ну алко­голь­ной ано­зо­гно­зии в защит­ной реак­ции чело­ве­ка, его неже­ла­нии при­зна­вать себя алко­го­ли­ком, вслед­ствие вытес­не­ния из созна­ние в под­со­зна­тель­ное и бес­со­зна­ние все­го угро­жа­ю­ще­го его здо­ро­вью, а так­же в стра­хе перед самим кли­ше-клей­ме: «алко­го­лик».

Сто­рон­ни­ки лич­ност­ных тео­рий, выде­ля­ют опре­де­лен­ные типы лич­но­сти с раз­лич­ны­ми осо­бен­но­стя­ми отно­ше­ния к болез­ни вооб­ще и к алко­го­лиз­му  в част­но­сти. Боль­шое зна­че­ние име­ют харак­те­ро­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти лич­но­сти до болез­ни («пре­мор­бид­ный фактор»).

О демо­ни­че­ской состав­ля­ю­щей я уже упо­мя­нул выше. «Где пьян­ство, там и диа­вол…», — писал свт. Димит­рий Ростов­ский». Ста­вил равен­ство меж­ду пьян­ством и беса­ми и вели­кий свт. Гри­го­рий Бого­слов. А Все­лен­ский Учи­тель Церк­ви свт. Иоанн Зла­то­уст ука­зы­вал на доб­ро­воль­ное неистов­ство и извра­ще­ния мыс­лей у пья­ниц: «Пьян­ство есть доб­ро­воль­ное неистов­ство, извра­ще­ние мыслей…произвольное бес­но­ва­ние, кото­рое хуже умо­по­ме­ша­тель­ства». По-мое­му, в при­ве­ден­ных выше сло­вах Вели­ких свя­тых мож­но най­ти пря­мой ответ на постав­лен­ный вопрос.

Как объяснить алкоголику, что он болен, кто должен это делать?

Долж­ны делать все, кто осо­зна­ет это, име­ет пра­во и воз­мож­ность. В первую оче­редь: вра­чи, пси­хо­ло­ги, педа­го­ги, близ­кие боль­но­му люди, слу­жи­те­ли Церк­ви (вспом­ним: «пья­ни­цы Цар­ствия Божия не насле­ду­ют (1 Кор. 6, 10)». Вду­май­тесь, какие страш­ные сло­ва содер­жат­ся в Свя­щен­ном Писа­нии! А ведь мно­гие из пья­ниц – кре­щё­ные люди и даже искренне счи­та­ю­щие себя пра­во­слав­ны­ми христианами.

Осо­бен­но весо­мы­ми могут быть сло­ва, исхо­дя­щие из уст людей, име­ю­щих авто­ри­тет­ное зна­че­ние в гла­зах боль­ных. Толь­ко все эти сло­ва долж­ны гово­рить­ся не фор­маль­но в каче­стве нази­да­ний, нота­ций и поуче­ний, но искренне, с пози­ции люб­ви и так­же чув­ства соб­ствен­ной гре­хов­но­сти, не мень­шей, а даже боль­шей, неже­ли у того, к кому обра­ще­ны эти сло­ва. Соб­ствен­ны­ми сила­ми быва­ет очень слож­но досту­чать­ся до души пью­ще­го, поэто­му необ­хо­ди­ма внут­рен­няя молит­ва, обра­щен­ная к Богу, Пре­свя­той Бого­ро­ди­це, ко свя­тым, име­ю­щим осо­бую бла­го­дать в цели­тель­стве стра­сти вино­пи­тия (св. муч. Вони­фа­тий, преп. Мои­сей Мурин, св. прав.Иоанн Крон­штадт­ский). Долж­ны участ­во­вать в этой слож­ной рабо­те, без­услов­но, и все чле­ны семьи боль­но­го, хотя часто их убеж­де­ния и прось­бы ста­но­вят­ся при­выч­ны­ми и уже не вос­при­ни­ма­ют­ся со сто­ро­ны дли­тель­но пьющих.

Могут ли чем-то помочь родственники?

Род­ствен­ни­ки могут помочь мно­гим и долж­ны это непре­мен­но делать, не пере­ва­ли­вая все­це­ло ответ­ствен­ность на пле­чи лишь вра­чей, пси­хо­ло­гов, Церк­ви и пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов. Очень часто и насле­ду­ют пред­рас­по­ло­жен­ность к пьян­ству и алко­го­лиз­му по гре­хам сво­их роди­те­лей, то есть бли­жай­ших людей по сте­пе­ни родства.

Реко­мен­ду­ем так­же: Соза­ви­си­мость. Есть ли она?

Итак, род­ствен­ни­ки долж­ны вести борь­бу с чле­ном семьи или род­ным чело­ве­ком сооб­ща, не ища вино­ва­тых меж­ду собой и не всту­пая в пере­су­ды и ссо­ры. Сте­пень их воз­дей­ствия и сами спо­со­бы борь­бы зави­сят от мно­гих обсто­я­тельств. Хоро­шо бы при­со­еди­нять в таких слу­ча­ях кол­лек­тив­ные молит­вы, молит­вы по согла­ше­нию, зака­зы­вать в хра­мах молеб­ны и соро­ко­усты, уси­ли­вать свою соб­ствен­ную внут­рен­нюю духов­ную жизнь и т.д. Род­ствен­ни­ки долж­ны окру­жать боля­ще­го любо­вью и забо­той, но не в смыс­ле пота­ка­ния и поощ­ре­ния его поро­ка. Ино­гда быва­ет даже полез­нее «отпу­стить» сына или дочь на волю Божию, дабы они почув­ство­ва­ли ответ­ствен­ность за соде­ян­ное. Уни­вер­саль­но­го рецеп­та, конеч­но же, нет.

Существуют ли какие-то методы исследования по выявлению алкогольной анозогнозии?

Да, суще­ству­ют. Но боль­ше этим зани­ма­ют­ся всё же про­фес­си­о­наль­ные пси­хо­ло­ги. В част­но­сти, я имею вви­ду «Опрос­ник алко­голь­ной ано­зо­гно­зии», раз­ра­бо­тан­ный в Науч­но-иссле­до­ва­тель­ском пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ском инсти­ту­те им. В.М.Бехтерева в 2005–2009 гг. кол­лек­ти­вом авторов.

Опрос­ник состо­ит из 46 утвер­жде­ний, с каж­дым из кото­рых обсле­ду­е­мый дол­жен выра­зить своё согла­сие или несо­гла­сие. Семь шкал отра­жа­ют три основ­ные сфе­ры отно­ше­ния к болез­ни: когни­тив­ную, эмо­ци­о­наль­ную и моти­ва­ци­он­ную. Опрос­ник поз­во­ля­ет иссле­до­вать  уро­вень алко­голь­ной ано­зо­гно­зии по отдель­ным ее пара­мет­рам. Име­ют­ся иссле­до­ва­ния ана­ло­гич­ной направ­лен­но­сти и за рубе­жом. К при­ме­ру, шка­ла для оцен­ки инсай­та (то есть «про­ник­но­ве­ния в суть») при алко­го­лиз­ме (Hanil Alcohol Insight Scale) и другие.

Есть ли случаи, когда алкогольную анозогнозию преодолеть невозможно?

Без­услов­но, осо­бен­но на позд­них ста­ди­ях алко­го­лиз­ма, при нали­чии необ­ра­ти­мых орга­ни­че­ских пора­же­ни­ях цен­траль­ной нерв­ной систе­мы и внут­рен­них орга­нов. К при­ме­ру, при тяже­лой энце­фа­ло­па­тии, выра­жен­ном пси­хо­ор­га­ни­че­ском син­дро­ме, Кор­са­ков­ском син­дро­ме, тяже­лых ано­ма­ли­ях лич­но­сти, когда чело­век упо­доб­ля­ет­ся уже по сути бес­сло­вес­ным живот­ным. Невоз­мож­но пре­одо­леть ано­зо­гно­зию при рас­строй­ствах вос­при­я­тия, бре­до­вых пере­жи­ва­ни­ях, при тяже­лых нару­ше­ни­ях памя­ти и интел­лек­та, алко­голь­ном гал­лю­ци­но­зе и мно­гих иных печаль­ных послед­стви­ях, кото­рые фор­ми­ру­ет в орга­низ­ме алко­голь. Почти невоз­мож­но пре­одо­леть алко­голь­ную ано­зо­гно­зию при пато­ло­ги­че­ском упрям­стве, свя­зан­ном с ано­маль­ны­ми чер­та­ми харак­те­ра, семей­ны­ми алко­голь­ны­ми тра­ди­ци­я­ми, урод­ства­ми и дефек­та­ми вос­пи­та­ния, а так­же при сла­бо­умии, тяже­лых депрес­сив­ных рас­строй­ствах и неко­то­рых иных пато­ло­ги­че­ских составляющих.

Те, кто преодолел алкогольную анозогнозию, имеют бо́льшие шансы избавиться от зависимости?

Без­услов­но. Через осо­зна­ние при­чи­ны лег­че лечит­ся и болезнь.

Но что хоте­лось здесь отме­тить. Избав­ле­ние от зави­си­мо­сти ещё не есть исце­ле­ние. Ино­гда жены пью­щих после удач­но­го сеан­са так назы­ва­е­мо­го «коди­ро­ва­ния», кото­рое чаще все­го про­во­дит­ся под акком­па­не­мент все­воз­мож­ных стра­ши­лок и трю­ков, напо­ми­на­ю­щих порой цир­ко­вое пред­став­ле­ние, где роль иллю­зи­о­ни­ста испол­ня­ет врач-нар­ко­лог или заез­жий гастро­лер, сожа­ле­ют, что мужья пере­ста­ли пить. Ибо теперь вме­сто алко­голь­ных сры­вов неред­ко разыг­ры­ва­ют­ся семей­ные дра­мы, свя­зан­ные с при­сту­па­ми агрес­сии, неадек­ват­но воз­ни­ка­ю­щей зло­сти, воз­буж­де­ния и дру­гих пато­ло­ги­че­ских рас­стройств пси­хи­ки и пове­де­ния. Насто­я­щее исце­ле­ние от алко­го­лиз­ма – это исце­ле­ние от стра­стей: преж­де все­го, гор­ды­ни, гне­ва, чре­во­уго­дия. А исце­лить­ся от гре­хов­ных стра­стей воз­мож­но толь­ко став на путь свя­то­сти, к кото­ро­му при­зы­ва­ет нас через Еван­ге­лие Сам Спа­си­тель Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Очень важ­но при­об­ре­сти пра­виль­ное пра­во­слав­ное созна­ние. Пьян­ство и алко­го­лизм – это, преж­де все­го, болез­ни души. Поэто­му ради­каль­но их мож­но исце­лить толь­ко через Вра­ча телес и душ наших  Иису­са Хри­ста и непо­ко­ле­би­мую веру в Него.

Все мои наблю­де­ния над чудес­но исце­лив­ши­ми­ся от пьян­ства, алко­го­лиз­ма и нар­ко­ма­нии свя­за­ны с обра­ще­ни­ем этих людей к пра­во­слав­ной вере. Один из таких, Нико­лай П., кото­ро­му сей­час уже за 60‑т лет, после неод­но­крат­ных мно­го­лет­них запо­ев, кото­рые он соче­тал ещё и с упо­треб­ле­ни­ем лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов (то есть был и ток­си­ко­ма­ном), мно­го­крат­ных гос­пи­та­ли­за­ций, вклю­чая пси­хи­ат­ри­че­ские отде­ле­ния, неожи­дан­но для него само­го одна­жды открыл для себя вели­чие и кра­со­ту Пра­во­слав­ной веры. Меня пора­жа­ла яркая транс­фор­ма­ция (суб­ли­ма­ция) его пато­ло­ги­че­ской тяги к спирт­но­му в потреб­ность посто­ян­но еже­днев­но посе­щать Цер­ков­ные служ­бы, быть при Церк­ви, помо­гать её слу­жи­те­лям, хотя бы в каче­стве двор­ни­ка или про­сто труд­ни­ка, рас­про­стра­нять сре­ди наро­да полез­ные сове­ты в виде лист­ков, им же пере­пе­ча­тан­ных на машин­ке для стра­да­ю­щих алко­голь­ной зависимостью.

С ним все же про­ис­хо­ди­ли пери­о­ди­че­ски нерв­но-пси­хи­че­ские сры­вы, для лече­ния кото­рых необ­хо­ди­мо было при­ме­нять пси­хо­троп­ные лекар­ства, но к алко­го­лю он уже на про­тя­же­нии мно­гих лет не обра­щал­ся. Думаю, не обра­ща­ет­ся к «пой­лу сата­ны» он и по сей день (с ним мы не виде­лись око­ло года). По мыс­ли одно­го из фран­цуз­ских писа­те­лей, страсть алко­го­ли­ка к вод­ке (или вину) – все­го лишь извра­щен­ная силь­ная потреб­ность поис­ка боже­ствен­ной бла­го­да­ти. Это, конеч­но, мне­ние авто­ра, а не свя­тых Отцов или тем паче науч­ной меди­ци­ны, но, тем не менее, инте­рес­на в фило­соф­ском плане. Свои крат­кие отве­ты на постав­лен­ные кон­крет­ные вопро­сы я хотел бы завер­шить чудес­ны­ми бого­вдох­но­вен­ны­ми сло­ва­ми стар­ца Пор­фи­рия Кав­со­ка­ли­ви­та: «Когда мы любим Хри­ста, наши гре­хов­ные стра­сти мало-пома­лу сами начи­на­ют отсту­пать. Перед силой люб­ви они теря­ют свою силу. Когда рас­све­та­ет и в нашу ком­на­ту про­ни­ка­ют пер­вые лучи сол­неч­но­го све­та, тьма отсту­па­ет. Ей здесь уже нет места»

Врач пси­хи­атр-нар­ко­лог В.К.Невярович

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки