Метод стоп и самосканирование против навязчивых мыслей
психолог Наталья Ярасова

Метод стоп и самосканирование против навязчивых мыслей

(16 голосов4.8 из 5)

“Ты — то, что ты ешь”. Гиппократ

Не сек­рет, что наше здо­ро­вье зави­сит от того, что мы едим. Но поче­му-то боль­шин­ство из нас забо­тит­ся толь­ко о сво­ем телес­ном здо­ро­вье, да и то не все­гда. О здо­ро­вье сво­ей души мы часто забы­ва­ем.  А ведь пра­ви­ло «ты – то, что ты ешь» вер­но не толь­ко для тела, есть даже такое выра­же­ние «пища для души».

Если гово­рить о еде, то мы при­ни­ма­ем пищу, затем усва­и­ва­ем ее, пере­ва­ри­ва­ем, и она дела­ет­ся частью наше­го организма.

Так же про­ис­хо­дит и с душев­ной, духов­ной пищей – инфор­ма­ци­ей и раз­ны­ми помыс­ла­ми. Про­цесс упо­треб­ле­ния инфор­ма­ции даже опи­сы­ва­ет­ся теми же самы­ми сло­ва­ми, что и упо­треб­ле­ние еды. Инфор­ма­цию, как и еду, мы сна­ча­ла при­ни­ма­ем, затем усва­и­ва­ем, пере­ва­ри­ва­ем и дела­ем частью сво­е­го я. Наше состо­я­ние – и пси­хи­че­ское, и даже физи­че­ское — очень тес­но свя­за­но с усво­ен­ной инфор­ма­ци­ей, выра­жа­ю­щей­ся в наших мыс­лях (помыс­лах). Имен­но так дей­ству­ют на нашу душу при­ло­ги: если мы их при­ни­ма­ем и усва­и­ва­ем, то под­чи­ня­ем­ся дей­ствию стра­стей и идем ко греху.

“Раз­лич­но в нас про­ис­хо­дит борь­ба, или брань мыс­лен­ная, сопро­вож­да­е­мая побе­дою или пора­же­ни­ем, учат свя­тые Отцы: преж­де воз­ни­ка­ет пред­став­ле­ние помыс­ла, или пред­ме­та (при­лог), потом при­ня­тие оно­го (соче­та­ние), далее — согла­сие с ним (сло­же­ние), за ним — пле­не­ние, или пора­бо­ще­ние от него, и, нако­нец, страсть”. Пре­по­доб­ный Нил Сорский

Для того что­бы сохра­нять душев­ное и духов­ное здо­ро­вье, необ­хо­ди­мо тща­тель­но отсле­жи­вать то, какую инфор­ма­цию (духов­ную пищу) мы при­ни­ма­ем, сто­ит ли её усва­и­вать вооб­ще, и тем более нуж­но ли её пере­ва­ри­вать и делать частью сво­ей жизни.

В этом может помочь раз­ви­тие трех навыков:

  1. Заме­чать то, что про­ис­хо­дит – с миром, с нами, с нашим состоянием.

Для раз­ви­тия это­го навы­ка необ­хо­ди­мо совер­шен­ство­вать свою спо­соб­ность к сосре­до­то­чен­но­му, вни­ма­тель­но­му наблюдению.

  1. Вос­при­ни­мать про­ис­хо­дя­щее как мож­но более реалистично.

Для это­го необ­хо­ди­мо пере­стать руко­вод­ство­вать­ся в жиз­ни соб­ствен­ны­ми не под­твер­жден­ны­ми интер­пре­та­ци­я­ми, пре­кра­тить избы­точ­ное фантазирование.

  1. Отка­зы­вать­ся от сосло­же­ния, соче­та­ния с теми мыс­ля­ми и состо­я­ни­я­ми, кото­рые вре­дят нам.

Это устра­не­ние тре­вож­ных состо­я­ний и навяз­чи­вых мыс­лей, а глав­ное — духов­ная рабо­та с при­ло­га­ми, отсе­че­ние от себя гре­хов­ных помыслов.

Навык внимания

«Душа всех упраж­не­ний о Гос­по­де — вни­ма­ние. Без вни­ма­ния все эти упраж­не­ния бес­плод­ны, мерт­вы. Жела­ю­щий спа­стись дол­жен так устро­ить себя, чтоб он мог сохра­нять вни­ма­ние к себе не толь­ко в уеди­не­нии, но и при самой рас­се­ян­но­сти, в кото­рую ино­гда про­тив воли он вовле­ка­ет­ся обсто­я­тель­ства­ми». Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

Вни­ма­ние – это состо­я­ние собран­но­сти и сосре­до­то­чен­но­сти, явля­ю­ще­е­ся  необ­хо­ди­мой состав­ля­ю­щей духов­ной жизни.

Для раз­ви­тия навы­ка вни­ма­тель­но­го сосре­до­то­чен­но­го наблю­де­ния за сво­и­ми мыс­ля­ми и чув­ства­ми мож­но исполь­зо­вать упраж­не­ние, поз­во­ля­ю­щее скон­цен­три­ро­вать­ся пооче­ред­но на том, что про­ис­хо­дит рядом с нами, на соб­ствен­ных  телес­ных ощу­ще­ни­ях, эмо­ци­ях и мыс­лях. При усво­е­нии это­го навы­ка выра­ба­ты­ва­ет­ся спо­соб­ность посто­ян­но отсле­жи­вать про­ис­хо­дя­щее с нами (мож­но исполь­зо­вать для это­го широ­ко вошед­шее в оби­ход сло­во «ска­ни­ро­вать»), а глав­ное – нахо­дить вза­и­мо­свя­зи между:

  • тем, что мы физи­че­ски ощущаем,
  • тем, что мы думаем,
  • и тем, что мы эмо­ци­о­наль­но чувствуем.

То есть, раз­ви­вая навык вни­ма­тель­но­го вос­при­я­тия и пере­клю­че­ния вни­ма­ния, мы учим­ся не про­сто «ска­ни­ро­вать» свое состо­я­ние, но и нахо­дить вза­и­мо­свя­зи меж­ду соб­ствен­ным состо­я­ни­ем и окру­жа­ю­щей ситу­а­ци­ей, а глав­ное – меж­ду соб­ствен­ным состо­я­ни­ем и сво­и­ми мыслями.

Таким обра­зом выра­ба­ты­ва­ет­ся спо­соб­ность заме­чать, что мы обра­ти­ли вни­ма­ние на  помыс­лы (при­ле­пи­лись к при­ло­гам) до того, как мы уже глу­бо­ко увяз­ли в соб­ствен­ных реак­ци­ях на них.

К сожа­ле­нию, этот навык у боль­шин­ства из нас не раз­вит. То, что мы попа­ли под воз­дей­ствие стра­стей, мы заме­ча­ем слиш­ком позд­но, когда уже гораз­до слож­нее их одо­ле­вать, а ино­гда и вооб­ще не заме­ча­ем того, что мы нахо­дим­ся в их власти.

«Когда при­хо­дит при­лог сквер­но­го помыс­ла, еще в нашей воле при­нять его или отверг­нуть. Если же при­ни­ма­ем, то и полу­ча­ем сви­де­тель­ство о том, что скло­ня­ем­ся перед отно­си­тель­но сла­бым дей­стви­ем вра­га, а пото­му и мало име­ем надеж­ды усто­ять перед более силь­ным». Пре­по­доб­ный Мака­рий Оптин­ский (Ива­нов)

На пер­вых порах выпол­нять упраж­не­ние сто­ит в спо­кой­ной обста­нов­ке, когда есть воз­мож­ность нику­да не спе­шить, ни на что не отвле­кать­ся, при­нять удоб­ное поло­же­ние. В пер­вый раз потре­бу­ет­ся не менее 20 минут. Луч­ше выде­лить пол­ча­са, что­бы не созда­вать лиш­не­го напря­же­ния из-за спеш­ки. Для напо­ми­на­ния об исте­че­нии вре­ме­ни на каж­дом эта­пе удоб­но поль­зо­вать­ся авто­ма­ти­че­ски уста­нов­лен­ным на 3 мину­ты тай­ме­ром смартфона.

В даль­ней­шем, по мере раз­ви­тия навы­ка, вни­ма­ние будет сопро­вож­дать вашу жизнь, не тре­буя отдель­но выде­лен­но­го времени.

Само упраж­не­ние внешне доволь­но простое.

  1. Вни­ма­тель­но наблю­дай­те за окру­жа­ю­щей обста­нов­кой. Фор­му­ли­руй­те, выра­жай­те речью все, что вы замечаете.

Каж­дое наблю­де­ние начи­най­те со слов:

  • «я вижу…» (3 минуты),
  • «я слы­шу…» (3 минуты),
  • «я ощу­щаю…» — то есть вку­сы, запа­хи, тепло/холод, гладкость/шершавость, дви­же­ние воз­ду­ха или воды по ваше­му телу, — те сиг­на­лы окру­жа­ю­ще­го мира, кото­рые вос­при­ни­ма­ют ваши так­тиль­ные рецеп­то­ры (3 минуты).
  • так­же наблю­дай­те и фор­му­ли­руй­те соб­ствен­ные телес­ные ощу­ще­ния – напря­же­ние, чув­ство теп­ла или холо­да внут­ри тела, соб­ствен­ное дыха­ние, мел­кие дви­же­ния. Озву­чи­вай­те это, начи­ная каж­дую репли­ку с тех же слов «я ощу­щаю…» (3 минуты).

Важ­но: отсле­жи­ва­ют­ся и фор­му­ли­ру­ют­ся толь­ко ФАКТЫ. Не долж­но быть ника­ких попы­ток объ­яс­нить их, обос­но­вать и т.д. Напри­мер, если слы­шен звук дре­ли, то фор­му­ли­ру­е­те так: «я слы­шу звук рабо­та­ю­щей дре­ли». Не долж­но быть пояс­не­ний и интер­пре­та­ций типа «я слы­шу, как сосе­ди дела­ют ремонт» и т.д. Толь­ко то, что вы непо­сред­ствен­но види­те, слы­ши­те, ощу­ща­е­те. Так­же не нуж­но объ­яс­нять ощу­ще­ния соб­ствен­но­го тела – «я ощу­щаю напря­же­ние в левом колене», но НЕ ««я ощу­щаю напря­же­ние в левом колене, пото­му что неудоб­но сижу».

Для нача­ла хоро­шо бы озву­чи­вать всё вслух, в иде­а­ле – попро­сить кого-то из близ­ких послу­шать вас, что­бы вам мог­ли рас­ска­зать со сто­ро­ны, как вы соблю­да­е­те инструк­ции,  уда­ет­ся ли вам раз­де­лить наблю­де­ния и их интер­пре­та­ции, избе­жать пояснений.

Если таких людей рядом нет, или при неже­ла­нии допус­кать кого-либо до этой рабо­ты мож­но вос­поль­зо­вать­ся смарт­фо­ном и запи­сать соб­ствен­ные выска­зы­ва­ния на дик­то­фон, что­бы потом само­сто­я­тель­но про­слу­шать свои репли­ки и про­ве­рить, насколь­ко вам уда­лось удер­жать­ся от толкований.

  1. Наблю­дай­те за соб­ствен­ны­ми эмо­ци­я­ми. Перед выпол­не­ни­ем упраж­не­ния сто­ит изу­чить виды эмо­ций. Мож­но вос­поль­зо­вать­ся таким списком:

радость, вос­торг, смех, удо­вле­тво­рен­ность («тихая радость»), изум­ле­ние, удив­ле­ние, сомне­ние, недо­уме­ние, скорбь/горе, тос­ка, уны­ние, печаль, грусть, ярость, злость/гнев, воз­му­ще­ние, оби­да (мяг­кая фор­ма гне­ва), отвра­ще­ние, пре­зре­ние, ужас, страх, тревога/беспокойство, вина, совесть, стыд, зависть (часто мас­ки­ру­ет­ся под пло­хое настро­е­ние, раз­дра­жи­тель­ность, пре­зре­ние, гнев), ауто­агрес­сия (злость на себя).

Каж­дую репли­ку-фор­му­ли­ров­ку начи­най­те со слов «я чув­ствую…». Наблю­дай­те за сво­им состо­я­ни­ем 3 минуты.

  1. Наблю­дай­те за соб­ствен­ны­ми мыслями.

Очень важ­но на этом эта­пе фор­му­ли­ро­вать мыс­ли как они есть. Не раз­мыш­лять, а слов­но отра­жать, син­хрон­но озву­чи­вать соб­ствен­ные мыс­ли. Слов­но делать запись, фото­гра­фии. Мож­но вос­поль­зо­вать­ся ввод­ны­ми сло­ва­ми «сей­час я подумал/а». Напри­мер: «сей­час я подумал/а, что это упраж­не­ние глу­пое». И все. Боль­ше ника­ких пояс­не­ний. Про­сто озву­чен­ная мысль. Выпол­нять так­же 3 минуты.

  1. Чере­до­вать эта­пы наблю­де­ния в сво­бод­ном поряд­ке: назы­вать по одно­му наблю­де­нию с каж­до­го этапа.

Напри­мер, если сле­до­вать напи­сан­но­му выше поряд­ку: «я вижу, я чув­ствую, я думаю (подумал/а)», «я слы­шу, я чув­ствую, я думаю», «я ощу­щаю, я чув­ствую, я думаю». Потом поря­док мож­но менять: «Я чув­ствую, я вижу, я думаю». «Я думаю, я ощу­щаю, я чув­ствую». На выпол­не­ние это­го эта­па пона­ча­лу хоро­шо бы выде­лять не менее 5 минут.

Пона­ча­лу на каж­дый этап отво­дит­ся 3–5 минут. Но посте­пен­но нуж­но сни­жать коли­че­ство вре­ме­ни, а само упраж­не­ние при этом выпол­нять чаще. Таким обра­зом, сна­ча­ла вы при­учи­тесь часто уде­лять «мимо­лет­ное» вни­ма­ние осо­зна­нию про­ис­хо­дя­ще­го с вами, а затем буде­те наблю­дать за собой посто­ян­но. При тща­тель­ном выпол­не­нии упраж­не­ния навык внут­рен­не­го «ска­ни­ро­ва­ния» дово­дит­ся до авто­ма­тиз­ма и ста­но­вит­ся сво­е­го рода фоном для дея­тель­но­сти сознания.

Пред­ло­жен­ное упраж­не­ние выра­ба­ты­ва­ет обы­ден­ный навык наблю­де­ния. Само по себе оно все­го лишь тре­ни­ру­ет вни­ма­ние и поз­во­ля­ет отсле­жи­вать вли­я­ние внеш­них фак­то­ров и соб­ствен­ных мыс­лей на наше эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние. Одна­ко в соче­та­нии с молит­вен­ной жиз­нью и стрем­ле­ни­ем к соблю­де­нию Запо­ве­дей оно может стать  помощ­ни­ком в борь­бе с греш­ны­ми помыслами.

«Если ты раз­ли­ча­ешь нечи­стые помыс­лы, бес­по­ко­ишь­ся и борешь­ся над тем, что­бы их про­гнать, – это уже некое улуч­ше­ние». Пре­по­доб­ный Паи­сий Святогорец

Если посто­ян­ное вни­ма­ние к тому, что про­ис­хо­дит с соб­ствен­ны­ми мыс­ля­ми и чув­ства­ми, ста­но­вит­ся частью духов­ной жиз­ни, то оно посте­пен­но пере­хо­дит в состо­я­ние непре­рыв­но­го духов­но­го вни­ма­ния — «трез­ве­ния».

Очень важ­ным для дости­же­ния это­го состо­я­ния явля­ет­ся не про­сто осо­знан­ное вос­при­я­тие реаль­но­сти, но и отсе­ка­ние от себя лиш­них фан­та­зий и наду­ман­ных интерпретаций.

Реальность как она есть

Пол­но­стью добить­ся адек­ват­но­го вос­при­я­тия реаль­но­сти почти невоз­мож­но из-за осо­бен­но­стей пси­хо­фи­зио­ло­гии. Наш мозг вос­при­ни­ма­ет инфор­ма­цию сквозь приз­му раз­лич­ных эффек­тов. Эти эффек­ты име­ют боль­шое зна­че­ние для про­дук­тив­ной рабо­ты моз­га, но зача­стую настоль­ко иска­жа­ют наше вос­при­я­тие окру­жа­ю­ще­го мира, что мы живем, по сути, в мире соб­ствен­ных фантазий.

Про­стой при­мер: в раз­го­во­ре двух людей, соглас­но пси­хо­ло­ги­че­ским пред­став­ле­ни­ям, участ­ву­ет как мини­мум восемь «дей­ству­ю­щих лиц».

В обще­нии «я» и «ты» в супру­же­ских отно­ше­ни­ях это сле­ду­ю­щие персонажи:

  1. Я (жена) какая я есть (я‑реальная).
  2. Ты (муж) какой ты есть (ты-реаль­ный).
  3. Я, какой я себя представляю.
  4. Ты, каким ты себя представляешь.
  5. Я в тво­ем пред­став­ле­нии (то, какой я кажусь тебе).
  6. Ты в моем пред­став­ле­нии (то, каким ты кажешь­ся мне).
  7. Я, какой я вижу себя в тво­ем пред­став­ле­нии (то есть я такая, какой ты, как мне кажет­ся, пред­став­ля­ешь меня).
  8. Ты, каким, как тебе кажет­ся, вижу тебя я (такой ты, как тебе кажет­ся, каким пред­став­ляю тебя я).

И обща­ясь, мы неволь­но руко­вод­ству­ем­ся жела­ни­я­ми и пред­по­ло­же­ни­я­ми всех этих «я» и «ты». Таким обра­зом, в обще­нии все­го двух людей обыч­но про­ис­хо­дит не обще­ние двух реаль­ных лич­но­стей, а обще­ние двух выду­ман­ных, мно­го­слой­но нафан­та­зи­ро­ван­ных пер­со­на­жей. Конеч­но же, понять друг дру­га при этом очень непросто.

Чем боль­ше чело­век опи­ра­ет­ся на соб­ствен­ные фан­та­зии, на соб­ствен­ные интер­пре­та­ции чужих эмо­ций и мыс­лей, тем слож­нее ему ком­форт­но вза­и­мо­дей­ство­вать с окружающими.

Соб­ствен­ные непро­ве­рен­ные интер­пре­та­ции чужо­го пове­де­ния созда­ют напря­жен­ность в отно­ше­ни­ях и порож­да­ют мно­же­ство проблем.

Более того, наше пред­став­ле­ние о про­ис­хо­дя­щем лежит в осно­ве наше­го само­вос­при­я­тия, само­ощу­ще­ния, само­оцен­ки. Лег­ко понять, насколь­ко неадек­ват­но мы выстра­и­ва­ем свою лич­ность, свое пове­де­ние, свое миро­ощу­ще­ние, если осно­вы­ва­ем­ся на при­ду­ман­ном нами сами­ми «мне­нии окружающих».

А еще избы­точ­ное фан­та­зи­ро­ва­ние напол­ня­ет нашу жизнь стра­ха­ми, уво­дя нас от Стра­ха Божи­его и пора­бо­щая раз­лич­ны­ми фоби­я­ми. Оно явля­ет­ся осно­вой для оккульт­но­го мыш­ле­ния и под­вер­жен­но­сти раз­лич­ным суевериям.

Одна­ко при нали­чии опре­де­лен­ных навы­ков мож­но в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни очи­стить свой ум от мно­гих иска­же­ний восприятия.

И пер­вое, что нуж­но сде­лать для того, что­бы добить­ся состо­я­ния трез­во­сти, вни­ма­ния, — это изба­вить­ся от излиш­них фан­та­зий, от фан­та­зи­ро­ва­ния вооб­ще – если, конеч­но, речь идёт не о твор­че­ской рабо­те, где фан­та­зия явля­ет­ся необ­хо­ди­мым усло­ви­ем дея­тель­но­сти. Фан­та­зия в твор­че­ском про­цес­се – это отдель­ное явле­ние, но о душев­ном здо­ро­вье твор­че­ской лич­но­сти пра­во­мер­но гово­рить толь­ко при сохра­не­нии спо­соб­но­сти раз­ли­чать мир фан­та­зий и реаль­ный мир.

«Вооб­ра­же­ние чув­ствен­ных пред­ме­тов мно­го доку­ча­ет и мно­го бес­по­койств при­чи­ня­ет тем, кои рев­ну­ют все­гда пре­бы­вать с Богом, ибо оно отвле­ка­ет вни­ма­ние от Бога и наво­дит его на сует­ное, а меж­ду ним и на гре­хов­ное и тем воз­му­ща­ет внут­рен­нее наше доб­рое настро­е­ние». Пре­по­доб­ный Нико­дим Святогорец

Отсут­ствие наду­ман­ных обра­зов, моти­вов, мне­ний чрез­вы­чай­но важ­но в обла­сти чело­ве­че­ских отно­ше­ний и соб­ствен­но­го миро­ощу­ще­ния. Необ­хо­ди­мо пере­стать руко­вод­ство­вать­ся в сво­ем пове­де­нии, в сво­их отно­ше­ни­ях соб­ствен­ны­ми непод­твер­жден­ны­ми интер­пре­та­ци­я­ми чужих мыс­лей и чувств. Нуж­но учить­ся слу­шать и слы­шать дру­гих. Важ­ным сред­ством для это­го явля­ет­ся смирение.

Если мы отка­зы­ва­ем­ся от избы­точ­но­го фан­та­зи­ро­ва­ния, учим­ся видеть вещи таки­ми, как они есть, то наша жизнь ста­но­вит­ся намно­го яснее, ухо­дят очень мно­гие наду­ман­ные про­бле­мы. Очи­щая наш разум от лиш­них помыс­лов, мы очи­ща­ем нашу душу от вли­я­ния мно­гих страстей.

И это все – тоже рабо­та смирения.

Метод остановки мыслей. Версия для повседневного применения

Научив­шись заме­чать появ­ле­ние при­ло­гов в тот момент, когда они еще не про­рос­ли в душе чело­ве­ка, мы можем отбро­сить гре­хов­ные помыс­лы срав­ни­тель­но легко.

В этом дела­нии так­же важ­но сми­ре­ние, кото­рое не дает помыс­лам уко­ре­нить­ся внут­ри нас, заце­пив­шись за гре­хи. Напри­мер, оби­да про­из­рас­та­ет из гор­до­сти. И если чело­век сми­ря­ет свою гор­ды­ню, то для оби­ды не будет осно­ва­ний, и жела­ние оби­деть­ся будет лег­ко преодолеть.

Если же чело­век будет песто­вать свои стра­сти, то борь­ба с гре­хов­ны­ми помыс­ла­ми ста­нет очень непростой.

Сопро­тив­ляй­тесь пер­во­му при­ло­гу мыс­лен­но­му, сокру­шай­те мла­ден­цы вави­лон­ские, пока они еще мла­ден­цы, – молит­вою и сми­ре­ни­ем, а когда воз­рас­тут, то уже будут испо­ли­на­ми и труд­но им сопро­тив­лять­ся. Пре­по­доб­ный Мака­рий Оптин­ский (Ива­нов)

Для ран­не­го отсе­ка­ния лиш­них мыс­лей и осно­ван­ных на них фан­та­зий мож­но поль­зо­вать­ся сокра­щен­ной вер­си­ей «мето­да оста­нов­ки мыс­лей». Обыч­но его очень эффек­тив­но при­ме­ня­ют для устра­не­ния раз­лич­ных навяз­чи­вых состо­я­ний и фобий.

В повсе­днев­ной жиз­ни этот «метод «стоп» может помочь спра­вить­ся с тре­вож­но­стью и стра­ха­ми, но самое глав­ное – он при­уча­ет нас игно­ри­ро­вать при­ло­ги, остав­лять соблаз­ны без вни­ма­ния, не поз­во­ляя им про­рас­тать в душе сквер­ны­ми помыслами.

«Рецепт» внешне очень прост. Но его исполь­зо­ва­ние сра­зу же может натолк­нуть­ся на сложности.

Самым про­блем­ным явля­ет­ся пер­вый этап.

  1. Необ­хо­ди­мо при­нять реше­ние делать упраж­не­ние, не уви­ли­вая; доб­ро­со­вест­но исполь­зо­вать метод каж­дый раз, как толь­ко будет в этом необходимость.

Одним из глав­ных пре­пят­ствий для исполь­зо­ва­ния мето­да «стоп» явля­ет­ся неве­рие в то, что толь­ко в нашей воле – думать кон­крет­ную мысль или ото­гнать ее от себя.

Ты не пони­ма­ешь, как это: «побеж­дать и побеж­дать­ся от нас зави­сит»? А как же ина­че? При­хо­дит при­лог како­го помыс­ла сквер­но­го; в тво­ей воле состо­ит при­нять оный или отверг­нуть; когда соче­та­ешь­ся с ним и сло­жишь­ся, то уже пле­ни­лась и ста­ла побеж­де­на, а когда отверг­ла при­лог, то побе­ди­ла. (Пре­по­доб­ный Мака­рий Оптин­ский (Ива­нов)

Как толь­ко вы реша­е­те для себя, что вы сво­бод­ны в том, о чем и как вы буде­те думать, что имен­но вы выби­ра­е­те под­дать­ся или нет соблаз­ну, напри­мер, оби­деть­ся, разо­злить­ся, осуж­дать, уны­вать и т.д., то даль­ше уже начи­на­ет­ся непо­сред­ствен­но осмыс­лен­ная рабо­та над пре­одо­ле­ни­ем гре­хов­ных помыслов.

  1. Как толь­ко вы осо­зна­е­те, что у вас появи­лись «пло­хие мыс­ли» любо­го типа, ска­жи­те себе «стоп» и пере­стань­те думать о соблазне, пере­стань­те вести внут­рен­ние диа­ло­ги, фан­та­зи­ро­вать. Пере­стань­те повто­рять внут­ри себя кон­крет­ную мысль.

Вме­сто это­го сра­зу же обра­ти­тесь к Богу, про­ся у него помо­щи. Пре­одо­леть соблазн без Божи­ей помо­щи нелег­ко, если вооб­ще воз­мож­но. Важ­но пони­мать, что тут нуж­на имен­но искрен­няя молит­ва, а не пустое про­из­не­се­ние тек­ста молитв, напо­ми­на­ю­щее чте­ние заклинаний.

  1. Нач­ни­те думать или делать что-то, что может пол­но­стью занять ваш разум, не давая ему ска­тить­ся в новые нега­тив­ные раз­мыш­ле­ния. Если може­те – скон­цен­три­руй­тесь на душе­по­лез­ном чте­нии. Мож­но занять­ся чем-то ней­траль­ным, но тре­бу­ю­щим все­го ваше­го вни­ма­ния, и этим отвле­ка­ю­щим ваш разум от гре­хов­ных помыс­лов. Хоро­шо помо­га­ют раз­лич­ные виды физи­че­ско­го тру­да, не остав­ля­ю­щие сво­бод­ной голо­ву, под­ра­зу­ме­ва­ю­щие пол­ную вклю­чен­ность в про­цесс, в иде­а­ле – с воз­мож­но­стью обще­ния с дру­ги­ми людь­ми, кото­рые не будут под­пи­ты­вать ваши страсти.

Повто­ряй­те пунк­ты 2–3 каж­дый раз, как лови­те себя на гре­хов­ных помыс­лах. Пока не сфор­ми­ро­ван навык отбра­сы­ва­ния лиш­них мыс­лей, сло­во «стоп» при­дет­ся гово­рить себе чуть ли не еже­се­кунд­но. Но нуж­но повто­рять: «стоп, я об этом не думаю, Гос­по­ди, помо­ги!» — каж­дый раз, как пой­ма­ли себя на пло­хих мыслях.

С Божи­ей помо­щью мож­но выра­бо­тать в себе при­выч­ку вни­ма­тель­но­го отно­ше­ния к сво­ей внут­рен­ней жиз­ни, заме­чать, когда при­ло­ги начи­на­ют пагуб­но вли­ять на состо­я­ние нашей души через наше соб­ствен­ное при­леп­ле­ние к ним, и отсе­кать от себя гре­хов­ные помыс­лы. Все это дела­ние помо­жет сохра­нять здо­ро­вье нашей души.

«Еже­ли кто сто­ит про­тив дур­ных мыс­лей, борет­ся и под­ви­за­ет­ся, отвер­гая их, и не соиз­во­ля­ет им, и при­зы­ва­ет на помощь Изба­ви­те­ля Сво­е­го Иису­са, и про­сит от Него избав­ле­ния, тот мало-пома­лу от них избав­ля­ет­ся. И душа, как тело от болез­ней, исце­ля­ет­ся от немо­щи сво­ей и полу­ча­ет здо­ро­вье». Свя­ти­тель Тихон Задон­ский

Автор: Пси­хо­лог-кон­суль­тант Яра­со­ва Н.Н.

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.

Комментировать

*

4 комментария

  • Dmitr, 21.11.2022

    Упс, уда­лось сохранить!

    Ответить »
  • Dmitr, 21.11.2022

    Заме­ча­те­льеый текст, пыта­юсь доба­вить в избран­ное, но не получается

    Ответить »
  • Мария, 14.01.2021

    Спа­си Гос­по­ди за мате­ри­ал, очень полез­ный и актуальный!!!

    Ответить »
  • Иван, 07.08.2020

    Спа­си­бо за ста­тью! Дав­но была инте­рес­на связь меж­ду пра­во­слав­ной аске­ти­кой и пси­хо­ло­ги­че­ски­ми мето­да­ми раз­ви­тия вни­ма­ния и осознанности.
    Хоте­лось бы узнать как бороть­ся с мыс­лен­ной жвачкой.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки