Главная » Алфавитный раздел » Б » Беспечность

Беспечность

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (2 голос: 5,00 из 5)

 

Беспе́чность — 1) состояние крайней беззаботности и отсутствия беспокойства; легкомысленное отношение к собственным нуждам и нуждам других 2) черта характера, проявляющаяся в безответственном отношении к жизни.

Беспечность и упование на Промысл Божий: одного сукна епанча?

В одной из Своих бесед с учениками Господь Иисус Христос сказал: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф.6:26).

Во время посещения Спасителем дома Марфы она со всей усердностью хлопотала об угощении Гостя, тогда как её сестра, Мария, сев у Его ног, посвятила время слушанию проповеди. Когда заботливая Марфа вознегодовала на не помогавшую ей сестру, Господь заметил ей с легким укором: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк.10:41-42).

При поверхностном восприятии первого фрагмента может сложиться впечатление, что Христос уча полагаться на Провидение Божье, вместе с тем учит вовсе не думать о завтрашнем дне. Другой фрагмент, как будто подводит к заключению, что при близости к Богу можно не думать даже и о сегодняшнем. Но это не так.

Беспечность — нравственный недуг, который нередко соседствует с таким греховным пороком как леность. Очень часто беспечность обусловлена пессимистическим отношением к жизни. Но бывает и по-другому: беспечность порождается неуёмным стремлением к развлечениям и удовольствиям, которое, в свою очередь, ещё больше развивается и усиливается на почве беспечности.

Беспечные люди нередко находят для себя всевозможные оправдания: устал, не везёт с работой и пр. Но бывает, что беспечность камуфлируется и под праведность: мол, я выше мирской суеты, целиком вверил свою судьбу в руки Божьи. Здесь-то и вспоминаются вышеприведенные библейские слова.

Но легкомысленность и безответственность не свойственна праведному человеку. Господь нигде и никогда не возводил эти качества в ранг добродетелей. Напротив, Он ставил беспечность в единый ряд с глупостью: «Беспечность глупцов погубит их» (Притч.1:32); «Человек мудрый во всем будет осторожен и во дни грехов удержится от беспечности» (Сир.18:27).

Заметим, что даже на первозданного, чистого и невинного человека, жившего в условиях Рая, распространялась обязанность хранить и возделывать сад (хотя сад этот и без того был благоустроен). А после грехопадения Бог ясно сказал человеку: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт.3:19).

Не лишне добавить, что в раннехристианской Церкви обязанность попечительства («пещись о столах») была возложена апостолами не на первых попавшихся, а на «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости» мужей (Деян.6:2-3).

Всё вышесказанное означает, что даже и в повседневных житейских делах человек не должен отказываться от надлежащих обязанностей, как в отношении себя самого, так и в отношении ближних, не вправе оправдывать леность и легкомыслие надеждой на помощь человеколюбивого Отца.

Другое дело, что повседневные хлопоты и заботы не должны сопровождаться самонадеянностью или излишним беспокойством, а когда дела идут плохо — безнадежностью и отчаянием; не должны препятствовать или, что хуже, затмевать возможность участия человека в религиозной жизни (например: и рад бы пойти в храм, но вот досада, нужно сходить в магазин; хотел бы почитать Священное Писание, но надо срочно отгладить шнурки, стереть с абажура вчерашнюю пыль…).

Чем чревата беспечность в отношении спасения?

В отличие от беспечности в отношении бытовых нужд, сулящей человеку лишь временные неприятности или беды, нерадение о спасении грозит ему вечным мучением и погибелью. В притче о талантах Господь указал, что каждый человек должен стремиться к богоугодному труду в меру своих способностей и сил.

Через нерадение о спасении человек может отпасть от Церкви, от Христа. А о таких в Писании говорится достаточно резко: «невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр.6:3-5).

Отсюда и пожелание святого апостола Павла: «Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования» (Евр.6:11-12).

Призывая учеников к активной деятельной жизни, Господь Иисус Христос неоднократно повторял им о необходимости бодрствовать. Слова же о человеке, зарывающим свой талант в землю, грозят ему наказанием: «лукавый раб и ленивый! …негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:26,30).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru