Ваш город - Сиэтл?

Для получения календаря в соответствии с Вашей временной зоной - пожалуйста, укажите город.

Не найден город с таким названием. Пожалуйста, укажите другой (например, ближайший региональный центр).

Дни памяти:

Житие

Краткое житие святителя Афанасия Великого

Свя­той Афа­на­сий ро­дил­ся в Алек­сан­дрии; мать его, по­доб­но Анне, ко­то­рая при­ве­ла сы­на сво­е­го Са­му­и­ла в храм Гос­по­день (1Цар.1:28), так же при­ве­ла его к св. Алек­сан­дру, пат­ри­ар­ху Алек­сан­дрий­ско­му, и от­да­ла в храм на слу­же­ние Бо­гу. И он стал при хра­ме про­во­дить свою жизнь, рев­ност­но ис­пол­няя за­по­ве­ди Бо­жии.

В 319 г. пат­ри­арх ру­ко­по­ло­жил его в диа­ко­на Алек­сан­дрий­ской Церк­ви. Уже в это вре­мя свя­ти­тель Афа­на­сий стал пи­сать со­чи­не­ния. Бу­ду­щий свя­ти­тель ви­дел, что нет у но­во­при­шед­ших в Цер­ковь Хри­сто­ву рев­но­сти, нет у них ис­тин­но­го бла­го­че­стия, мно­гие из них ис­ка­ли сла­вы для се­бя, пу­сто­сло­ви­ли, празд­но­сло­ви­ли и все язы­че­ские обы­чаи, ко­то­рые бы­ли рань­ше у них, пе­ре­но­си­ли в хри­сти­ан­скую жизнь. Объ­явил­ся некий Арий, ко­то­рый ху­лил Хри­ста, уни­чи­жал Ма­терь Бо­жию и воз­му­щал на­род, уча на­род до­би­вать­ся че­сти, сла­вы, про­ни­кать и в Цер­ковь, до­сти­гать свя­щен­ства и да­же ар­хи­ерей­ства. И мно­гие его слу­ша­ли и ста­но­ви­лись по­сле­до­ва­те­ля­ми этой ере­си – ари­а­на­ми. И эта ересь так рас­про­стра­ни­лась, что чуть не за­хлест­ну­ла всю Цер­ковь – ве­ли­кая бы­ла брань. В 325 г. свя­ти­тель Афа­на­сий был на Ни­кей­ском Со­бо­ре, где вы­сту­пал про­тив Ария.

В 326 г. по смер­ти пат­ри­ар­ха Алек­сандра свя­ти­тель Афа­на­сий был из­бран на Алек­сан­дрий­скую ка­фед­ру. Епи­ско­пом Афа­на­сий объ­ез­жал церк­ви, мно­го вы­сту­пал, бо­рол­ся про­тив ари­ан, пи­сал, об­ли­чал их, и вос­ста­ли про­тив него все неистин­ные хри­сти­ане и ста­ли на него кле­ве­тать. В то вре­мя цар­ство­вал Кон­стан­тин Ве­ли­кий (306–337 гг.), он счи­тал­ся по­кро­ви­те­лем Церк­ви Хри­сто­вой. Он хо­ро­шо по­ни­мал во­ен­ную стра­те­гию, ди­пло­ма­тию, го­судар­ствен­ные де­ла, но дел цер­ков­ных и про­по­ве­ди Еван­ге­лия не знал, по­это­му ко­ле­бал­ся меж­ду ари­ан­ством и пра­во­сла­ви­ем.

Поль­зу­ясь доб­ро­той и про­сто­той им­пе­ра­то­ра, ере­ти­ки окру­жи­ли весь его двор, про­ник­ли во все долж­но­сти и ста­ли на­шеп­ты­вать ере­си и неправ­ды и вво­дить рас­ко­лы. Они об­ви­ня­ли ар­хи­епи­ско­па Афа­на­сия, что он пло­хой че­ло­век, что он не слу­ша­ет­ся ца­ря, взи­ма­ет на­ло­ги от­дель­но от цар­ской каз­ны и со­вер­ша­ет нехо­ро­шие де­ла, что он и ча­ро­дей, и пре­ступ­ник, и блуд­ник. Им­пе­ра­тор ви­дел ве­ли­кую рас­прю, враж­ду, ста­рал­ся во­дво­рить мир, но бы­ва­ли та­кие вре­ме­на, что мог­ла от­крыть­ся вой­на, то­гда он пред­ла­гал свя­ти­те­лю Афа­на­сию на вре­мя уда­лить­ся ку­да-ни­будь. И боль­шую часть сво­е­го дол­го­го прав­ле­ния свя­ти­тель про­вел в из­гна­нии, и то­гда неред­ко он поль­зо­вал­ся под­держ­кой мо­на­хов, был в друж­бе с обо­и­ми от­ца­ми мо­на­ше­ства – свя­ты­ми пре­по­доб­ны­ми Ан­то­ни­ем и Па­хо­ми­ем.

В осо­бен­но­сти ста­ра­лись ере­ти­ки и злые лю­ди об­ви­нить свя­то­го Афа­на­сия в том, что он не слу­ша­ет по­ве­ле­ний им­пе­ра­то­ра, не об­ра­ща­ет вни­ма­ния на его пред­пи­са­ния, не при­ни­мая Ария в цер­ков­ное об­ще­ние, что он кол­дун и ча­ро­дей, са­ми бу­дучи яв­ны­ми ча­ро­де­я­ми, и что по­сред­ством ка­кой-то мерт­вой ру­ки, яко­бы при­над­ле­жав­шей кли­ри­ку Ар­се­нию, тво­рит ча­ро­ва­ния. Им­пе­ра­тор по­ве­лел про­ве­сти рас­сле­до­ва­ние. Ар­се­ний был кли­ри­ком, чте­цом, со­вер­шив ка­кой-то про­сту­пок, он дол­го скры­вал­ся, а ко­гда мол­ва об этом ста­ла рас­про­стра­нять­ся вез­де, то у него про­яви­лось чув­ство прав­ды, спра­вед­ли­во­сти, по­то­му что неви­но­вен был свя­ти­тель Хри­стов Афа­на­сий, да и сам Ар­се­ний со­вер­шен­но не по­стра­дал, не ему от­ру­би­ли ру­ку, дру­го­го че­ло­ве­ка где-то на­шли судьи-зло­деи, хо­тя мно­гие из них бы­ли епи­ско­пы. Со­бо­лез­нуя о сво­ем от­це и бла­го­де­те­ле и скор­бя серд­цем о том, что ис­ти­на без­за­кон­но по­беж­да­ет­ся ло­жью, он тай­но при­шел к са­мо­му Афа­на­сию, при­па­дая к его чест­ным но­гам Бла­жен­ный Афа­на­сий, ра­ду­ясь при­бы­тию Ар­се­ния, по­ве­лел ему до су­да ни­ко­му не по­ка­зы­вать­ся.

Меж­ду тем злоб­ная нена­висть про­тив­ни­ков Афа­на­сия так воз­рос­ла, что к од­ной лжи они при­ло­жи­ли еще но­вую: под­ку­пи­ли од­ну бес­стыд­ную жен­щи­ну воз­ве­сти кле­ве­ту на свя­ти­те­ля Афа­на­сия, что он со­вер­шил с нею без­за­ко­ние. Ко­гда на­чал­ся суд, судьи се­ли на сво­их ме­стах и кле­вет­ни­ки пред­ста­ли, бы­ла вве­де­на и эта жен­щи­на. С пла­чем дол­го жа­ло­ва­лась она на свя­ти­те­ля, ко­то­ро­го ни­ко­гда не ви­да­ла и да­же не зна­ла, ка­ков он по ви­ду. Все слу­ша­ли в недо­уме­нии. А она и не хо­те­ла знать бла­го­че­стия еван­гель­ско­го, ра­ду­ясь, что мно­го де­нег ей да­ли. В то вре­мя друг Афа­на­сия пре­сви­тер Ти­мо­фей, стоя с ним за две­ря­ми и все слы­ша, воз­му­тил­ся ду­хом и, неожи­дан­но вой­дя внутрь су­ди­ли­ща, с по­спеш­но­стью стал пе­ред гла­за­ми той кле­вет­ни­цы, как буд­то он был сам Афа­на­сий; он сме­ло об­ра­тил­ся к ней: «Я ли со­вер­шил над то­бою но­чью на­си­лие, как ты го­во­ришь?» И она еще с боль­шим бес­стыд­ством возо­пи­ла к су­дьям: «Сей, сей че­ло­век мой рас­тли­тель и зло­умыш­лен­ник про­тив мо­ей чи­сто­ты; он...» Судьи рас­сме­я­лись, уви­дев под­лость, разыг­ран­ную ко­ме­дию, и про­гна­ли ее. Но про­тив­ни­ки св. Афа­на­сия, хо­тя и усты­ди­лись, но не успо­ко­и­лись и ста­ли об­ви­нять его в убий­стве Ар­се­ния, по­ка­зы­вая ка­кую-то страш­ную на вид мерт­вую ру­ку. Свя­той Афа­на­сий тер­пе­ли­во слу­шал их и мол­чал, по­том спро­сил: «Есть ли сре­ди вас, кто хо­ро­шо знал Ар­се­ния? Кто из вас мо­жет под­твер­дить дей­стви­тель­но ли это его ру­ка?» И под­ня­лись боль­шин­ство непра­вед­ных су­дей, под­ско­чи­ли и ста­ли утвер­ждать, что дей­стви­тель­но это ру­ка Ар­се­ния. И то­гда, ко­гда они по­ка­за­ли свое гряз­ное серд­це и ко­вар­ство свое, свя­ти­тель ото­дви­нул за­на­вес­ку, за ко­то­рой сто­ял Ар­се­ний, вы­вел его пе­ред со­бра­ни­ем и спро­сил: «А это кто сто­ит пе­ред ва­ми? Вы ска­за­ли, что Ар­се­ния нет в жи­вых, это его ру­ка». И все при­шли в ужас. «Вот, му­жи, и Ар­се­ний! – объ­явил свя­ти­тель Афа­на­сий. – Вот и ру­ки его, ко­то­рые со­всем не бы­ли от­се­че­ны! По­ка­жи­те же и вы сво­е­го Ар­се­ния, ес­ли та­ко­го име­е­те, и по­ве­дай­те, ко­му при­над­ле­жит от­се­чен­ная ру­ка, ко­то­рая осуж­да­ет вас са­мих, как сде­лав­ших это пре­ступ­ле­ние». Но су­дии про­дол­жа­ли про­во­дить суд, ис­то­щая все свои кле­ве­ты. И свя­ти­тель Афа­на­сий, не вы­но­ся со­вер­ша­е­мой неспра­вед­ли­во­сти, вслух за­сви­де­тель­ство­вал все­му со­бо­ру: «Угас­ла прав­да, по­пра­на ис­ти­на, по­гиб­ло пра­во­су­дие, ис­чез­ло у су­дей за­кон­ное рас­сле­до­ва­ние и осто­рож­ное рас­смот­ре­ние дел! Раз­ве за­кон­но, чтобы же­ла­ю­щий оправ­дать­ся со­дер­жал­ся в узах, а суд все­го де­ла был бы по­ру­чен кле­вет­ни­кам и вра­гам, и чтобы са­ми ого­вор­щи­ки су­ди­ли то­го, на ко­го кле­ве­щут?» Им­пе­ра­то­ром свя­ти­тель был оправ­дан и по­слан на свою Алек­сан­дрий­скую ка­фед­ру.

Ко­гда умер Кон­стан­тин Ве­ли­кий и пре­сто­лом за­вла­дел его вто­рой сын Кон­стан­ций, то весь двор им­пе­ра­тор­ский пе­ре­шел на сто­ро­ну ари­ан. Они ста­ли гнать хри­сти­ан пра­во­слав­ных, епи­ско­пов ссы­лать, ста­вить на пре­сто­лы нече­сти­вых лю­дей, ко­вар­ных, блуд­ни­ков, ере­ти­ков, ко­то­рые Иису­са Хри­ста не при­зна­ва­ли за Бо­га. И при­шлось свя­ти­те­лю Афа­на­сию бе­жать в Рим, где три го­да на­хо­дил­ся.

По­том Гос­подь рас­су­дил все су­дом Сво­им: на­ка­зал Ария и ере­ти­ков, и нече­сти­вый царь по­гиб. По­сле него два го­да цар­ство­вал Юли­ан От­ступ­ник, за ним всту­пил Иови­ни­ан бла­го­че­сти­вый, по­том Ва­лент, ко­то­рый, хо­тя и мно­го зла тво­рил Церк­ви, но, ис­пу­гав­шись мя­те­жа алек­сан­дрий­цев, поз­во­лил свя­ти­те­лю Афа­на­сию вер­нуть­ся и без­бо­яз­нен­но управ­лять Алек­сан­дрий­ской Цер­ко­вью. И опи­сы­ва­ет­ся в жи­тии свя­ти­те­ля Афа­на­сия, что по­след­нее вре­мя сво­ей жиз­ни он жил в ми­ре и спо­кой­ствии, по­чил о Гос­по­де 2 мая 373 г. в воз­расте 76 лет.

46 лет свя­ти­тель Афа­на­сий был епи­ско­пом го­ро­да Алек­сан­дрии и мно­го раз из­го­нял­ся с ка­фед­ры и воз­вра­щал­ся об­рат­но, по­то­му что ари­ане, на­зы­ва­ю­щие се­бя хри­сти­а­на­ми, ве­ру­ю­щими в Еван­ге­лие, ис­ка­ли, при­ду­мы­ва­ли ви­ну, чтобы осу­дить и пре­дать смер­ти свя­ти­те­ля. А Гос­подь, воз­ве­щая Еван­ге­лие, не про­по­ве­до­вал уби­вать вра­гов сво­их; эти же зло­деи при­твор­но при­ня­ли Кре­ще­ние, хри­сти­ан­ство и ве­ро­ва­ли без бла­го­че­стия.

Полное житие святителя Афанасия Великого

Свя­ти­тель Афа­на­сий Ве­ли­кий ро­дил­ся в кон­це III ве­ка в сто­ли­це Егип­та Алек­сан­дрии неза­дол­го до Дио­кли­ти­а­но­ва го­не­ния. Ро­ди­те­ли его бы­ли лю­ди бо­го­бо­яз­нен­ные и доб­ро­де­тель­ные. Уже с рож­де­ния бу­ду­щий свя­той был от­ме­чен осо­бым Бо­жи­им по­ма­за­ни­ем. Все его дет­ские устрем­ле­ния и по­ступ­ки бы­ли окра­ше­ны ве­рой и цер­ков­но­стью. В дни от­ро­че­ства Афа­на­сия, ко­гда пат­ри­ар­хом Алек­сан­дрий­ским был свя­ти­тель Алек­сандр, про­изо­шел зна­ме­на­тель­ный слу­чай. Афа­на­сий вме­сте с детьми иг­рал на бе­ре­гу мо­ря, изо­бра­жая епи­ско­па, ко­то­рый со­вер­ша­ет Кре­ще­ние. Слу­чай­но взгля­нув из окон сво­е­го до­ма, свя­той Алек­сандр уви­дел эту иг­ру и при­ка­зал при­ве­сти всех де­тей к се­бе. По­дроб­но рас­спро­сив де­тей, пат­ри­арх узнал, что они в сво­ей иг­ре со­вер­ша­ли все со­глас­но цер­ков­но­му уста­ву. По­сле то­го, по­со­ве­то­вав­шись с кли­ром сво­им, он при­знал со­вер­шен­ное Афа­на­си­ем Кре­ще­ние язы­че­ских де­тей ис­тин­ным и до­вер­шил его ми­ро­по­ма­за­ни­ем, ро­ди­те­лям же по­со­ве­то­вал, чтобы они вос­пи­та­ли их для свя­щен­ства.

Алек­сан­дрия пред­став­ля­ла то­гда мно­го средств для об­ра­зо­ва­ния ума, и Афа­на­сий изу­чал «круг на­ук». Глав­ное же вни­ма­ние бы­ло об­ра­ще­но им на изу­че­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния под ру­ко­вод­ством опыт­ных на­став­ни­ков. Как мож­но по­ла­гать по од­но­му из пер­вых со­чи­не­ний свя­то­го Афа­на­сия, это бы­ли пре­по­да­ва­те­ли зна­ме­ни­то­го Огла­си­тель­но­го учи­ли­ща в Алек­сан­дрии, да то­му же ис­по­вед­ни­ки за ве­ру. Ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние Афа­на­сия до­вер­ше­но бы­ло в об­ще­стве еги­пет­ских пу­стын­ни­ков, чьей ас­ке­ти­че­ской жиз­ни он под­ра­жал да­же в сане ар­хи­ерея.

Ко­гда Афа­на­сий до­ста­точ­но изу­чил на­у­ки, ро­ди­те­ли при­ве­ли его к свя­то­му пат­ри­ар­ху Алек­сан­дру, где он за­нял ме­сто в ка­че­стве лю­би­мо­го чле­на се­мьи, жи­вя со свя­ти­те­лем, как сын с от­цом. Та­ким об­ра­зом Афа­на­сий про­вел несколь­ко пло­до­твор­ных лет под кров­лей ува­жа­е­мо­го все­ми пер­во­свя­ти­те­ля. В сан диа­ко­на свя­той Афа­на­сий был ру­ко­по­ло­жен в 319 го­ду. Уже в это вре­мя Афа­на­сия сде­ла­ли из­вест­ным его со­чи­не­ния: «Про­тив языч­ни­ков» и «О во­пло­ще­нии Бо­га Сло­ва».

С са­мо­го на­ча­ла сво­е­го цер­ков­но­го слу­же­ния Афа­на­сий му­же­ствен­но бо­рол­ся с ере­ти­ка­ми и мно­го от них пре­тер­пел, осо­бен­но от ари­ан. Вме­сте со свя­ти­те­лем Алек­сан­дром он, еще бу­дучи диа­ко­ном, при­сут­ство­вал на Пер­вом Все­лен­ском Со­бо­ре в Ни­кее в 325 го­ду. На этом Со­бо­ре бы­ла изоб­ли­че­на и осуж­де­на ересь алек­сан­дрий­ско­го пре­сви­те­ра Ария, ко­то­рый учил, что Сын Бо­жий не рож­да­ет­ся пред­веч­но из су­ще­ства Бо­га От­ца, а со­тво­рен Им из небы­тия во вре­ме­ни, не еди­но­су­щен Ему и не рав­но­че­стен. Ари­ан­ская ересь за­клю­ча­ла в се­бе от­ри­ца­ние Бо­же­ства Иису­са Хри­ста и на­ше­го ис­куп­ле­ния Им, то есть этой ере­сью нис­про­вер­га­лось са­мо хри­сти­ан­ство.

Безум­ный Арий был от­лу­чен от об­ще­ния с Цер­ко­вью Хри­сто­вой и осуж­ден на за­то­че­ние. Од­на­ко, низ­вер­жен­ный и еле жи­вой, он, обу­ян­ный диа­воль­ской гор­ды­ней, не пре­кра­щал сво­ей борь­бы про­тив пра­во­сла­вия. Имея за се­бя пред ца­рем мно­гих хо­да­та­ев, осо­бен­но Ев­се­вия, епи­ско­па Ни­ко­ми­дий­ско­го, Арий через них ис­пра­ши­вал у Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го се­бе ми­ло­сти, го­во­ря, что спор яко­бы идет не о ве­ре, а толь­ко из-за пу­стых от­вле­чен­ных слов. Еще на Пер­вом Все­лен­ском Со­бо­ре ари­ане пред­ла­га­ли та­кой Сим­вол ве­ры, в ко­то­ром неопре­де­лен­ность вы­ра­же­ний о Сыне Бо­жи­ем да­ва­ла ме­сто пе­ре­тол­ко­ва­ни­ям ари­ан. Но свя­тые от­цы, ис­по­ве­дуя Сы­на Бо­жи­его «из сущ­но­сти От­ца» рож­ден­ным и «От­цу еди­но­сущ­ным», вклю­чи­ли эти вы­ра­же­ния в свой Сим­вол и тем утвер­ди­ли древ­нюю ве­ру «в Бо­га ис­тин­на от Бо­га ис­тин­на». Сим­вол этот под­пи­са­ли все чле­ны Со­бо­ра, да­же дер­жав­ши­е­ся сто­ро­ны ари­е­вой, – но эти под­пи­са­ли неис­крен­но, и гре­че­ский тер­мин, вы­ра­жа­ю­щий еди­но­су­щие Сы­на Бо­жия, «омо­усиос», чи­та­ли как «оми­усиос» (по­до­босущ­ный). Ев­се­вий и хо­тел пред­ста­вить ца­рю де­ло так, что меж­ду пра­во­слав­ны­ми и ари­а­на­ми про­ис­хо­дит лишь недо­ра­зу­ме­ние из-за раз­лич­но­го по­ни­ма­ния тер­ми­нов и вы­ра­же­ний Сим­во­ла, а не из-за сущ­но­сти ве­ры, и что Арий со­вер­шен­но со­гла­сен с сим­во­лом Ни­кей­ско­го Со­бо­ра. Царь по­ве­рил лож­ным уве­ре­ни­ям и поз­во­лил Арию воз­вра­тить­ся в Алек­сан­дрию.

Это об­сто­я­тель­ство бы­ло весь­ма тя­же­ло для свя­то­го Афа­на­сия как твер­до­го за­щит­ни­ка пра­во­сла­вия. В то вре­мя он был удо­сто­ен уже ар­хи­диа­кон­ско­го са­на. Сей во­ин Хри­стов пре­сле­до­вал опас­но­го ере­ти­ка, изоб­ли­чая его и пи­са­ни­я­ми сво­и­ми, и про­по­ве­дью. Афа­на­сий так­же по­буж­дал и свя­тей­ше­го ар­хи­епи­ско­па Алек­сандра Алек­сан­дрий­ско­го на­пи­сать по­сла­ние к ца­рю, и сам вме­сте с ним пи­сал. Но Кон­стан­тин Ве­ли­кий, по вну­ше­нию Ев­се­вия и не же­лая раз­до­ров, уже от­ве­чал им рез­ким по­сла­ни­ем, угро­жая да­же из­вер­же­ни­ем от са­на.

Вско­ре свя­ти­тель Алек­сандр пре­ста­вил­ся. Кон­чи­на по­сле­до­ва­ла пять ме­ся­цев спу­стя по воз­вра­ще­нии его с Пер­во­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра. Афа­на­сия в то вре­мя не бы­ло в Алек­сан­дрии. Остав­ляя свою паст­ву, уми­ра­ю­щий ста­рец ис­кал во­круг блуж­да­ю­щим взо­ром, ко­му бы по­ру­чить ее. «Афа­на­сий, Афа­на­сий! – взы­вал Алек­сандр. – Ты ду­ма­ешь убе­жать. Нет! не убе­жишь». Дей­стви­тель­но, Афа­на­сий дол­го от­ка­зы­вал­ся от этой вы­со­ты, но не из­бе­жал жре­бия, пред­на­зна­чен­но­го ему свы­ше. Ед­ва он явил­ся в Алек­сан­дрию, как на­род неот­ступ­но стал тре­бо­вать от со­брав­ших­ся епи­ско­пов, чтобы по­свя­ти­ли ему в епи­ско­па Афа­на­сия, и не успо­ко­ил­ся, по­ка не по­лу­чил же­ла­е­мо­го, хо­тя и про­тив во­ли са­мо­го Афа­на­сия. Это про­изо­шло в 326 го­ду.

В то вре­мя пре­по­доб­ный Па­хо­мий Ве­ли­кий пред­рек о свя­том сво­им уче­ни­кам: «Ко­гда был по­став­лен Афа­на­сий в епи­ско­пы, то нече­сти­вые лю­ди не одоб­ря­ли опре­де­ле­ния Бо­жия, над ним свер­шив­ше­го­ся, ука­зы­вая на мо­ло­дость его лет, и по­ку­ша­лись раз­де­лить Цер­ковь Бо­жию. Но мне Дух Свя­той ска­зал: «Я воз­двиг его, как столп и све­тиль­ник Церк­ви. Мно­го скор­бей и окле­ве­та­ний че­ло­ве­че­ских ждет его за бла­го­че­сти­вую ве­ру во Хри­ста. Но, по­бе­див все ис­ку­ше­ния, укреп­ля­е­мый Им до кон­ца, он воз­ве­стит Церк­вам еван­гель­скую ис­ти­ну!» Про­ро­че­ство свя­то­го по­движ­ни­ка сбы­лось пол­но­стью в жиз­ни пла­мен­но­го Хри­сто­нос­ца, от чье­го ор­ли­но­го ока не со­кры­лась ни од­на неправ­да.

Од­ним из пер­вых дел свя­то­го Афа­на­сия бы­ло обо­зре­ние сво­е­го об­шир­ней­ше­го окру­га. Свя­ти­тель Афа­на­сий пред­при­нял пу­те­ше­ствие до са­мых от­да­лен­ных пре­де­лов епар­хии по Ни­лу. Епи­ско­пы рас­кры­ва­ли пе­ред ним свои нуж­ды, ино­ки мно­го­чис­лен­ных мо­на­сты­рей встре­ча­ли свя­ти­те­ля-ас­ке­та сла­во­сло­ви­ем и бы­ли пер­вы­ми по­мощ­ни­ка­ми в его тру­дах. В жи­тии пре­по­доб­но­го Па­хо­мия опи­сы­ва­ет­ся по­се­ще­ние Та­венн­ско­го мо­на­сты­ря свя­тым Афа­на­си­ем. В то вре­мя там на­хо­дил­ся епи­скоп Тен­тир­ский Се­ра­пи­он.

Од­на­ко воз­об­но­вив­ши­е­ся сму­ты ари­ан вско­ре вновь при­влек­ли при­сталь­ное вни­ма­ние Алек­сан­дрий­ско­го ар­хи­епи­ско­па и уже не от­пус­ка­ли до кон­ца его дней. Ни в ком ари­ане не име­ли та­ко­го страш­но­го и неумо­ли­мо­го про­тив­ни­ка, как в свя­ти­те­ле Афа­на­сии, ко­то­рый вел с ни­ми бес­по­щад­ную борь­бу про­по­ве­дя­ми, со­чи­не­ни­я­ми и окруж­ны­ми по­сла­ни­я­ми, – и вы­нес из этой борь­бы по­бе­до­нос­ное зна­мя пра­во­сла­вия невре­ди­мым. Он мгно­вен­но во­ору­жал­ся на вра­гов Бо­га Сло­ва од­ним толь­ко ору­жи­ем – сло­вом ис­ти­ны. «Не ме­чом и стре­ла­ми, – го­во­рил он, – не с по­мо­щью во­и­нов воз­вра­ща­ет­ся ис­ти­на, но убеж­де­ни­ем и со­ве­том». В про­дол­же­ние этой борь­бы он сам под­вер­гал­ся бес­чис­лен­ным опас­но­стям, са­мой ди­кой кле­ве­те и смер­тель­ным го­не­ни­ям со сто­ро­ны ари­ан. Его неод­но­крат­но си­лой из­го­ня­ли из Алек­сан­дрии ари­ан­ству­ю­щие пра­ви­те­ли и ере­ти­ки-ца­ре­двор­цы. Го­да­ми он вы­нуж­ден был ве­сти жизнь стран­ни­ка, скры­ва­ясь в Гал­лии и Ита­лии, а так­же в пу­стыне – у свя­тых по­движ­ни­ков или да­же сре­ди зве­рей. При этом каж­дый раз Гос­подь чу­дес­ным об­ра­зом пре­ду­пре­ждал свя­то­го об опас­но­сти, укры­вал его от пре­сле­до­ва­те­лей и со­де­ло­вал неви­ди­мым да­же пе­ред взо­ром вра­гов. В из­гна­ни­ях он неуто­ми­мо пи­сал свои бес­смерт­ные тво­ре­ния во сла­ву Свя­той Тро­и­цы и на­но­сил ре­ши­тель­ное по­ра­же­ние ере­ти­кам, ка­кие бы изощ­рен­ные ин­три­ги они ни пле­ли, осо­бен­но по­сле устра­ша­ю­щей смер­ти Ария.

Ис­пы­ты­вая Сво­е­го во­и­на в гор­ни­ле стра­да­ний, Гос­подь по­сы­лал свя­то­му Афа­на­сию и мно­го­чис­лен­ных за­ступ­ни­ков. На­при­мер, в Гал­лии он поль­зо­вал­ся по­че­том и ува­же­ни­ем им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Млад­ше­го, ко­то­рый и го­да­ми, и пер­во­род­ством был пер­вым сре­ди бра­тьев. Ему неиз­мен­но по­мо­га­ли и вер­ные ду­хов­ные ча­да, под­вер­гая опас­но­сти свои соб­ствен­ные жиз­ни. Так, он ка­кое-то вре­мя скры­вал­ся у од­ной доб­ро­де­тель­ной де­ви­цы, ко­то­рая бы­ла по­свя­ще­на Бо­гу и жи­ла как ис­тин­ная ра­ба Хри­сто­ва. Он пре­бы­вал в тай­ной ком­на­те ее до­ма до са­мой кон­чи­ны ца­ря Кон­стан­ция, и ни­кто о нем ни­че­го не знал, кро­ме Бо­га и той де­ви­цы, ко­то­рая са­ма при­слу­жи­ва­ла ему и при­но­си­ла кни­ги, ка­кие ему тре­бо­ва­лись. Во вре­мя пре­бы­ва­ния там Афа­на­сий на­пи­сал мно­го со­чи­не­ний про­тив ере­ти­ков. А в дру­гой раз он до­воль­но про­дол­жи­тель­ное вре­мя про­вел в глу­бо­ком рве за­пу­стев­ше­го ко­лод­ца, ку­да один бо­го­лю­бец при­но­сил ему еду. Ко­гда свя­той Афа­на­сий жил в Ри­ме в про­дол­же­ние трех лет, то поль­зо­вал­ся ува­же­ни­ем ца­ря Кон­стан­та и па­пы Юлия. Имел он там се­бе дру­гом и свя­ти­те­ля Пав­ла, ар­хи­епи­ско­па Ца­ре­град­ско­го, так­же из­гнан­но­го нече­сти­вы­ми ере­ти­ка­ми со сво­е­го пре­сто­ла. В Алек­сан­дрию на за­щи­ту пра­во­сла­вия от ари­ан при­хо­дил Ан­то­ний Ве­ли­кий, с ко­то­рым свя­ти­тель Афа­на­сий был дру­жен. Ве­ли­ким по­движ­ни­ком бы­ло со­став­ле­но пись­мо им­пе­ра­то­ру Кон­стан­ти­ну Ве­ли­ко­му в под­держ­ку свя­то­го Афа­на­сия. Бла­го­го­вел пе­ред свя­ти­те­лем и пре­по­доб­ный Па­вел Фивей­ский, ис­про­сив­ший у Ан­то­ния Ве­ли­ко­го ман­тию свя­ти­те­ля для сво­е­го по­гре­бе­ния.

Не раз свя­ти­тель Афа­на­сий на­хо­дил во вре­мя го­не­ний при­ют у дру­гих еги­пет­ских пу­стын­но­жи­те­лей, пе­ре­хо­дя с ме­ста на ме­сто, чтобы не под­вер­гать бра­тию опас­но­стям. Од­ним из та­ких его дру­зей-по­движ­ни­ков был ав­ва Пам­во, име­ю­щий мо­на­стырь в Ан­ти­ное. Свя­той Афа­на­сий пре­бы­вал в этом мо­на­сты­ре в то вре­мя, ко­гда ту­да явил­ся свя­той Фе­о­дор Освя­щен­ный, Та­венн­ский на­сто­я­тель. Оба ав­вы все­гда по­мо­га­ли свя­ти­те­лю укры­вать­ся от пре­сле­до­ва­те­лей и са­ми вы­зы­ва­лись быть спут­ни­ка­ми. Поз­же эти про­зор­ли­вые стар­цы уте­ши­ли опаль­но­го свя­ти­те­ля сво­им пред­ре­че­ни­ем о ско­рой ги­бе­ли нече­сти­во­го Юли­а­на.

В свя­том гра­де Иеру­са­ли­ме свя­ти­тель Афа­на­сий с лю­бо­вью был при­нят свя­тей­шим Мак­си­мом ис­по­вед­ни­ком. Это бы­ло во вре­мя тре­тье­го воз­вра­ще­ния свя­то­го Афа­на­сия на Алек­сан­дрий­ский пат­ри­ар­ший пре­стол по­сле трех его из­гна­ний. Поз­же про­тив Афа­на­сия сно­ва на­ча­лись на­ве­ты и го­не­ния, и все преж­нее зло воз­об­но­ви­лось. О ха­рак­те­ре го­не­ний и о том, что про­ис­хо­ди­ло в это вре­мя в Алек­сан­дрии, свя­той Афа­на­сий сам рас­ска­зы­ва­ет сле­ду­ю­щее: «Сно­ва неко­то­рые, ища убить нас, при­шли в Алек­сан­дрию, и на­сту­пи­ли бед­ствия, же­сто­чай­шие преж­них. Во­и­ны вне­зап­но окру­жи­ли цер­ковь, и вме­сто мо­литв раз­да­лись вопли, вос­кли­ца­ния и смя­те­ние; все это про­ис­хо­ди­ло в Свя­тую Че­ты­ре­де­сят­ни­цу. За­вла­дев пат­ри­ар­шим пре­сто­лом, Ге­ор­гий Кап­па­до­кий­ский, из­бран­ный ма­ке­до­ня­на­ми и ари­а­на­ми, еще бо­лее воз­рас­тил зло. По­сле Пас­халь­ной сед­ми­цы де­ви­цы бы­ли за­клю­ча­е­мы в узы, епи­ско­пы свя­зан­ны­ми уво­ди­лись во­и­на­ми, до­ма си­рых и вдо­виц рас­хи­ща­лись, и в го­ро­де про­ис­хо­дил со­вер­шен­ней­ший раз­бой. Хри­сти­ане но­чью вы­хо­ди­ли из го­ро­да, до­ма за­пе­ча­ты­ва­лись; кли­ри­ки же бед­ство­ва­ли за сво­их бра­тий... По­сле Свя­той Пя­ти­де­сят­ни­цы на­род по­стил­ся и со­брал­ся по­мо­лить­ся при гроб­ни­це свя­щен­но­му­че­ни­ка Пет­ра... Стра­ти­лат Се­басти­ан, дер­жав­ший­ся ма­ни­хей­ской ере­си, с мно­же­ством во­и­нов, во­ору­жен­ных об­на­жен­ны­ми ме­ча­ми, лу­ка­ми и стре­ла­ми, во­рвал­ся в са­мую цер­ковь и на­пал на быв­ший там на­род... Тем же, ко­то­рые на­хо­ди­лись в церк­ви, Се­басти­ан при­чи­нил же­сто­чай­шую скорбь. Он при­ка­зал раз­жечь огром­ный ко­стер и, по­ста­вив дев близ ог­ня, при­нуж­дал их ис­по­ве­дать ари­е­ву ересь. Но ко­гда Се­басти­ан ока­зал­ся не в си­лах при­ну­дить их к это­му, так как уви­дел, что они со­всем не об­ра­ща­ют вни­ма­ния ни на огонь, ни на угро­зы, – об­на­жил их и по­ве­лел бить без по­ща­ды, ли­ца же их ис­сек на­столь­ко, что по про­ше­ствии про­дол­жи­тель­но­го вре­ме­ни род­ные ед­ва мог­ли узна­вать их. Му­жей же, ко­то­рых чис­лом бы­ло 40 че­ло­век, пре­дал но­во­му му­чи­тель­ству: их би­че­ва­ли жест­ки­ми и ко­лю­чи­ми вет­вя­ми толь­ко что сруб­лен­ной фини­ко­вой паль­мы и со­дра­ли им пле­чи, так что у неко­то­рых при­шлось несколь­ко раз вы­ре­зать те­ло вслед­ствие то­го, что иг­лы глу­бо­ко вон­зи­лись в него; дру­гие же, не вы­тер­пев бо­ли, умер­ли от язв. Всех же тех дев, ко­то­рых с осо­бен­ною же­сто­ко­стью му­чил, по­слал в за­то­че­ние в ве­ли­кий Оасим (оа­зис Ли­вий­ской пу­сты­ни, где с дав­не­го вре­ме­ни су­ще­ство­ва­ла гре­че­ская ко­ло­ния, слу­жив­шая так­же ме­стом ссыл­ки), а мерт­вые те­ла уби­ен­ных ни пра­во­слав­ным, ни сво­им не поз­во­лил взять... Вслед за тем из Егип­та и Ли­вии бы­ли со­сла­ны на из­гна­ние епи­ско­пы: Ам­мо­ний, Мо­ин, Га­ий, Филон, Ер­мий, Пав­лин, Пси­но­сир, Ли­на­мон, Ага­фон, Агам­фа, Марк, еще дру­гие Ам­мо­ний и Марк, Дра­кон­тий, Адел­фий, Афи­но­дор и пре­сви­те­ры Иеракс и Ди­о­скор; му­чи­те­ли так же­сто­ко угне­та­ли их, что неко­то­рые умер­ли в пу­ти, а дру­гие в ме­стах за­то­че­ний. На веч­ное же за­то­че­ние ари­ане осу­ди­ли бо­лее 30 епи­ско­пов, ибо зло­ба их бы­ла на­столь­ко силь­на, что ес­ли бы бы­ло воз­мож­но, они го­то­вы бы­ли бы из­гнать и ис­тре­бить ис­ти­ну с ли­ца всей зем­ли».

По смер­ти Кон­стан­ция на цар­ский пре­стол всту­пил Юли­ан. Утвер­див­шись на цар­стве, он пред все­ми от­рек­ся от Хри­ста, по­кло­нил­ся идо­лам, со­ору­дил по­всю­ду ка­пи­ща. Об­ли­ча­е­мый ве­ли­ки­ми стол­па­ми и учи­те­ля­ми цер­ков­ны­ми, Юли­ан воз­двиг на Цер­ковь же­сто­кое го­не­ние и в са­мом на­ча­ле го­не­ния во­ору­жил­ся про­тив свя­то­го Афа­на­сия как глав­но­го стол­па хри­сти­ан­ства. Сно­ва в Алек­сан­дрию бы­ло по­сла­но вой­ско, но разыс­ки­ва­ли толь­ко од­но­го Афа­на­сия, чтобы убить его. Он же, как и преж­де, прой­дя неза­ме­чен­ным сре­ди тол­пы, из­бег рук ищу­щих его. И та­кие го­не­ния про­дол­жа­лись по­чти до тех пор, по­ка сам на­род, под­няв мя­теж, не за­ста­вил пра­ви­те­лей вер­нуть свя­то­го на Алек­сан­дрий­скую ка­фед­ру.

Та­ким об­ра­зом, свя­ти­тель Афа­на­сий, пре­ста­ре­лый во­ин Хри­стов, по­сле дол­гих тру­дов и мно­гих по­дви­гов за пра­во­сла­вие, пе­ред са­мою уже кон­чи­ною сво­ею, на­сту­пив­шей в 373 г., по­жил непро­дол­жи­тель­но в ти­шине и ми­ре на сво­ей ка­фед­ре. Все­го же он епи­скоп­ство­вал 47 лет и пре­ем­ни­ком по се­бе на Алек­сан­дрий­ской ка­фед­ре по­ста­вил за пять дней до сво­ей кон­чи­ны свя­ти­те­ля Пет­ра, бла­жен­но­го дру­га сво­е­го, участ­ни­ка во всех сво­их бед­стви­ях. Поз­же свя­той Петр, ар­хи­епи­скоп Алек­сан­дрий­ский, му­че­ни­че­ски по­стра­да­ет в 311 го­ду.

Свя­ти­тель Афа­на­сий, по от­зы­вам совре­мен­ни­ков, от­ли­чал­ся непре­клон­ной твер­до­стью, ге­рой­ским му­же­ством и пла­мен­ной рев­но­стью в пра­во­слав­ной ве­ре. Все ис­пы­та­ния он пе­ре­но­сил с ве­ли­ким тер­пе­ни­ем, бо­рясь с про­тив­ни­ка­ми ис­клю­чи­тель­но ду­хов­ным ору­жи­ем. Свя­ти­тель имел ред­кое зна­ние лю­дей и об­ла­дал ис­кус­ством про­ни­кать в са­мые со­кро­вен­ные из­ги­бы их мыс­лей. Он вы­ра­бо­тал за­ме­ча­тель­ный такт в об­ра­ще­нии с людь­ми. «При­ят­ный в бе­се­де, Ан­ге­ло­по­доб­ный на­руж­но­стью», свя­той Афа­на­сий, по сви­де­тель­ству свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бо­го­сло­ва, «имел в се­бе все доб­ро­де­те­ли, его жизнь и нра­вы – пра­ви­ло для епи­ско­пов, его дог­ма­ты – за­ко­ны для пра­во­сла­вия». Все, ко­му бы­ло до­ро­го пра­во­сла­вие, об­ра­ща­лись к нему за со­ве­том, со­об­ра­зо­вы­ва­ли свое уче­ние с его уче­ни­ем.

Свя­той Афа­на­сий Ве­ли­кий был од­ним из ве­ли­чай­ших бо­го­сло­вов Древ­ней Церк­ви по­сле апо­сто­ла Пав­ла. Так как он всю жизнь свою про­вел в борь­бе с ари­а­на­ми, то и со­чи­не­ния его но­сят от­пе­ча­ток этой борь­бы. Важ­ней­шие из со­чи­не­ний свя­то­го Афа­на­сия: че­ты­ре Сло­ва про­тив ари­ан; По­сла­ние к Епи­к­те­ту, епи­ско­пу Ко­ринф­ско­му о бо­же­ствен­ной и че­ло­ве­че­ской при­ро­де в Иису­се Хри­сте; че­ты­ре Пись­ма к свя­то­му Се­ра­пи­о­ну, епи­ско­пу Тму­ит­ско­му, в ко­то­рых он до­ка­зы­ва­ет Бо­же­ство Свя­то­го Ду­ха и ра­вен­ство его с От­цом и Сы­ном (про­тив ма­ке­до­ни­ан, учив­ших, что Свя­той Дух есть слу­жеб­ная тварь, не име­ю­щая уча­стия в Бо­же­стве и сла­ве От­ца и Сы­на); По­сла­ние об опре­де­ле­ни­ях Ни­кей­ско­го Со­бо­ра в за­щи­ту «еди­но­су­щия»; кни­га о Свя­том Ду­хе. Вы­со­кий об­ра­зец пас­тыр­ской апо­ло­гии со­став­ля­ет пись­мо свя­то­го Афа­на­сия к им­пе­ра­то­ру Кон­стан­цию. Кро­ме то­го, из­вест­ны со­чи­не­ния свя­ти­те­ля, от­но­ся­щи­е­ся к объ­яс­не­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния. К чис­лу нра­во­учи­тель­ных со­чи­не­ний от­но­сят­ся по­сла­ние его к Ам­му­ну про­тив по­ри­ца­ю­щих су­пру­же­ство и по­сла­ние к Ру­фи­ни­а­ну о том, как при­ни­мать ере­ти­ков в Цер­ковь.

Од­но из са­мых на­зи­да­тель­ных со­чи­не­ний свя­то­го Афа­на­сия есть жи­тие Ан­то­ния Ве­ли­ко­го, ко­то­рое по­вли­я­ло на ты­ся­чи же­ла­ю­щих спа­се­ния. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст со­ве­то­вал чи­тать это жи­тие не толь­ко мо­на­ше­ству­ю­щим. Сам свя­ти­тель Афа­на­сий так­же хо­тел, чтобы при­мер ино­че­ской жиз­ни си­ял всем хри­сти­а­нам. Вос­пи­тан­ни­ков пу­сты­ни, все­гда го­то­вых на ли­ше­ния ра­ди ве­ры, он по­став­лял в епи­ско­пы, под­ра­жая при­ме­ру свя­ти­те­ля Алек­сандра Алек­сан­дрий­ско­го. Впо­след­ствии и в дру­гих Церк­вах, гля­дя на стро­гую, рев­ност­ную жизнь ино­ков, имен­но их ста­ра­лись вы­би­рать на епи­скоп­ские ка­фед­ры. Та­кие ар­хи­ереи, «ко­то­рые от юно­сти до пре­клон­ных лет под­ви­за­лись в пу­ты­ни», и до­се­ле наи­бо­лее нена­ви­ди­мы ере­ти­ка­ми и дру­ги­ми вра­га­ми Церк­ви за их непре­клон­ность в хри­сти­ан­ском ше­ствии и со­блю­де­ние свя­то­оте­че­ских пре­да­ний.

Свя­ти­тель Афа­на­сий имел ду­хо­нос­ных пре­ем­ни­ков, вдох­нов­ля­е­мых по­ле­том его бо­го­слов­ской мыс­ли и рев­но­стью о пра­во­сла­вии. Про­шло не бо­лее пя­ти или ше­сти лет по­сле на­пи­са­ния им пер­во­го пись­ма про­тив ари­ан, как всту­пил на то же по­при­ще бу­ду­щий свя­ти­тель Ва­си­лий Ке­са­рий­ский, за­тем свя­ти­те­ли Гри­го­рий Бо­го­слов, Гри­го­рий Нис­ский и дру­гие. Та­ким об­ра­зом, ше­сти­де­ся­ти­лет­ний ста­рец, из пу­сты­ни по­ра­жав­ший вра­га, от­няв­ше­го у него все, кро­ме его ве­ры, стал пред­во­ди­те­лем этой свя­щен­ной дру­жи­ны. Сво­им вы­со­чай­шим бо­го­сло­ви­ем свя­ти­тель Афа­на­сий Ве­ли­кий за­ло­жил ос­но­вы от­ве­там на все во­про­сы, ко­то­рые рас­смат­ри­ва­лись на се­ми Все­лен­ских Со­бо­рах.

Сам же свя­ти­тель Афа­на­сий пре­ста­вил­ся для по­лу­че­ния свет­лых вен­цов и воз­да­я­ния неиз­ре­чен­ных благ от Хри­ста Гос­по­да сво­е­го, ему же со От­цем и Свя­тым Ду­хом сла­ва и дер­жа­ва, честь и по­кло­не­ние, ныне и прис­но, и во ве­ки ве­ков.


См. так­же: "Жи­тие свя­то­го от­ца на­ше­го Афа­на­сия, ар­хи­епи­ско­па Алек­сан­дрий­ско­го" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Молитвы

Тропарь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Тропарь святителя Афанасия Великого

глас 3

Столп был еси православия,/ Божественными догматы подтверждая Церковь,/ священноначальниче Афанасие:/ Отцу бо Сына Единосущна проповедав,/ посрамил еси Ария./ Отче преподобне,/ Христа Бога моли// даровати нам велию милость.

показать все

Кондак святителя Афанасия Александрийского

глас 2

Православия насадив учения,/ злославия терпение изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне,// темже тя поем, Афанасие.

Кондак святителей Афанасия и Кирилла Александрийских

глас 4

Священноначальницы величайшии благочестия/ и доблии поборницы Церкве Христовы,/ вся соблюдите, поющия:/ спаси, Щедре,// верою чтущия Тя.

Ин тропарь святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских

глас 3

Делы возсиявше православия,/ все погасившие злославие,/ победителие, победоносцы бысте,/ благочестием вся обогативше,/ Церковь вельми украсивше,/ достойно обретосте Христа Бога,/ дарующаго нам велию милость.

Кондак святителя Афанасия Великого

глас 2

Православия насадив учения,/ злославия терния изсекл еси,/ умножив семя веры одождением Духа, преподобне,// темже тя поем, Афанасие.

Молитва святителю Афанасию Великому

О всехвальный и преславный святителю Афанасие Великий, за веру Православную ты был еси в долзех трудех, мнозех подвизех, в пятикратных изгнаниих и бегствех, претерпел еси многи клеветы и оболгания, многажды за ню хотеша врази твои убити тя, и токмо Сам Бог чудесно сохрани тя от смерти. И все сие ты претерпел еси от нечестивых еретиков - ариан, с ними же и боролся еси, и ихже, в пучине словес погрузив, терпением твоим препобедил еси, и, зловерие их от Церкве отгнав и православное учение насадив, умножил еси семя веры Христовой. Воистинну ты еси храбрый воин Христов, яко воин бо, до конца дний твоих славно боролся еси за правую веру со еретики. Воистинну ты еси столп веры Православныя, ибо никакоже поколебася вера твоя Православная от сих гонений еретических, но паче утвердися и укрепися, и не токмо у тя и у паствы твоей, но и во всей Церкви Христовей. К тебе молимся, угодниче Божий, испроси у Христа Бога нашего и нам имети веру непоколебиму и не уклонитися от праваго пути ея, но до конца дний своих пребыти на нем, не боящеся ни лести, ни прещения, ни даже гонения, и унаследовати Царство Небесное во славе Бога Отца и Сына и Святаго Духа, идеже ты и вси святии пребывают. Аминь.

Молитва святителям Афанасию и Кириллу Александрийским

О всесвятии отцы Афанасие и Кирилле, теплии наши заступницы, ересей потребители, благочестия защитители, недужным врачеве, в бедах помощницы и всем притекающым к вам теплии предстатели, помозите нам, грешным, в сем житии, и умолите Господа Бога даровати нам грехов оставление и Царствия Небеснаго наследие, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и ваше милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Каноны и Акафисты

Акафист святителям Афанасию Великому и Кириллу, архиепископам Александрийским

Кондак 1

Избрании от Небеснаго Пастыреначальника отцы наша, пресветлая двоице святителие Афанасие и Кирилле, великаго Александрийскаго града первопрестольницы, оружием креста и молитвы враги Церкве Христовы победившии, песньми духовными восхваляем вас, святых заступников наших. Вы же яко имущии дерзновение ко Господу, молитеся за Церковь Православную, за град ваш и вся люди с любовию зовущия:
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Икос 1

Ангели земнии и человецы небеснии явистеся, святителие Афанасие и Кирилле, егда озарившеся светом истиннаго богопознания, яко два светила просвещали есте по преемству друг другу на престоле патриаршем всю землю и яко велиции иерарси и учителие наши заградили есте еретиков злославных учение, благочестием напояюще верных. Темже и мы, истинною верою Христовою утвержденнии, воспеваем вам, защитникам Церкве Православныя, сице:
Радуйтеся, прелести мира сего отвергшии.
Радуйтеся, чистаго и непорочнаго жития неусыпающии хранители.
Радуйтеся, Единаго Христа всем сердцем возлюбившии.
Радуйтеся, волю свою воли Божией покорившии.
Радуйтеся, образ истинныя веры в себе показавшии.
Радуйтеся, мужественно иго Христово на себе возложившии.
Радуйтеся, божественныя премудрости исполненнии.
Радуйтеся, Духа Пресвятаго сосуди избраннии.
Радуйтеся, вернии делатели винограда Христова.
Радуйтеся, Церкве Православныя украшение.
Радуйтеся, архипастыри святыя Александрийския Церкве.
Радуйтеся, вечныя радости наследницы.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 2

Видя Сердцеведец Господь твердое твое изволение, мудрость и благочестие, поставляет тя, отче Афанасие, на свещнице Церкве Александрийския, да свет святаго Евангелиа возсияет во странах Востока и просвещеннии тобою людие воспевают Богу хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом светлым и сердцем чистым изволению Божию повинувшеся, иго Христово благое вземше, по стопам апостолов последовали есте на нивы духовныя, отцы наши Афанасие и Кирилле, обильно сеюще слово Божие, просвещающе паству свою благодатию и в вере истинней утверждающе многих. Темже и мы, вашими богомудрыми ученьми просвещаемии, взываем сице:
Радуйтеся, издетска Богом благословеннии.
Радуйтеся, в истинней простоте и безмолвии пожившии.
Радуйтеся, от юности себе Богу посвятившии.
Радуйтеся, еще во отрочестве любовию к слову Божию напоеннии.
Радуйтеся, житие иноческое возлюбившии.
Радуйтеся, Господеви верно послужившии.
Радуйтеся, благодать священства достойно восприявшии.
Радуйтеся, безкровную жертву о людех приносившии.
Радуйтеся, пастыри и учители Церкве премудрии.
Радуйтеся, апостолов достойнии преемницы.
Радуйтеся, неумолкающии глашатаи истиннаго благочестия.
Радуйтеся, града Александрии щите и ограждение.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 3

Силою разума своего, просвещеннаго благодатию, Троицу Единосущную: Отца Безначальнаго, Сына же воплощеннаго и Духа Всесвятаго проповедал еси, блаженне Кирилле, явив же ся Богородицы поборник и защитник от еретических учений. Мы же тя, яко божественнаго тайнописца Пребожественныя Троицы прославляем и твоим учением осиявшеся, воспеваем прославльшему тя Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще ревность велию по Бозе, оружием Креста Христова вооружившеся и меч слова Божия восприимше, яко добропобеднии воини Отца Небеснаго противустали есте врагу спасения диаволу, отцы всеблаженнии Афанасие и Кирилле, плевелы еретических учений скоро посекающе, душы заблуждших чад Божиих спасающе, верныя же во благочестии и вере православием укрепляюще. Темже и нас предстательством вашим просветите, любовию поющих тако:
Радуйтеся, в постничестве и воздержании великим пустынножителем поревновавшии.
Радуйтеся, примером вашея жизни обратившии многих ко Господу.
Радуйтеся, Евангельския истины благовестители.
Радуйтеся, наставницы наши во исповедании православныя веры.
Радуйтеся, Живоначальныя Троицы почитатели.
Радуйтеся, яко Серафими огнем любве ко Господу горящии.
Радуйтеся, искоренители еретическаго служения.
Радуйтеся, прославившии истиннаго Бога во Святей Троице покланяемаго.
Радуйтеся, безбожных и нечестивых обличители.
Радуйтеся, паствы вашея добрии хранители.
Радуйтеся, яко вами святая вера прославляется.
Радуйтеся, яко и мы грешнии имя ваше с верою призываем.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 4

Бурю злобы и ненависти воздвиже диавол, ища арианским зловерием погубити Церковь Христову чрез соблазненных им. Ты же, отче Афанасие, слово спасения в Никеи на Первем Вселенстем Соборе велегласно возгласил еси, Ариева мнения вся упразднил еси, и Святыя Троицы державу во всем мире проповедал еси. Темже во вся концы земли истинную веру благовествовал еси, верныя же научая Богу, Содетелю всех, с любовию воспевати: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше, святители Афанасие и Кирилле, глас Христов, к подвигу стояния за веру даже до смерти призывающий, Пастыреначальнику Христу последовасте, покоя не имуще ради неусыпных трудов во спасение паствы от волков, расхищающих ю, и подвиг сей чрез все житие ваше понесше, ныне вечный покой в райских обителех обретосте. Мы же очи сердец наших возводяще ко Господу, по долгу любве прославляем память вашу, со умилением зовуще сице:
Радуйтеся, Троицы Святыя вернии служители.
Радуйтеся, истины Христовы пламеннии ревнители.
Радуйтеся, еретическая учения безумнаго Ария мужественно обличившии.
Радуйтеся, поборницы правыя веры непоколебимии.
Радуйтеся, богомудрыми словесы уста заблуждших заградившии.
Радуйтеся, Церковь Христову от лжеучений сохраняющии.
Радуйтеся, пастыри, волков от стада Христова отгоняющии.
Радуйтеся, душу свою за чад духовных положите готовии.
Радуйтеся, сокровищницы богословия преизобильнии.
Радуйтеся, насадители истиннаго благочестия.
Радуйтеся, богоблаженнии исповедницы православныя веры.
Радуйтеся, ко спасению верным путеводители.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 5

Боготечная звезда, возсиявшая во Александрии, явился еси, святителю Кирилле, просвещаемый от Солнца Правды Христа Бога, своим немерцающим светом озаряющий страны Востока и якоже звезда Вифлеемская, верный путь ко Христу показал еси, да просвещеннии тобою людие воспоют Ему благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще чада Церкве Александрийския евангельское благовестие ваше и стояние до смерти за Церковь Христову и правду Божию, обращахуся от еретических заблуждений к истинней вере. Вы же, яко пастыри добрии, с любовию приимали есте ищущих спасения, Господа всем сердцем благодаряще за милость Его к кающымся. Сего ради радостными песнопеньми восхваляем вас, отцы святии, и глаголем:
Радуйтеся, молитвенницы, Духом Божиим озареннии.
Радуйтеся, светильницы, просвещающии души наша.
Радуйтеся, разум свой в послушание веры предавшии.
Радуйтеся, право славити Бога нам завещавшии.
Радуйтеся, благодатию Христовою еретическая мудрования побеждавшии.
Радуйтеся, верных от ересей оградившии.
Радуйтеся, диавола и слуг его обличившии.
Радуйтеся, преславнии верующих заступницы.
Радуйтеся, ревностию по вере пророку Божию Илии уподобившиися.
Радуйтеся, яко пророк Даниил и трие отроцы мужественно Бога прославившии.
Радуйтеся, чрез все житие на ниве Господней потрудившиися.
Радуйтеся, и по смерти от паствы своея любовию не отлучившиися.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 6

Проповедник истиннаго учения о Христе и Пречистей Его Матере миру явился еси, святителю отче Афанасие, силою благодатнаго слова твоего и богодухновенных писаний лесть богохульную Ария посрамил еси и многия беды от врагов Православия претерпел еси: изгнание неправедное от престола Александрийска, темничное заключение и гонения. Сего ради вси зряще тя, яко пастыря добраго, душу свою за овцы полагающаго, возопиим Богу прославляющему святыя Своя: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияли есте яко светила на небе церковнем, святители Афанасие и Кирилле, подвигом жития вашего показующе всем верным путь к незаходимому Свету Христу. Темже молим вас, помозите тму неверия и развращения в мире Божием разгнати, да вси любящии и чтущии Бога в духе и истине, взывают вам сице:
Радуйтеся, весь мир словесы вашими озарившии.
Радуйтеся, податели света Христова народом православным.
Радуйтеся, звезды светлыя, освещающия нас в нощи греховней.
Радуйтеся, Церкве Христовы незаходимое сияние.
Радуйтеся, истинныя веры ревнители.
Радуйтеся, яко во всех странах Востока изыде вещание учения вашего.
Радуйтеся, во изгнании и гонении от еретиков Бога благодарившии.
Радуйтеся, поношения многая от них мужественно претерпевшии.
Радуйтеся, поборницы веры во Христа неустрашимии.
Радуйтеся, всех, за истину гонимых, прибежище.
Радуйтеся, всем нам отцы духовнии и наставницы благочестия.
Радуйтеся, путеводители наши во Отечество Небесное.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 7

Хотяще изгнати тя с престола Церкве Александрийския, еретицы оклеветаша тя, святителю отче Кирилле, пред царем Феодосием. Егда же сей добрее твое житие уведе, абие посрами клеветавших и соборище их еретическое разгна, еретика же Нестория с патриаршаго престола Царьграда сверже, тя же постави главою Вселенскаго Собора во Ефесе. Ты же, отче святый, ересь Нестория на Соборе посрамив, Богородицу и Матерь Света возвеличил еси и Бога прославил еси, воспевая Ему благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго винограда Христова вашими труды насажденнаго достойнии делатели и хранители явистеся, отцы святии, и яко вернии раби Христовы, в радость Господа Своего вшедшии, на Небесех ныне ликовствуете и молитвами своими утверждаете веру нашу, ко спасению ходатаиствующе пред Богом за нас грешных, да благодарне воспеваем сице:
Радуйтеся, ересей Ария и Нестория обличители.
Радуйтеся, защитницы наши от зловредных мудрований.
Радуйтеся, наставницы заблуждших от пути праваго.
Радуйтеся, яко светом боговедения просвещаете помраченныя умом.
Радуйтеся, струями благодати сердца многих напоившии.
Радуйтеся, неусыпнии стражи нашего спасения.
Радуйтеся, воини Христовы, еще в жизни от Него славою венчаннии.
Радуйтеся, яко подвиги и труды ваша вернии немолчно воспевают.
Радуйтеся, богатство духовное многим людем принесшии.
Радуйтеся, к пристанищу спасения их направившии.
Радуйтеся, научающии нас радоватися о Господе.
Радуйтеся, скорби наша в радость претворяющии.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 8

Странно и дивно воистинну есть видети, како новая буря прииде на Церковь Божию, егда царь Иулиан вся идольская капища отверзе, жертвы ложным богам творя. И паки на тя, святителю Афанасие, воста, яко врази веры Христовы рекоша царю: «Аще Афанасиа не погубиши, несть мощно христианство извести». Ты же, отче святый, прерочествовал еси, яко сей мятеж скоро разрушится и противоборствовал еси богоотступнику Иулиану, умоляюще Господа и Пречистую Его Матерь разрушити злое его на христиан умышление, да вси вернии благодарно поют Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Вси сынове российстии проповедуют благодатную помощь вашу, святители предивнии Афанасие и Кирилле, от лет бо древних отцы наша уведеша вас, яко заступников от нашествий иноплеменных и избавителей от моровых поветрий. Темже и мы, вернии чада Церкве Христовы в земли Российстей, приносим вам хваление сие наше:
Радуйтеся, в земли Российстей верными возлюбленнии.
Радуйтеся, Православия в стране нашей поборницы.
Радуйтеся, о любящих и чтущих вас предстатели.
Радуйтеся, податели света Христова народом православным.
Радуйтеся, многим двери в Царствие Небесное отверзшии.
Радуйтеся, о спасении рода христианскаго ходатаи.
Радуйтеся, праведным житием вашим вся окрестныя страны удивившии.
Радуйтеся, яко вси благочестивии людие о именах ваших веселятся.
Радуйтеся, любве Христовы истиннии хранители.
Радуйтеся, христианом всех времен в молитвах наставницы.
Радуйтеся, венцем терпения на земли венчаннии.
Радуйтеся, светом вечным на Небеси осияннии.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися славному житию твоему на земли, святителю отче Кирилле, ибо показа тя Господь твердаго заступника Православия. Ты бо повсюду Евангельския истины возвещал еси, верных утешая и тако сохранял еси их от еретических учений. Темже и ныне не оставляй нас, грешных, но всех чад Божиих в православии и единомыслии утверди, да в радости духовней воспоем Троице Святей благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещанныя превзошли есте силою богодухновенных словес и писаний ваших, святители богомудрии Афанасие и Кирилле, вы бо воплощенное Слово богословили есте, просвещающе души многих, верно показующе им путь ко спасению, по немуже сами неуклонно шествовали есте до блаженныя кончины вашея. Мы же радующеся, яко таковы имамы учители жизни духовныя и молитвенники, прославляем вас, отцы святии, глаголюще:
Радуйтеся, пастыри добрии, о славе Господней ревновавшии.
Радуйтеся, дарованный вам талант приумножившии.
Радуйтеся, странницы земнии, во Отечество Небесное вшедшии.
Радуйтеся, с лики небесных сил ныне торжествующии.
Радуйтеся, светила, во тме заблуждения сущих озарившая.
Радуйтеся, сего ради велии во Царствии Божием нареченнии.
Радуйтеся, венцы исповедническими от Бога украшеннии.
Радуйтеся, в лице святителей великих славою многою превознесеннии.
Радуйтеся, богомудрии вселенныя учители.
Радуйтеся, со всеми угодники Божии о нас Господу молящиися.
Радуйтеся, яко вами прославляется вера христианская.
Радуйтеся, яко имена ваша написана суть на Небесех.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 10

Спасти хотя стадо Христово от погибели, святителю Афанасие, не убоялся еси прещений царских, ни клевет от еретиков, ни заключения темничнаго, но вся сия, яко доблий воин Христов претерпев, не преставал еси просвещати паству твою, моля ученики твоя твердо стояти во истинней вере, ниже козней вражиих устрашатися, но и в скорбех и напастех за вся благодарити Бога, поюще Ему песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Стена есте несокрушимая всем православным людем, двоице всехвальная и досточудная, святители Афанасие и Кирилле, ибо Небесе и земли Творец избра вас быти на земли твердии защитницы и непоколебимии столпи веры истинныя, и к лику великих святителей и учителей Церкве Христовы сопричте. Темже умолите благодати Божия сподобитися и в истине устояти всем нам, любящым вас и вопиющым таковая:
Радуйтеся, истину Христову пред людьми небоязненно вещавшии.
Радуйтеся, догматов церковных хранители.
Радуйтеся, божественная словеса в сердцах своих носившии.
Радуйтеся, богомудрыми писаньми вашими сокровище духовное нам оставившии.
Радуйтеся, душ наших от лести сатанинския защитницы.
Радуйтеся, яко молитвами вашими побеждаем козни диавольския.
Радуйтеся, душевных и телесных недугов наших целители.
Радуйтеся, напастьми обуреваемых тихое пристанище.
Радуйтеся, всякаго добра временнаго и вечнаго податели.
Радуйтеся, ходатаи наши пред престолом Судии Небеснаго.
Радуйтеся, яко чистым сердцем Бога ныне зрите.
Радуйтеся, яко и по отшествии в Небесныя обители попечения о нас не оставляете.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 11

Пение молебное наше, во храме пред чудотворною иконою вашею приносимое днесь, милостиво услышите, святители Христовы Афанасие и Кирилле, и требующым вашея благодатныя помощи будите предстатели и молитвенницы, вся благая им дарующе: недужным исцеление, скорбящым утешение, в напастех сущым избавление, да о вас радующеся и Бога славяще, воспоем Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарнии светильницы и чудотворцы явистеся, святители Божии Афанасие и Кирилле, от лет древних и до ныне Отечество наше не оставляющии: якоже бо глаголет о том древний летописец, во времена нашествия Батыева Велик Новград заступи Бог и вы, святители Христовы. Темже молим вас, отцы святии, прегрешений оставление даровати всем людем российским чтущым любовию святую память вашу и вопиющым тако:
Радуйтеся, яко во всех странах православных имена ваша прославляются.
Радуйтеся, яко и в земли Российстей церкви во имя ваше созидаются.
Радуйтеся, полчищам агарян путь на Великий Новград преградившии.
Радуйтеся, страны нашея великоименитии покровители.
Радуйтеся, град Москву храмом в вашу честь освятившии.
Радуйтеся, землю нашу и верных чад Церкве Русския возлюбившии.
Радуйтеся, яко сынове Российстии ходатайством вашим спасаются.
Радуйтеся, яко вси вернии молитвами вашими от бед и скорбей свобождаются.
Радуйтеся, в тяжких обстояниих и напастех надеждо наша и заступление.
Радуйтеся, всем нам в годину скорбей дивное утешение.
Радуйтеся, яко молитвами вашими Владыку всех умилостивляете.
Радуйтеся, яко вами красуется и укрепляется Церковь Христова.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 12

Благодать, данную вам от Бога ведуще, память вашу общую празднуем, святители Христовы Афанасие и Кирилле, и усердно к вашему честному образу притекающе, предстательством вашим, яко необоримою стеною ограждаемся, явистеся бо нам целители недугов, наставницы заблуждших и скории помощницы всем призывающым вас и воспевающым Христу Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще дивное ваше житие на земли и славу яже на Небеси, смиренно молим вас, святители Афанасие и Кирилле, силу свыше православным христианом на враги видимыя и невидимыя даровати; будите нам, отцы всеблаженнии, во всем благии помощницы, благословите нас миром и любовию, подайте нам твердую веру, чистоту жизни и страх Божий, да вси, душевний покой обретше, в радости воспоем вам тако:
Радуйся, Афанасие, безсмертию тезоименитый.
Радуйся, великий учителю Церкве Христовы.
Радуйся, Кирилле, суемудрия Несториева разорителю.
Радуйся, Александрийскаго престола славо и утверждение.
Радуйся, Афанасие, из Отечества твоего правды ради изгнанный.
Радуйся, в тайне любовию паствы твоея хранимый.
Радуйся, Кирилле, добре и верно за честь Пресвятыя Богородицы потрудивыйся.
Радуйся, яко исходу твоему Сама Пречистая Матерь Господа предстояще.
Радуйся, Афанасие, яко великий Антоний завеща тебе ризу свою.
Радуйся, яко мощи твоя во храме Святыя Софии Цареградския положени быша.
Радуйся, Кирилле, премудрости Божия проповедниче.
Радуйся, архиерею Бога Вышняго.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 13

О пастыри наши всехвальнии, святители Афанасие и Кирилле, приимите малое сие моление наше, от умиленнаго сердца вам приносимое, испросите нам у Христа Бога утверждение в вере истинней, еже ходити нам в заповедех Господних безпорочно, и к Царствию Небесному предстательством вашим приведите всех, да сподобимся радостно воспевати вкупе с вами победную песнь: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1 -й икос: «Избрании от Небеснаго Пастыреначальника... » и 1-й кондак: «Ангели земнии...»

Молитва святителям Афанасию и Кириллу Александрийским

О всесвятии отцы Афанасие и Кирилле, теплии наши заступницы, ересей потребители, благочестия защитители, недужным врачеве, в бедах помощницы и всем притекающым к вам теплии предстатели, помозите нам, грешным, в сем житии, и умолите Господа Бога даровати нам грехов оставление и Царствия Небеснаго наследие, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и ваше милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.