Боже́ственная су́щность (греч. Θεία Οὐσία) – принятое в православном богословии обозначение природы Бога, отличной от Его внешних действий; онтологическое содержание Божественных Ипостасей.
Православное богословие о Божественной сущности
Согласно учению Церкви, сущность (естество, природа) нетварного Божества непознаваема для тварного мира. Св. Василий Великий указывает, что нет ни одного понятия, которое могло бы объять всю природу Бога и способно ее выразить.
«...Я знаю, что Бог есть, – говорит св. Василий. – Но что такое есть сущность Его, поставляю сие выше разумения».
По мысли св. Григория Богослова, существо Божие есть «Святая Святых, закрываемая и от самих серафимов». Следуя святому, представлять себя знающим, что есть Бог равнозначно повреждению ума. Он утверждает, что «Божественная природа есть как бы море сущности, неопределенное и бесконечное, простирающееся за пределы всякого понятия о времени и природе».
По слову св. Григория Нисского, «велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности». Подобно обширному морю, Божественная природа не дает знаков, указующих на какое-либо начало.
«Бог не может быть охвачен ни именем, ни понятием, не иной какой постигающей силой ума, – изъясняет св. Григорий, – … Он пребывает выше всякого не только человеческого, но даже ангельского и премирного постижения».
Следуя св. Григорию Паламе, сущность Бога также безусловно непостижима не только для человеческого интеллекта, но и для всего ангельского мира. Сущность Бога непостижима потому, что «Бог превышает все существующее, и Он выше всякого естества».
Учение Церкви о непостижимости и трансцендентности Божественной сущности не противоречит возможности Богопознания, не умаляет его значения и не свидетельствует о невозможности познавать Бога. Неизреченная Божественная сущность, окутанная таинственным мраком по Своему «сокровенному местопребыванию» (Дионисий Ареопагит), обнаруживает свои свойства в Божественных действиях или энергиях. Именно в действиях Бог открывается тварному миру как Его Творец и Промыслитель.
Цитаты о божественной сущности
«Имена самые высокие, даже имя любовь выражают Божественную сущность, но ее не исчерпывают. Это – те атрибуты, те свойства, которыми Божество сообщает о Себе, но при этом Его сокровенный источник, Его природа никогда не может истощиться, не может пред нашим видением объективироваться. Наши очищенные понятия приближают нас к Богу, Божественные имена даже в каком-то смысле позволяют нам войти в Него, но никогда не можем мы постигнуть Его сущность, иначе Он определялся бы Своими свойствами; но Бог ничем не определяем и именно потому Он личен».
проф. В.Н. Лосский
Литература по теме
- О природе прп. Иоанн Дамаскин
- Свойства Божественной природы прп. Иоанн Дамаскин
- О существе Божием митр. Макарий (Булгаков)
- Простота Божественной природы, согласно учению святого Григория Паламы Г. Мандзаридис
- Бог Отец, Божественная сущность и ее атрибуты в латинской патристике А.Р. Фокин
- “Тварная сущность” и “Божественная сущность” в духовном богословии преподобного Симеона Нового Богослова архиеп. Василий (Кривошеин)
- Простота Божественной природы и различия в Боге по св. Григорию Нисскому архиеп. Василий (Кривошеин)
- Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у св. Василия Великого архиеп. Василий (Кривошеин)
- Природа Бога М. Мюррей, М. Рей
Комментировать