Анафематизмы

***

Анафемати́змы (от греч. ἀνάθεμα — отлу­че­ние) — опре­де­ле­ния дог­ма­ти­че­ского харак­тера, состав­лен­ные отдель­ными лицами (как, напри­мер, ана­фе­ма­тизмы свя­ти­теля Кирилла Алек­сан­дрий­ского) или соборно, направ­лен­ные на предо­сте­ре­же­ние веру­ю­щих от нару­ше­ния истин хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, гро­зя­щие их нару­ши­те­лям ана­фе­мой.

***

В чём суть анафематизмов, представленных в чине Торжества Православия Русской Церкви?

Ана­фе­ма­тизмы из чина Тор­же­ства Пра­во­сла­вия каса­ются, в той или ной сте­пени, мно­же­ства важ­ней­ших раз­де­лов дог­ма­ти­че­ского учения Церкви, как то: учения о Боге Самом в Себе; о Боже­ствен­ном Про­мысле; о Спа­се­нии чело­века; о Лице Гос­пода Иисуса Христа; о Пре­свя­той Бого­ро­дице; об апо­столь­ской про­по­веди; о бес­смер­тии чело­ве­че­ской души; о кон­чине мира; о Страш­ном Суде, воз­да­я­нии пра­вед­ным и греш­ным; о Таин­ствах Церкви; о Свя­щен­ном Пре­да­нии; о Собо­рах; об изли­я­нии даров Свя­того Духа Свя­того Духа при пома­за­нии госу­да­рей на цар­ство; о почи­та­нии пра­во­слав­ных икон.

Согласно их содер­жа­нию, ана­фема грозит тем, кто:

  • отри­цает бытие Божье;
  • утвер­ждает, что мир суще­ствует сам по себе, и что всё про­ис­хо­дя­щее в нём зави­сит не от Боже­ствен­ного Про­мысла, а от игры случая (фор­туны);
  • иска­жает учение о Боже­ствен­ных свой­ствах, напри­мер, отвер­гая такое Боже­ское свой­ство как духов­ность, или воз­ра­жая против Боже­ствен­ного мило­сер­дия, пра­вед­но­сти, пре­муд­ро­сти, все­мо­гу­ще­ства и пр.,
  • отри­цает еди­но­су­щие и рав­но­чест­ность Боже­ствен­ных Лиц;
  • отри­цает един­ство и нераз­дель­ность Боже­ских Ипо­ста­сей;
  • отри­цает, что При­ше­ствие в мир Сына Божьего, Его стра­да­ния, смерть и Вос­кре­се­ние были необ­хо­димы для нашего Спа­се­ния; и что именно через Искуп­ле­ние чело­век при­об­рёл воз­мож­ность спа­се­ния от греха, тления и cмерти;
  • отвер­гает учение Церкви о прис­но­дев­стве Божьей Матери;
  • отри­цает бого­дух­но­вен­ность апо­столь­ской про­по­веди;
  • отри­цает бес­смер­тие чело­ве­че­ской души, кон­чину мира, Суд Божий, вечное бла­жен­ство пра­вед­ни­ков и муки нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков;
  • отвер­гает дей­ствен­ность Таинств Церкви;
  • отвер­гает авто­ри­тет и досто­ин­ство при­знан­ных Цер­ко­вью Собо­ров;
  • отри­цает авто­ри­тет и досто­ин­ство Свя­щен­ного Пре­да­ния;
  • отвер­гает дей­ствие Про­мысла Божьего при воз­ве­де­нии пра­во­слав­ных госу­да­рей на цар­ство, а также низ­ве­де­ние на них даров Свя­того Духа при пома­за­нии на цар­ство;
  • отвер­гает необ­хо­ди­мость почи­та­ния святых пра­во­слав­ных икон.

Анафематизмы Константинопольского Поместного Собора 543 г.

  1. Кто гово­рит или думает, что души чело­ве­че­ския пред­су­ще­ство­вали, что они были прежде умами и свя­тыми силами, насла­жда­лись пол­но­тою боже­ствен­наго созер­ца­ния, а затем обра­ти­лись к худ­шему и чрез это охла­дили в любви к Богу, отчего и назы­ва­ются душами и в нака­за­ние посланы в тела, тот да будет ана­фема.
  2. Кто гово­рит или думает, что душа Гос­пода прежде суще­ство­вала и соеди­ни­лась с Богом Словом прежде вопло­ще­ния и рож­де­ния Его от Девы, — да будет ана­фема.
  3. Кто гово­рит или думает, что сна­чала во чреве святой Девы обра­зо­ва­лось тело Гос­пода нашего Иисуса Христа и затем с ним соеди­ни­лись Бог Слово и душа суще­ство­вав­шая уже прежде, — да будет ана­фема.
  4. Кто гово­рит или думает, что Слово Божие упо­доб­ля­лось всем небес­ным чинам, было для херу­ви­мов херу­ви­мом, для сера­фи­мов сера­фи­мом, и упо­доб­ля­лось всем вообще высшим силам, — да будет ана­фема.
  5. Кто гово­рит или думает, что тела чело­ве­че­ские в вос­кре­се­нии вос­ста­нут шаро­об­раз­ными, а не испо­ве­дует, что мы вос­ста­нем в пра­виль­ном виде, — да будет ана­фема.
  6. Кто гово­рит, что небо, солнце, луна, звезды, воды, кото­рые выше небес, суть суще­ства оду­шев­лен­ные и неко­то­рые разум­но­ве­ще­ствен­ные силы, — да будет ана­фема.
  7. Кто гово­рит или думает, что Гос­подь Хри­стос рас­пнется в буду­щем веке за демо­нов, как и за людей, — да будет ана­фема.
  8. Кто гово­рит или думает, что могу­ще­ство Бога огра­ни­чено, или что Он создал столько, сколько мог обнять, — да будет ана­фема.
  9. Кто гово­рит или думает, что нака­за­ние демо­нов и нече­сти­вых людей вре­менно и что после неко­то­рого вре­мени оно будет иметь конец, или что будет после вос­ста­нов­ле­ние демо­нов и нече­сти­вых людей, — да будет ана­фема.
  10. Ана­фема и Ори­гену, про­зван­ному ада­ман­то­вым, изло­жив­шему это, вместе с его нече­сти­вым, непо­треб­ным и пре­ступ­ным уче­нием, и вся­кому, кто дер­жится этих мыслей, или защи­щает их, или каким-нибудь обра­зом когда-либо осме­лится повто­рять их.
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки