Анафематизмы

AAA
(4 голоса5.0 из 5)

 

Анафемати́змы (от греч. ἀνάθεμα — отлучение) — определения догматического характера, составленные отдельными лицами (как, например, анафематизмы святителя Кирилла Александрийского) или соборно, направленные на предостережение верующих от нарушения истин христианского вероучения, грозящие их нарушителям анафемой.

В чём суть анафематизмов, представленных в чине Торжества Православия Русской Церкви?

Анафематизмы из чина Торжества Православия касаются, в той или ной степени, множества важнейших разделов догматического учения Церкви, как то: учения о Боге Самом в Себе; о Божественном Промысле; о Спасении человека; о Лице Господа Иисуса Христа; о Пресвятой Богородице; об апостольской проповеди; о бессмертии человеческой души; о кончине мира; о Страшном Суде, воздаянии праведным и грешным; о Таинствах Церкви; о Священном Предании; о Соборах; об излиянии даров Святого Духа Святого Духа при помазании государей на царство; о почитании православных икон.

Согласно их содержанию, анафема грозит тем, кто:
— отрицает бытие Божье;
— утверждает, что мир существует сам по себе, и что всё происходящее в нём зависит не от Божественного Промысла, а от игры случая (фортуны);
— искажает учение о Божественных свойствах, например, отвергая такое Божеское свойство как духовность, или возражая против Божественного милосердия, праведности, премудрости, всемогущества и пр.,
— отрицает единосущие и равночестность Божественных Лиц;
— отрицает единство и нераздельность Божеских Ипостасей;
— отрицает, что Пришествие в мир Сына Божьего, Его страдания, смерть и Воскресение были необходимы для нашего Спасения; и что именно через Искупление человек приобрёл возможность спасения от греха, тления и cмерти;
— отвергает учение Церкви о приснодевстве Божьей Матери;
— отрицает богодухновенность апостольской проповеди;
— отрицает бессмертие человеческой души, кончину мира, Суд Божий, вечное блаженство праведников и муки нераскаянных грешников;
— отвергает действенность Таинств Церкви;
— отвергает авторитет и достоинство признанных Церковью Соборов;
— отрицает авторитет и достоинство Священного Предания;
— отвергает действие Промысла Божьего при возведении православных государей на царство, а также низведение на них даров Святого Духа при помазании на царство;
— отвергает необходимость почитания святых православных икон.

Анафематизмы Константинопольского Поместного Собора 543 г.^

  1. Кто говорит или думает, что души человеческия предсуществовали, что они были прежде умами и святыми силами, наслаждались полнотою божественнаго созерцания, а затем обратились к худшему и чрез это охладили в любви к Богу, отчего и называются душами и в наказание посланы в тела, тот да будет анафема.
  2. Кто говорит или думает, что душа Господа прежде существовала и соединилась с Богом Словом прежде воплощения и рождения Его от Девы, — да будет анафема.
  3. Кто говорит или думает, что сначала во чреве святой Девы образовалось тело Господа нашего Иисуса Христа и затем с ним соединились Бог Слово и душа существовавшая уже прежде, — да будет анафема.
  4. Кто говорит или думает, что Слово Божие уподоблялось всем небесным чинам, было для херувимов херувимом, для серафимов серафимом, и уподоблялось всем вообще высшим силам, — да будет анафема.
  5. Кто говорит или думает, что тела человеческие в воскресении восстанут шарообразными, а не исповедует, что мы восстанем в правильном виде, — да будет анафема.
  6. Кто говорит, что небо, солнце, луна, звезды, воды, которые выше небес, суть существа одушевленные и некоторые разумновещественные силы, — да будет анафема.
  7. Кто говорит или думает, что Господь Христос распнется в будущем веке за демонов, как и за людей, — да будет анафема.
  8. Кто говорит или думает, что могущество Бога ограничено, или что Он создал столько, сколько мог обнять, — да будет анафема.
  9. Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, — да будет анафема.
  10. Анафема и Оригену, прозванному адамантовым, изложившему это, вместе с его нечестивым, непотребным и преступным учением, и всякому, кто держится этих мыслей, или защищает их, или каким-нибудь образом когда-либо осмелится повторять их.
Рейтинг@Mail.ru