Апокалипсис нужно читать сердцем — протоиерей Артемий Владимиров

Апокалипсис нужно читать сердцем — протоиерей Артемий Владимиров

(4 голоса5.0 из 5)

Откро­ве­ние апо­стола Иоанна Бого­слова, или Апо­ка­лип­сис,— послед­няя из книг Нового Завета и послед­няя из книг Биб­лии. Книга таин­ствен­ная, страш­ная и свет­лая одно­вре­менно. Книга, без кото­рой нет под­линно хри­сти­ан­ского осо­зна­ния бытия, и вокруг кото­рой при этом — масса мифов и кри­во­тол­ков. Об этой книге мы бесе­дуем с про­то­и­е­реем Арте­мием Вла­ди­ми­ро­вым — насто­я­те­лем храма Всех Свя­тых в Крас­ном Селе, заве­ду­ю­щим кафед­рой гомиле­тики Свято-Тихо­нов­ского бого­слов­ского уни­вер­си­тета, авто­ром мно­гих книг.

— Почему совре­мен­ному хри­сти­а­нину нужно читать Апо­ка­лип­сис? Чего должны мы искать в этой книге?

— Читать Откро­ве­ние Иоанна Бого­слова нужно потому, что само слово Божие побуж­дает нас к этому — Бла­жен чита­ю­щий и слу­ша­ю­щий слова про­ро­че­ства сего и соблю­да­ю­щий напи­сан­ное в нем; ибо время близко (Откр.1:3). И Цер­ковь своим Пре­да­нием сви­де­тель­ствует: книга Откро­ве­ния на про­тя­же­нии сто­ле­тий изу­ча­лась ею, хотя и не чита­лась непо­сред­ственно за бого­слу­же­нием. В Апо­ка­лип­сисе Гос­подь через Ангела Сво­его открыл апо­столу Иоанну судьбы мира, пока­зал осо­бен­но­сти той брани, кото­рую Цер­ковь Агнца ведет с древним змием — «баг­ря­ным дра­ко­ном». Читая Откро­ве­ние, мы полу­чаем пред­став­ле­ние о том, как лука­вый воюет с чадами Матери-Церкви и о том, какие каче­ства мы должны вос­пи­ты­вать в себе, чтобы в этой брани усто­ять и победить.

— Обы­ва­тель­ское, иначе говоря, диле­тант­ское вос­при­я­тие Апо­ка­лип­сиса таково: пред­ска­за­ние нашего буду­щего и, глав­ное, конца света. Во все вре­мена люди искали бук­валь­ных сов­па­де­ний апо­ка­лип­ти­че­ского про­ро­че­ства и совре­мен­ных им собы­тий. В год Чер­но­быль­ской ката­строфы вспом­нили звезду Полынь (Откр.8:10), поскольку чер­но­быль­ник — это именно полынь, а в минув­шее лето с его ано­маль­ной жарой и засу­хой — чашу, выли­тую анге­лом на солнце (Откр.16:8). Стоит ли зани­маться такими поис­ками? Как раз­ме­стить собы­тия Апо­ка­лип­сиса в зем­ном вре­мени, как отве­тить себе на вопрос: что уже про­изо­шло, что про­ис­хо­дит, что произойдет?

— Ста­вить вопрос таким обра­зом — стали ли мы уже непо­сред­ствен­ными сви­де­те­лями того, что пред­ска­зано в Апо­ка­лип­сисе, или еще нет — душе­вредно или, во вся­ком слу­чае, негра­мотно. Людям, кото­рые хотели бы видеть в Апо­ка­лип­сисе бук­валь­ное пред­ска­за­ние буду­щего, зача­стую все равно, что читать — Иоан­ново Откро­ве­ние или сочи­не­ния лже­про­ро­ков вроде Ностра­да­муса или Ванги. Слово Божие все­гда выше и глубже той исто­ри­че­ской кон­кре­тики, участ­ни­ками кото­рой мы все вольно или невольно ста­но­вимся. Све­сти Откро­ве­ние к кон­крет­ной исто­ри­че­ской эпохе невоз­можно. Свя­щен­ное Писа­ние велит нам рас­по­зна­вать дух вре­мени, в кото­ром мы живем, но при этом пом­нить: вре­мена и сроки Сво­его Вто­рого При­ше­ствия Гос­подь поло­жил в Своей вла­сти и блю­дет в тайне. Пра­во­слав­ные люди должны избе­гать соблаз­нов като­ли­че­ской и про­те­стант­ской среды, десятки раз пытав­шейся рас­шиф­ро­вать Апо­ка­лип­сис, при­вя­зать его содер­жа­ние к той или иной эпохе. Под­черк­нем еще раз цер­ков­ную мысль: Апо­ка­лип­сис имеет своим наме­ре­нием обра­тить чита­теля к его соб­ствен­ному сердцу; хочет дать ему импульс и духов­ные силы для сопро­тив­ле­ния стра­стям, к победе над лука­вым духом. Апо­ка­лип­сис дол­жен побуж­дать нас к молитве, трез­ве­нию, бодр­ство­ва­нию. Как гово­рит сама книга: держи, что име­ешь, дабы кто не вос­хи­тил венца тво­его (Откр.3:11). Дей­стви­тельно, если мы потру­димся как сле­дует изу­чить самые авто­ри­тет­ные тол­ко­ва­ния, начи­ная от свя­ти­те­лей Андрея Кеса­рий­ского и Иппо­лита Рим­ского и кон­чая таким тол­ко­ва­те­лем XIX века, как Мат­вей Васи­лье­вич Бар­сов, или заме­ча­тель­ной кни­гой ныне живу­щего свя­щен­ника Ген­на­дия Фаста, мы поме­стим Откро­ве­ние в кон­текст Свя­щен­ного Писа­ния, обре­тем ключ разу­ме­ния и не будем повто­рять оши­бок так назы­ва­е­мых неза­ви­си­мых бого­сло­вов, чуж­дых духа сми­ре­ния, тер­пе­ния, кро­то­сти и любви. Лучше при­ме­нять каж­дую из вели­че­ствен­ных кар­тин Апо­ка­лип­сиса не к гло­баль­ным собы­тиям совре­мен­но­сти, а к самим себе, позна­вая таким обра­зом соб­ствен­ные немощи и стра­сти, учась веро­вать в Бога все­мо­гу­щего и все­бла­гого, Про­мысл Кото­рого ведет Неве­сту Агнца — Мать-Цер­ковь и всех ее чад ко спасению.

Свя­той апо­стол Иоанн Бого­слов, сын Зеве­деев, брат Иакова, был люби­мым уче­ни­ком Хри­ста. Читая Еван­ге­лие, мы все время видим его рядом со Спа­си­те­лем: на горе Фавор; в доме, где лежала умер­шая и вос­кре­шен­ная Гос­по­дом дочь Иаира; на Тай­ной Вечере — при­пав­шим к груди Учи­теля — и, нако­нец — един­ствен­ного из уче­ни­ков! — у Кре­ста. Именно Иоанну уми­ра­ю­щий Иисус дове­рил свою Мать, и Она жила при нем до Сво­его Успе­ния. От Иоанна изо­шло Чет­вер­тое Еван­ге­лие и три вклю­чен­ных в ново­за­вет­ный канон Посла­ния, в пер­вом из кото­рых с под­линно апо­столь­ской силой утвер­жда­ется, что Бог есть любовь (Ин.4:8); именно поэтому Иоанна Бого­слова назы­вают апо­сто­лом любви.

После еван­гель­ских собы­тий Иоанн про­жил дол­гую жизнь, неустанно про­по­ве­дуя и име­нем Гос­под­ним творя чудеса. Житие повест­вует, что импе­ра­тор Доми­циан пытался каз­нить апо­стола, но, после того, как чаша с ядом не при­несла Иоанну ника­кого вреда, отпра­вил его в ссылку на Пат­мос — малень­кий ска­ли­стый ост­ро­вок в Эгей­ском море, тра­ди­ци­он­ное место ссылки. Пещера, в кото­рой апо­стол уеди­нился для молитвы и в кото­рой ему было дано Откро­ве­ние, сразу запи­сан­ное с его слов уче­ни­ком Про­хо­ром, сохра­ни­лась и до сего дня посе­ща­ема мно­го­чис­лен­ными паломниками.

Пер­вые извест­ные науке списки Апо­ка­лип­сиса дати­ру­ются II веком после Рож­де­ства Христова.

— Раз­мыш­ляя о судь­бах Церкви в совре­мен­ном мире и о самих себе в лоне Церкви, должно ли вспо­ми­нать Апокалипсис?

— Образ Церкви — Жены, обле­чен­ной в солнце,— как и все дру­гие вели­че­ствен­ные образы Апо­ка­лип­сиса, дол­жен вра­сти в созна­ние каж­дого хри­сти­а­нина, дабы мы чер­пали в них силы для несе­ния жиз­нен­ного кре­ста. Чита­ешь, что эта апо­ка­лип­ти­че­ская Жена обле­чена в солнце — разу­мей, что Цер­ковь водима корм­чим — Духом Свя­тым, и Хри­стос — Солнце правды — все­гда с нею. Слы­шишь о том, что Жена кри­чит от болез­ней рож­де­ния — вспо­ми­най слова апо­стола Павла: Дети мои, для кото­рых я снова в муках рож­де­ния, доколе не изоб­ра­зится в вас Хри­стос (Гал.4:19). Пони­май, что Мать-Цер­ковь носит нас в своем лоне и ожи­дает, покуда каж­дый из нас обре­тет нрав­ствен­ную сво­боду и под­лин­ное досто­ин­ство во Хри­сте, кото­рый соде­лал нас царями и свя­щен­ни­ками Богу и Отцу Сво­ему (см.: Откр.1:6). Разу­мей, что Цер­ковь в этом мире про­дол­жает мис­сию Хри­ста-Иску­пи­теля, все­гда согре­вает своим бла­го­дат­ным теп­лом и под­дер­жи­вает пут­ни­ков, иду­щих узкой сте­зей спа­се­ния. Не думай, что ты один на один с этим страш­ным чудо­ви­щем — миром, лежа­щим во зле, но почи­тай себя птен­цом, согре­ва­е­мым под кры­льями вели­кой птицы.

— Вы ска­зали уже о том, что Откро­ве­ние выше и глубже исто­ри­че­ской кон­кре­тики и несво­димо к ней. Но коль скоро Апо­ка­лип­сис — неотъ­ем­ле­мая часть нашего хри­сти­ан­ского созна­ния, мы не можем не вос­при­ни­мать исто­ри­че­ские собы­тия и через эту призму тоже. Страш­ные ката­строфы ХХ века, зве­ри­ный оскал двух миро­вых и неис­чис­ли­мых локаль­ных войн — не повод ли ска­зать, что анти­христ явился, мы его видим?

— Напомню, Откро­ве­ние напо­ми­нает нам о трех страш­ных суще­ствах: одно низ­вер­жено с неба, это баг­ря­ный дра­кон, пад­ший дух (см.: Откр.12), дру­гое выхо­дит из моря, это сын поги­бели, анти­христ (см.: Откр.13), а тре­тий, выхо­дя­щий из земли, это лже­про­рок, он застав­ляет всю землю и живу­щих на ней покло­няться пер­вому зверю (Откр.13:12). Своим нечи­стым духом анти­христ уже при­сут­ствует в мире, дей­ствуя через мно­го­чис­лен­ных лже­про­ро­ков, имена кото­рых нет нужды упо­ми­нать. Но явле­ние самого «чело­века греха» удер­жи­ва­ется бла­го­да­тью Свя­того Духа по при­чине бла­го­че­стия пра­во­слав­ных наро­дов и осо­бенно тех подвиж­ни­ков бла­го­че­стия, молитвы кото­рых слы­шит Бог. Без­условно, минув­ший век явил осо­бую демо­ни­че­скую актив­ность, раз­ру­ши­тель­ную и смер­то­нос­ную дея­тель­ность дья­вола — как будто бы он осво­бо­дился из тех мрач­ных недр, куда он был поверг­нут Хри­сто­вым нис­хож­де­нием во ад, Его вос­кре­се­нием и вос­хож­де­нием на небо. Насту­пив­шее тыся­че­ле­тие озна­ме­но­ва­лось осво­бож­де­нием новых и новых пол­чищ духов, кото­рые пред­став­лены в Апо­ка­лип­сисе в виде жаб, обо­льща­ю­щих Все­лен­ную (Откр.16:13). Мы не оши­бемся, если ска­жем, что это духи блуда, гор­дыни и среб­ро­лю­бия, сово­куп­ное дей­ствие кото­рых заква­ши­вает атмо­сферу совре­мен­ной бого­от­ступ­ни­че­ской циви­ли­за­ции. Однако отож­деств­лять такие явле­ния, как наступ­ле­ние на нас юве­наль­ной юсти­ции и секспро­света, с явле­нием упо­мя­ну­тых духов было бы все же не совсем кор­ректно. Зем­ная реаль­ность дро­бится и мно­жится, а образы Апо­ка­лип­сиса, как уже ска­зано, много пре­вос­хо­дят любое из зем­ных явлений.

— Свя­за­ние сатаны на тысячу лет и предо­став­ле­ние ему затем недол­гой сво­боды — как это пони­мать? Как соот­не­сти с зем­ным вре­ме­нем и зем­ной исто­рией? Или вовсе не надо соотносить?

— Свя­зы­ва­ние пад­шего Ден­ницы золо­той цепью есть не что иное как послед­ствие бого­во­пло­ще­ния и иску­пи­тель­ного подвига Хри­стова, завер­шив­ше­гося соше­ствием Свя­того Духа на апо­сто­лов. Это тыся­че­лет­нее заклю­че­ние сатаны тож­де­ственно тыся­че­лет­нему Цар­ствию Хри­стову на земле; срок его не дол­жен отож­деств­ляться с тыся­чей наших кален­дар­ных лет. Свя­щен­ное Писа­ние нико­гда не наста­и­вает на бук­валь­ном пони­ма­нии чисел, но все­гда пред­став­ляет нам их в сим­во­ли­че­ском зна­че­нии. Тысяча лет Цар­ствия Хри­стова — это время Церкви воин­ству­ю­щей, это время спа­се­ния чело­ве­че­ского рода в лоне Матери-Церкви — вплоть до лет послед­них, когда дья­волу будет доз­во­лено с вели­кой наг­ло­стью и дер­зо­стью вести обо­льще­ние наро­дов вслед­ствие их доб­ро­воль­ного отчуж­де­ния от Церкви. Инту­и­тивно все мы чув­ствуем, какую силу каж­до­дневно наби­рает миро­вое зло из-за отступ­ни­че­ства неко­гда хри­сти­ан­ских наро­дов и доб­ро­воль­ной сдачи ими пози­ций в пользу анти­хри­сти­ан­ского духа.

— Однако пер­вые чита­тели Апо­ка­лип­сиса вос­при­ни­мали его очень непо­сред­ственно, соот­но­сили со сло­вами Спа­си­теля о ско­ром Вто­ром При­ше­ствии и ждали конца вре­мен бук­вально со дня на день.

— Давайте вспом­ним, как моли­лись пер­вые хри­сти­ане: «Гос­поди, да прейдет мир сей». Посла­ния апо­стола Павла гово­рят нам, что чая­ние чадами древ­ней Церкви Вто­рого и Страш­ного При­ше­ствия Иисуса Хри­ста было оче­вид­но­стью их внут­рен­ней жизни. Живя в эпоху муче­ни­че­ства, уче­ники Хри­стовы выдер­жи­вали лютую брань с диа­во­лом и побеж­дали его про­ли­тием соб­ствен­ной крови. Они моли­лись о том, чтобы этот мир — мир, пол­ный скверны, неправды, мир, още­рив­шийся на них, хри­стиан, подобно хищ­ному зверю — усту­пил, нако­нец, место тор­же­ству боже­ствен­ной правды. Однако Дух Свя­той, жив­ший в серд­цах апо­сто­лов, ука­зы­вал этим флаг­ма­нам хри­сти­ан­ства на то, что тайне спа­се­ния чело­ве­че­ского рода над­ле­жит еще совер­шаться в веках. В про­тив­ном слу­чае, апо­столы не писали бы о гря­ду­щих послед­них вре­ме­нах, о вре­ме­нах, когда люди настолько раз­вра­тятся (вни­мая обо­льща­ю­щим их пад­шим духам), что ста­нут само­лю­бивы, среб­ро­лю­бивы, горды, над­менны, зло­ре­чивы… име­ю­щие вид бла­го­че­стия, силы же его отрек­ши­еся (2 Тим.3:2–5). Взя­тые в сово­куп­но­сти ново­за­вет­ные книги гово­рят об опре­де­лен­ной исто­ри­че­ской пер­спек­тиве. Они гово­рят о том, что подвиг Церкви не закан­чи­ва­ется апо­столь­скими вре­ме­нами и геро­и­че­ской эпо­хой муче­ни­че­ства. Однако само зем­ное время пред­став­ля­ется взору хри­стиан чем-то очень быстро пре­хо­дя­щим: Близ есть при две­рех (Мф.24:33). Чем духов­нее носи­тель хри­сти­ан­ской веры, чем более пре­об­ра­жен он воз­дей­ствием Духа Свя­того, тем на боль­шую духов­ную высоту он под­ни­ма­ется и тем лучше он спо­со­бен с высоты сво­его молит­вен­ного полета уви­деть хри­сти­ан­скую исто­рию как еди­ный миг — не деля ее на про­шлое и буду­щее. Поэтому для разу­ме­ния апо­столь­ских про­ро­честв, в том числе и апо­ка­лип­ти­че­ских, мало знать свет­скую и цер­ков­ную исто­рию. Важно носить в себе нача­ток Духа Свя­того, кото­рый помо­гает нам в еди­ной пер­спек­тиве и ретро­спек­тиве созер­цать про­шед­шее, насто­я­щее и буду­щее и, таким обра­зом, разу­меть таин­ствен­ные и непо­сти­жи­мые в своей глу­бине слова Откровения.

— Можно дога­даться, что под вли­я­нием Откро­ве­ния фор­ми­ру­ются пред­став­ле­ния о посмерт­ной судьбе чело­века, о веч­ной гибели или спа­се­нии, о конце вре­мен и Страш­ном Суде. Именно здесь люди чаще всего задают вопросы, кажу­щи­еся наив­ными: сразу ли после смерти душа чело­века попа­дает в ад или в рай, насту­пит ли конец света в кон­крет­ный, кален­дарно опре­де­ля­е­мый день или как? Или об этом лучше не задумываться?

— Заду­мы­ваться должно: все люд­ские недо­уме­ния должны раз­ре­шаться в свете Божи­его Откро­ве­ния. Свя­щен­ное Писа­ние и Свя­щен­ное Пре­да­ние — вот два крыла, кото­рые могут выне­сти любого вопро­ша­ю­щего из тем­ноты его недо­уме­ний на свет Божий. Рай и ад, по уче­нию Церкви, откры­ва­ются после Вто­рого и Страш­ного При­ше­ствия Хри­стова. В пред­две­рии Суда судьба каж­дой души чело­ве­че­ской опре­де­ля­ется пред­вку­ше­нием — либо адских мук, либо рай­ского бла­жен­ства. Муче­ники, про­лив­шие кровь за веру, спо­доб­ля­ются «пер­вого вос­кре­се­ния». Они духом своим живы в Боге, и их уже не стра­шит «смерть вто­рая», то есть веч­ная поги­бель. Те же, кто скон­чался либо в доб­ром испо­ве­да­нии, либо в отчуж­де­нии от Бога по неве­де­нию или по оже­сто­че­нию сво­ему — в пер­вом слу­чае насла­жда­ются мыс­лью о пра­вед­ном воз­да­я­нии, при­ча­ща­ются Боже­ствен­ной бла­го­дати, кото­рая рас­кры­лась для них уже здесь, на земле, в подвиге их пока­я­ния, а во вто­ром томятся и ужа­са­ются Вто­рого При­ше­ствия и того окон­ча­тель­ного осуж­де­ния, кото­рое постиг­нет диа­вола и всех его при­спеш­ни­ков и слу­жи­те­лей. Под­счи­ты­ва­ние кон­крет­ных «вре­мен и сро­ков» (и даже дат) наступ­ле­ния Страш­ного Суда свой­ственно исклю­чи­тельно сек­тант­ским, ере­ти­че­ским веро­уче­ниям, это дело людей, чуж­дых Матери-Церкви. Цер­ковь учит нас все­цело дове­ряться Про­мыслу Божи­ему: не пытаться «дешиф­ро­вать» Откро­ве­ние, но чер­пать от него дух бод­ро­сти и веры, вве­ряя себя все­цело Божией мило­сти, забо­тясь только об одном — чтобы наш соб­ствен­ный уход из этого мира не застал нас неподготовленными.

— Как отра­жа­ется Апо­ка­лип­сис в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии, в част­но­сти, в Боже­ствен­ной литур­гии? Почему он, в отли­чие от Еван­ге­лий и апо­столь­ских посла­ний, нико­гда не чита­ется за богослужением?

— Как книга, при­над­ле­жа­щая Церкви, Апо­ка­лип­сис нико­гда не оста­вался под спу­дом. Сви­де­тель­ство тому — те заме­ча­тель­ные по древ­но­сти и глу­бине пости­же­ния тол­ко­ва­ния этой книги, о кото­рых я здесь уже гово­рил. В древ­но­сти апо­столь­ские книги не чита­лись инди­ви­ду­ально, они про­чи­ты­ва­лись и изу­ча­лись всем хри­сти­ан­ским обще­ством, и суще­ство­вала тра­ди­ция про­чи­ты­вать Апо­ка­лип­сис Вели­ким Постом — хотя и не за бого­слу­же­нием. За бого­слу­же­нием Апо­ка­лип­сис дей­стви­тельно не чита­ется, потому, может быть, что уста­но­ви­лась тра­ди­ция чте­ния апо­столь­ских Посла­ний, нахо­дя­щихся в пол­ном согла­сии и резо­нансе с Апо­ка­лип­си­сом. Ведь тол­ко­ва­тели все­гда соот­но­сят главы об анти­хри­сте, о лже­про­роке с соот­вет­ству­ю­щими местами из Посла­ния апо­стола Павла к Фес­са­ло­ни­кий­цам и из Посла­ний самого Иоанна Бого­слова. Что же каса­ется пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния — оно нахо­дится в тес­ней­шей связи с виде­ни­ями Апо­ка­лип­сиса. Свя­щен­ный воз­глас «Бла­го­сло­венно Цар­ство» (см.: Откр.12:10 — Ныне настало спа­се­ние, и сила, и Цар­ство Бога нашего; Откр.12:6 — воца­рился Гос­подь Бог Все­дер­жи­тель), Пре­стол, семи­свещ­ник и жерт­вен­ник в алтаре, Еван­ге­лие на пре­столе, то, что просфору, упо­треб­ля­е­мую для Евха­ри­стии, мы назы­ваем Агн­цем — все это отра­же­ние Иоан­но­вых виде­ний. Нет ника­кого смысла отде­лять Апо­ка­лип­сис от всего кор­пуса книг Нового Завета, равно как и от всего Свя­щен­ного Писа­ния, ведь эле­менты апо­ка­лип­ти­че­ских про­зре­ний мы нахо­дим и у про­рока Исаии, и у Иезе­ки­иля, и даже в кор­пусе книг, не вошед­ших в канон — суще­ствует, напри­мер, так назы­ва­е­мый апо­ка­лип­сис Еноха.

— Апо­ка­лип­сис — очень слож­ная для нас книга, язык ее сим­во­лов нуж­да­ется в пере­воде. Как нам ее читать, какими тол­ко­ва­ни­ями пользоваться?

— Без­условно, нужно поль­зо­ваться тол­ко­ва­ни­ями. Один из наи­бо­лее удач­ных тру­дов совре­мен­но­сти — глу­боко уко­ре­нен­ная в Пре­да­нии Церкви книга про­то­и­е­рея Ген­на­дия Фаста «Тол­ко­ва­ние на Апо­ка­лип­сис». Он обоб­щает труды преды­ду­щих бла­го­че­сти­вых тол­ков­ни­ков и может быть при­знан образ­цо­вым. Тем паче труд Мат­вея Бар­сова, одного из уче­ных-биб­ле­и­стов XIX сто­ле­тия. Их иссле­до­ва­ния соот­но­сятся с писа­ни­ями пре­по­доб­ного Ефрема Сирина и назван­ными уже здесь тол­ко­ва­те­лями древ­ней Церкви. Однако, если ты не успел еще добраться до свя­ти­теля Андрея Кеса­рий­ского, это не зна­чит, что ты не можешь читать Апо­ка­лип­сис само­сто­я­тельно. Отка­жись лишь от этой лука­вой мысли — меха­ни­че­ски при­кла­ды­вать чита­е­мое к совре­мен­ным тебе поли­ти­че­ским собы­тиям. Про­еци­руй чита­е­мое в глу­бину тво­его соб­ствен­ного сердца, чер­пай от Писа­ния непо­сред­ствен­ное нази­да­ние. При­мер — посла­ния семи Асий­ским Церк­вам. Пре­да­ние не поз­во­ляет нам отне­сти эти главы Откро­ве­ния ко всему исто­ри­че­скому пери­оду Церкви воин­ству­ю­щей, но бла­го­че­сти­вый чита­тель Апо­ка­лип­сиса может при­ме­нить то, что он читает, к самому себе. Это тебя Гос­подь упре­кает в охла­жде­нии любви к ближ­нему — имею про­тив тебя то, что ты оста­вил первую любовь твою (Ангелу Ефес­ской Церкви — Откр.2:4), тебя обли­чает в отступ­ни­че­стве и при­зы­вает пока­яться (Ангелу Сар­дий­ской Церкви — Я не нахожу, чтоб дела твои были совер­шенны перед Богом моим. Вспомни, что ты при­нял и слы­шал, и храни, и покайся — Откр.3:1–3), это тебя Он назы­вает ни холод­ным, ни горя­чим, но только теп­лым (Ангелу Лаоди­кий­ской Церкви — Откр.3:15–16)1. Гос­подь хочет, чтобы ты был све­тиль­ни­ком горя­щим, чтобы ты был воис­тину жив, а не мертв (Откр.3:1), чтобы ты был хри­сти­а­нин в дей­стви­тель­но­сти, а не только по назва­нию. Гос­подь хочет, чтобы ты под­ра­жал в рев­но­сти свя­тым апо­сто­лам и не боялся ника­кого страха, зная, что надо удер­жать венец жизни (Откр.3:11) и побе­дить лука­вого, кото­рому попу­щено вести брань с чадами Церкви. В каж­дой черте и букве Апо­ка­лип­сиса — пре­муд­рость, кото­рая питает сердце бла­го­че­сти­вого чита­теля, и именно так — с откры­тым, тре­пет­ным и сми­рен­ным серд­цем — мы должны при­сту­пать к этой вещей книге.

Бесе­до­вала Марина Бирюкова

Жур­нал «Пра­во­сла­вие и совре­мен­ность» № 17 (33)

Примечание

1 Ска­зан­ное, разу­ме­ется, не отри­цает, что слова Ангела были обра­щены к кон­крет­ным хри­сти­ан­ским церк­вам-общи­нам Малой Азии

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки