Как общаться с людьми другой веры

Как общаться с людьми другой веры

(25 голосов4.6 из 5)

Ауди­о­за­пись бесед извест­ного мис­си­о­нера про­то­и­е­рея Олега Сте­ня­ева на тему: «Как общаться с людьми дру­гой веры». Выступ­ле­ние было сде­лано в Витеб­ске в 2006 г.

Насто­я­щая запись раз­ме­щена по бла­го­сло­ве­нию про­то­и­е­рея Олега Сте­ня­ева.

“Как общаться с людьми дру­гой веры”

Ска­чать плей­лист в фор­мате M3U
Ска­чать всю книгу в фор­мате M4B 
Как слу­шать книги офлайн?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

9 комментариев

  • Эмили, 07.04.2016

    Здрав­ствуйте, отец Олег,
    Стар­ший брат моего мужа стал буд­ди­стом и женился на жен­щине тайке буд­дистке из Тай­ланда, я пони­маю что мне нужно быть веро­тер­пи­мой, но на семей­ных встре­чах мне трудно с ними общаться, они настро­ены про­тив хри­сти­ан­ства и всем своим пове­де­ние про­по­ве­дуют буд­дизм. От них веет холо­дом душев­ным и лице­ме­рием. Как пра­во­слав­ному вести себя на семей­ных встре­чах с этой буд­дист­ской парой, пока я ста­ра­юсь ней­трально избе­гать встречи с ними. Это труд­ная для меня ситу­а­ция, мне очень неуютно в их при­сут­ствии. Пожа­луй­ста посо­ве­туйте. Спа­сибо заранее.

    Ответить »
  • Прот. Олег Стеняев, 15.02.2014

    Сама­ряне, или еван­гель­ское уче­ние об
    отно­ше­нии к неправоверным

    Биб­лей­ское уче­ние о сама­ря­нах (с уче­том общей задачи дан­ной работы) заслу­жи­вает еще боль­шего нашего вни­ма­ния. Сама­ряне — клас­си­че­ская секта, воз­ник­шая внутри иудаизма.
    Сама­ряне: Этни­че­ско-рели­ги­оз­ная группа, клас­си­че­ская секта внутри иуда­изма. Дан­ная этни­че­ская группа воз­никла из сме­ше­ния евреев, насе­ляв­ших Север­ное (Изра­иль­ское) цар­ство, с пере­се­лен­цами из раз­ных обла­стей асси­рий­ской импе­рии (4 Цар. 17, 24; 1 Езд. 4, 9–10), кото­рые и засе­лили опу­стев­шие (после изгна­ния евреев в Вави­лон) города Сама­рии. Пер­во­на­чально сама­ряне окорм­ля­лись иудей­скими свя­щен­ни­ками (леви­тами — 4 Цар. 17, 27), но позже они создали свое соб­ствен­ное свя­щен­ство, аль­тер­на­тив­ное иудей­скому. Есть у сама­рян и свой соб­ствен­ный (аль­тер­на­тив­ный) текст Торы (Пяти­кни­жия Мои­сея), извест­ное «Сама­рян­ское Пяти­кни­жие». Дан­ный текст имеет отли­чия от масо­рет­ского (еврей­ского) тек­ста пяти пер­вых книг Биб­лии. Так, напри­мер, назва­ние горы «Гевал» (Втор. 27, 4) заме­нено на «Гари­зим» и т.д. — всего около 6 тыс. несов­па­де­ний. Сама­ряне еже­годно празд­нуют на горе Гари­зим Пасху и др. рели­ги­оз­ные празд­ники, уста­нов­лен­ные в Книге Левит.
    Хри­стос вос­при­ни­мал сама­рян именно как отступ­ни­ков от истин­ной веры Изра­иля. Отправ­ляя уче­ни­ков на про­по­ведь, Он гово­рил им: «…на путь к языч­ни­кам не ходите, и в город Сама­рян­ский не вхо­дите» (Мф. 10, 5). Подоб­ное низ­ве­де­ние ере­ти­ков сама­рян до поло­же­ния нече­сти­вых языч­ни­ков наглядно харак­те­ри­зует глу­бину их заблуж­де­ний. В беседе с сама­рян­кой, отве­чая на ее вопрос, какая из двух вер более соот­вет­ствует истине (сама­рян­ство или иуда­изм), Гос­подь со всею опре­де­лен­но­стью заяв­лял: «Вы не зна­ете, чему кла­ня­е­тесь, а мы знаем, чему кла­ня­емся, ибо спа­се­ние от Иудеев» (Ин. 4, 22); здесь Он отож­деств­ляет Себя Самого, сло­вами «мы знаем», с вет­хо­за­вет­ною верою и прямо про­ти­во­по­став­ляет ее заблуж­де­ниям сама­рян. К тому же сами сама­ряне про­яв­ляли агрес­сию по отно­ше­нию к Сыну Божию, видя в нем только пра­во­вер­ного иудея. Ска­зано: «но там не при­няли Его, потому что Он имел вид путе­ше­ству­ю­щего в Иеру­са­лим» (Лк. 9, 53). Послед­няя исто­рия заслу­жи­вает осо­бен­ного нашего внимания.
    Неже­ла­ние со сто­роны сама­рян при­нять Хри­ста в свое селе­ние, так как «Он имел вид путе­ше­ству­ю­щего в Иеру­са­лим», наткну­лось на рез­кий про­тест со сто­роны апо­сто­лов Иакова и Иоанна, сии «сыны гро­мовы» потре­бо­вали све­сти огонь на головы сек­тан­тов-сама­рян: «Гос­поди! хочешь ли, мы ска­жем, чтобы огонь сошел с неба и истре­бил их, как и Илия сде­лал? Но Он, обра­тив­шись к ним, запре­тил им и ска­зал: не зна­ете, какого вы духа» (Лк. 9, 54–55). Ино­гда мы, хри­сти­ане, дей­стви­тельно забы­ваем, в каком вре­мени живем и каким Духом дви­жимы. Пра­во­слав­ная «Тол­ко­вая Биб­лия Лопу­хина» пояс­няет: «На гнев­ное заяв­ле­ние сынов Заве­де­е­вых, кото­рых Сам Гос­подь назвал сынами грома (Мк. 3, 17), желав­ших, подобно Илии про­року, низ­ве­сти огонь на нера­зум­ных сама­рян, Гос­подь отве­чает, что они не пони­мают, оче­видно, что, как уче­ники Хри­ста, живу­щие уже в Новом Завете, а не в Вет­хом, как Илия, они не должны при­бе­гать к тем суро­вым мерам вра­зум­ле­ния, к каким при­бе­гали про­роки Вет­хого Завета. И Илия также имел в себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе про­яв­ля­ю­щий Себя, чем Дух, под дей­ствием Кото­рого нахо­дятся уче­ники Хри­ста» (Тол­ко­вая Биб­лия… /Изд. пре­ем­ни­ков А.П. Лопу­хина. Сток­гольм, 1987. Т.3. С.186.).
    Гос­подь не оста­вил «сынов гро­мо­вых» без настав­ле­ния и вра­зу­мил их сле­ду­ю­щими сло­вами: «Сын Чело­ве­че­ский при­шел не губить души чело­ве­че­ские, а спа­сать» (Лк. 9, 56). Свя­тые Отцы пояс­няют: «Но Гос­подь, пока­зы­вая им, что Его Закон выше жизни Или­и­ной, запре­щает им и отво­дит их от такого образа мыс­лей, и, напро­тив, научает их пере­но­сить обиды с кро­то­стью» (Ком­мен­та­рий блж. Фео­фи­лакта на Лк. 9, 56.).
    Беседа Сына Божия с сама­рян­кой при­несла куда боль­ший резуль­тат. Ска­зано: «И мно­гие Сама­ряне из города того уве­ро­вали в Него по слову жен­щины, сви­де­тель­ство­вав­шей, что Он ска­зал ей все, что она сде­лала. И потому, когда при­шли к Нему Сама­ряне, то про­сили Его побыть у них; и Он про­был там два дня. И еще боль­шее число уве­ро­вали по Его слову» (Ин. 4, 39–41).
    Извест­ная притча о Доб­ром Сама­ря­нине (Лк. 10, 30–37) есть не что иное, как притча о доб­ром ере­тике и сек­танте. Именно так она и вос­при­ни­ма­лась совре­мен­ни­ками Иисуса Хри­ста. Гос­подь в нрав­ствен­ном отно­ше­нии ста­вит сек­танта — сама­ря­нина выше и пра­во­вер­ного свя­щен­ника, и пра­во­вер­ного левита. Именно доб­рый сама­ря­нин ока­зался под­лин­ным ближ­ним для постра­дав­шего от раз­бой­ни­ков. Увы! Но и в наше время мно­гие сек­танты в нрав­ствен­ном смысле стоят намного выше своих бого­слов­ских про­тив­ни­ков. Мно­гие из тех обви­не­ний, кото­рые неко­то­рые пра­во­слав­ные рели­гио­веды воз­во­дят про­тив сек­тан­тов, могут в боль­шей мере быть исполь­зо­ваны про­тив нас самих.
    Сама­ряне пред­став­ля­ются в Еван­ге­лиях и более бла­го­дар­ными по отно­ше­нию ко Хри­сту. Из десяти очи­щен­ных про­ка­жен­ных только один вер­нулся ко Хри­сту «и пал ниц к ногам Его, бла­го­даря Его; и это был Сама­ря­нин» (Лк. 17, 16).
    Еван­гель­ское уче­ние о сама­ря­нах и есть Еван­гель­ское уче­ние об отно­ше­нии Хри­ста к сек­тан­там (ере­ти­кам). Ни в коей мере не усту­пая им пер­вен­ство веры, Сын Божий, однако, часто ста­вит их в при­мер самим пра­во­вер­ным и выстра­и­вает мис­си­о­нер­скую работу с ними с пози­ции вни­ма­тель­ного и даже люб­ве­обиль­ного отно­ше­ния к ним самим. Воз­можно, именно из-за такой нрав­ственно выве­рен­ной системы отно­ше­ний с сама­ря­нами для неко­то­рых иудеев Хри­стос и Сам выгля­дит как «Сама­ря­нин». Ска­зано: «…Иудеи отве­чали и ска­зали Ему: не правду ли мы гово­рим, что Ты Сама­ря­нин…» (Ин. 8, 48).
    Мис­си­о­нер только тогда будет иметь успех в про­по­веди, когда поста­ра­ется насколько воз­можно отож­де­ствить себя с объ­ек­том про­по­веди. Хри­стос это сде­лал все­цело. Ска­зано: «Он, будучи обра­зом Божиим, не почи­тал хище­нием быть рав­ным Богу; но уни­чи­жил Себя Самого, при­няв образ раба, сде­лав­шись подоб­ным чело­ве­кам и по виду став как чело­век» (Флп. 2, 6–7).
    Только та про­по­ведь будет услы­шана, кото­рая учи­ты­вает все, даже субъ­ек­тив­ные, осо­бен­но­сти объ­екта про­по­веди. Ска­зано: «Ибо, будучи сво­бо­ден от всех, я всем пора­бо­тил себя, дабы больше при­об­ре­сти: для Иудеев я был как Иудей, чтобы при­об­ре­сти Иудеев; для под­за­кон­ных был как под­за­кон­ный, чтобы при­об­ре­сти под­за­кон­ных; для чуж­дых закона — как чуж­дый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но под­за­ко­нен Хри­сту, — чтобы при­об­ре­сти чуж­дых закона; для немощ­ных был как немощ­ный, чтобы при­об­ре­сти немощ­ных. Для всех я сде­лался всем, чтобы спа­сти по край­ней мере неко­то­рых» (1 Кор. 9, 19–22). Ап. Павел ради дела бла­го­вест­во­ва­ния отож­деств­лял себя даже с фари­се­ями (этими после­до­ва­тель­ными вра­гами Хри­ста и хри­сти­ан­ства); одна­жды он (ап. Павел) напи­сал о себе: «обре­зан­ный в вось­мой день, из рода Изра­и­лева, колена Вени­а­ми­нова, Еврей от Евреев, по уче­нию фари­сей» (Флп. 3, 5). Нам трудно до конца понять всю сте­пень само- отож­деств­ле­ния самого себя с заблуд­шими в жизни ап. Павла; ино­гда это дохо­дило и до само­от­ре­че­ния во Хри­сте, когда он (Павел) писал: «Я желал бы сам быть отлу­чен­ным от Хри­ста за бра­тьев моих, род­ных мне по плоти… (Рим. 9, 3). Иными сло­вами, он сам был готов нахо­диться в аду, только бы знать, что бра­тья его, род­ные по плоти, нахо­дятся в раю. А Сам Сын Божий и сошел во ад, при­няв на себя грехи мира «…и нахо­дя­щимся в тем­нице духам, сойдя, про­по­ве­дал» (1 Пет. 3, 19). Слу­же­ние про­по­веди заблуд­шим все­гда должно носить жерт­вен­ный харак­тер, так как это было и у Хри­ста, так как это было и у ап. Павла, ска­зав­шего: «Посему умо­ляю вас: под­ра­жайте мне, как я Хри­сту» (1 Кор. 4, 16).
    По уче­нию апо­сто­лов, «ере­тика, после пер­вого и вто­рого вра­зум­ле­ния, отвра­щайся» (Тит. 3, 10). «После пер­вого и вто­рого», — то есть, необ­хо­димо упо­тре­бить мак­си­мум уси­лий. Апо­столы не реко­мен­дуют про­яв­лять и чрез­мер­ную враж­деб­ность по отно­ше­нию к отпав­шим: «Если же кто не послу­шает слова нашего в сем посла­нии, того имейте на заме­ча­нии и не сооб­щай­тесь с ним, чтобы усты­дить его. Но не счи­тайте его за врага, а вра­зум­ляйте, как брата» (2 Фес. 3, 14–15). Так же ап. Павел реко­мен­дует про­яв­лять мило­сер­дие и к нахо­дя­щимся под дис­ци­пли­нар­ным (кано­ни­че­ским) запре­ще­нием: «Для такого довольно сего нака­за­ния от мно­гих, так что вам лучше уже про­стить его и уте­шить, дабы он не был погло­щен чрез­мер­ною печа­лью. И потому прошу вас ока­зать ему любовь» (2 Кор. 2, 6). Пред­ва­ри­тельно пре­дав его тело «…сатане во измож­де­ние плоти, чтобы дух был спа­сен в день Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста» (1 Кор. 5, 5).
    Общая тональ­ность рели­ги­оз­ных собе­се­до­ва­ний (даже нося­щих обли­чи­тель­ный харак­тер) не должна пере­хо­дить в гру­бые формы: «Гос­пода Бога свя­тите в серд­цах ваших; будьте все­гда готовы вся­кому, тре­бу­ю­щему у вас отчета в вашем упо­ва­нии, дать ответ с кро­то­стью и бла­го­го­ве­нием» (1 Пет. 3, 15). Но подоб­ное внешне мяг­кое отно­ше­ние к ере­ти­кам нико­гда в апо­столь­ском уче­нии все же не пере­хо­дило пре­де­лов дозволенного.
    Апо­стол Любви Иоанн Бого­слов учил: «Кто при­хо­дит к вам и не при­но­сит сего уче­ния, того не при­ни­майте в дом и не при­вет­ствуйте его. Ибо при­вет­ству­ю­щий его участ­вует в злых делах его» (2 Ин. 1, 10–11). Ап. Иуда при­зы­вал гну­шаться «…даже одеж­дою, кото­рая осквер­нена пло­тью» (Иуд. 1, 23). Конечно, здесь име­ются в виду руга­тели, «…посту­па­ю­щие по своим нече­сти­вым похо­тям» (Иуд.1,18). Но и весь стро­гий тон посла­ния ап. Иуды не избе­жал напо­ми­на­ния о мило­сер­дии к отпав­шим: «И к одним будьте мило­стивы, с рас­смот­ре­нием…» (Иуд. 1, 22).

    Ответить »
  • Лариса, 12.02.2014

    Спа­сибо…

    Ответить »
  • Лариса, 09.02.2014

    Отец Олег,
    я не напи­сала вся­кие подроб­но­сти, чтобы в ком­мен­та­риях не зани­мать места. Я очень жду Вашего ответа. Я знаю, что 13 фев­раля Вы будете в нашем городе, высту­пать с лек­цией. Соби­ра­юсь прийти. Если не смо­жете отве­тить сей­час, может быть, Вы что-то ска­жете в общих сло­вах на лекции?
    Изви­ните за настой­чи­вость. Спасибо.

    Ответить »
    • Прот. Олег Стеняев, 11.02.2014

      Свт. Иоанн Зла­то­уст писал о поспеш­ных ана­фе­мах: «Но кто ты, при­сво­я­ю­щий себе такую власть и вели­кую силу? Тогда сядет Сын Божий и поста­вит овцы одес­ную, а коз­лища ошуюю (Мф. 25, 31–33). Почему же ты при­сво­я­ешь себе такую честь, кото­рой удо­сто­ены только сонм апо­сто­лов и истин­ные и во всем точ­ные их пре­ем­ники, испол­нен­ные бла­го­дати и силы? И они, строго соблю­дая запо­веди, отлу­чали ере­тика от церкви, как бы истор­гая этим у себя пра­вый глаз, чем дока­зы­ва­ется их вели­кое состра­да­ние и собо­лез­но­ва­ние, как бы при отня­тии повре­жден­ного члена. Посему и Хри­стос назвал это истор­же­нием пра­вого глаза (Мф. 4, 29), выра­жая сожа­ле­ние отлу­ча­ю­щих… Объ­яс­няя тяжесть этого слова (ана­фема — О.С.), он (ап. Павел — О.С.) упо­тре­бил такое срав­не­ние: как облек­ший себя в цар­скую баг­ря­ницу про­сто­лю­дин — и сам и его сообщ­ники пре­да­ются смерти, как тираны; так, гово­рит он, и зло­упо­треб­ля­ю­щие опре­де­ле­нием Гос­под­ним и пре­да­ю­щие чело­века цер­ков­ной ана­феме под­вер­гают себя совер­шен­ной поги­бели, при­свояя себе досто­ин­ства Сына Божия». Далее Зла­то­уст дает совет, как надо обли­чать упор­ного ере­тика: «…без нена­ви­сти, без отвра­ще­ния, без пре­сле­до­ва­ния, но ока­зы­вая искрен­нюю и истин­ную любовь к нему… Ибо тот, кого ты решился пре­дать ана­феме, или живет и суще­ствует еще в этой смерт­ной жизни, или уже умер. Если он суще­ствует, то ты посту­па­ешь нече­стиво, отлу­чая того, кто еще нахо­дится в неопре­де­лен­ном состо­я­нии и может обра­титься от зла к добру; а если он умер, то — тем более. Почему? Потому, что он сво­ему Гос­по­деви стоит или падает (Рим. 14, 4), не нахо­дясь более под вла­стью чело­ве­че­скою» (Иоанн Зла­то­уст, свт. Тво­ре­ния. СПб., 1898. Т. 1. Кн 2. С. 762–765. ).

      Ответить »
  • Лариса, 08.02.2014

    Отец Олег, ска­жите, как в сле­ду­ю­щей ситу­а­ции посту­пить по Евангелию:
    несколько лет назад Гос­подь вывел меня из секты, помог воцер­ко­виться и не отпус­кает руку мою.
    Неко­то­рое время назад я опуб­ли­ко­вала в ЖЖ инфор­ма­цию (напи­сан­ную дру­гим чело­ве­ком), кото­рая может заста­вить заду­маться если не обо всем их уче­нии, но, по край­ней мере, о лич­но­сти главы этой секты.
    Недавно я полу­чила письмо от адво­ката лидера секты (он так пред­ста­вился) с тре­бо­ва­нием уда­лить это письмо, поскольку, по их мне­нию, в нем содер­жится кле­вета, оскорб­ле­ния, ложь. В про­тив­ном слу­чае, как он пишет, он подаст в суд, и я буду вынуж­дена выпла­тить зна­чи­тель­ную (пишет: огром­ную) мате­ри­аль­ную ком­пен­са­цию за при­чи­нен­ный ущерб.
    Инфор­ма­ция, кото­рую я раз­ме­стила, содер­жит только мне­ния того чело­века, кото­рый это напи­сал. Мои ком­мен­та­рии — сдер­жан­ные и бес­страст­ные. Кле­веты там нет. Орга­ни­за­ция — неком­мер­че­ская, о каком ущербе гово­рят — не пони­маю. Я напи­сала им, ука­зав на это. Но как дальше дей­ство­вать не знаю. Может быть, надо “не про­ти­виться”, уда­лить все и про­сто молиться о них?
    Может быть, надо отста­и­вать свое право писать об этом. (глава секты про­жи­вает в дру­гой стране, в Европе, но несколько раз при­ез­жал сюда и нашел себе последователей).
    Как Вы дума­ете, как мне сле­до­вало бы поступить?

    Ответить »
    • Прот. Олег Стеняев, 11.02.2014

      Св. Иоанн Зла­то­уст, рас­суж­дая о пра­во­слав­ных и сек­тан­тах, утвер­ждает: «И не говори мне таких бес­сер­деч­ных слов: “Что мне забо­титься? У меня нет с ним ничего общего”. У нас нет ничего общего только с дья­во­лом, со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами при­роду, насе­ляют одну и ту же землю, пита­ются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Вла­дыку, полу­чили одни и те же законы, при­зы­ва­ются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому гово­рить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сата­нин­ский, дья­воль­ское бес­че­ло­ве­чие. Не ста­нем же гово­рить этого и пока­жем подо­ба­ю­щую бра­тьям забот­ли­вость. А я обе­щаю со всей уве­рен­но­стью и руча­юсь всем вам, что если все вы захо­тите раз­де­лить между собою заботу о спа­се­нии оби­та­ю­щих в городе, то послед­ний скоро испра­вится весь… Раз­де­лим между собою заботу о спа­се­нии наших бра­тьев. Доста­точно одного чело­века, вос­пла­ме­нен­ного рев­но­стью, чтобы испра­вить весь народ. И когда налицо не один, не два и не три, а такое мно­же­ство могу­щих при­нять на себя заботу о нера­ди­вых, то не по чему иному, как по нашей лишь бес­печ­но­сти, а отнюдь не по сла­бо­сти, мно­гие поги­бают и падают духом. Не без­рас­судно ли, на самом деле, что если мы уви­дим драку на пло­щади, то бежим и мирим деру­щихся, — да что я говорю — драку? Если уви­дим, что упал осел, то все спе­шим про­тя­нуть руку, чтобы под­нять его на ноги; а о гиб­ну­щих бра­тьях не забо­тимся? Хуля­щий свя­тую веру — тот же упав­ший осел; подойди же, под­ними его и сло­вом, и делом, и кро­то­стью, и силою; пусть раз­но­об­разно будет лекар­ство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спа­се­ния и ближ­ним, то вскоре ста­нем желан­ными и люби­мыми и для самих тех, кто полу­чает исправ­ле­ние» (Иоанн Зла­то­уст, свт. Тво­ре­ния. СПб. Т. 2. С. 25–26.).
      Итак, свт. Иоанн Зла­то­уст уве­ще­вает нас быть забот­ли­выми бра­тьями для тех, кто заблу­дился. Конечно, мы не можем общаться с ними в молит­вах, таин­ствах и обря­дах, но сви­де­тель­ство­вать им о Пра­во­сла­вии мы обязаны.

      Ответить »
  • Ната­лья, 15.01.2014

    О. Олег, спа­сибо за вашу любовь к нам; за ясные,простые проповеди.….

    Ответить »
    • Прот. Олег Стеняев, 15.02.2014

      Реко­мен­дую: Лек­ции Солод­кова Андрея Ива­но­вича, по Сек­то­ве­де­нию, на сайте “Азбука Веры”.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки