Скрыть
И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова

Вот, удивительно, почему царь послушал Илию, который просил его собрать всех людей; и почему люди смиренно повиновались ему, несмотря на то, что он нещадно корил их за их мерзости; и почему он получил одобрение на состязание с пророками Ваала. Верно то, что они не могли избежать встречи с ним, и в действительности даже искали её, если является правдой то, что говорят некоторые учёные. Мы ведь знаем, что и в наше время лжецы и обманщики делают то же самое. Итак, они думали, что пророки Ваала сделают жертвенник и скроют в нём человека, чтобы он по их знаку зажег огонь, который поглотит дрова и тельца на жертвеннике. Будучи уверенными в своём замысле, они пришли состязаться, предвкушая радость грядущей победы и провоцируя Илию.

Комментарии на 3-ю книгу Царств

Феодорит Кирский, блж. (†457)

21. И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова.
21. И приведе́ ко всѣ́мъ и́мъ илiю́, и рече́ и́мъ илiа́: доко́лѣ вы́ хра́млете на о́бѣ плеснѣ́ ва́шы? а́ще е́сть Госпо́дь Бо́гъ, иди́те вслѣ́дъ его́: а́ще же Ваа́лъ е́сть, то́ иди́те за ни́мъ. И не отвѣща́ша лю́дiе словесе́.

[Вопрос] Как должно разуметь сказанное: «доколе вы храмлете на обе плесне ваши»?
[Ответ] Израильтяне и Богу поклонялись, и служили идолам, почему и присовокупил пророк: «если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте», – т.е. Богу неугодно, чтобы чтимы были лжеименные боги, да и они не терпят, чтобы поклонялись истинному Богу. А вы делаете то и другое и ни к кому не сохраняете твердого благорасположения.

Толкование на 3-ю книгу Царств

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова

Храмлете на обе стороны, то есть то Богу работаете, то Ваалу (Ср.: 3Цар. 18:21), или - то Богу, то чреву.

Дневник. 1863-1864

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святых иконах

Как Сам Христос был и камнем утверждения для верующих, и камнем преткновения и соблазна для неверных и соблазнившихся, так и Его Священное Писание верным – воистину КАМЕНЬ УТВЕРЖДЕНИЯ и духовного созидания, неверным же, или зловерным, – КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ И СОБЛАЗНА, как об этом мы уже говорили вначале. Поэтому предстоит нам дело рассмотрения, чтобы отчетливо увидеть преткновение об этот камень и послушать претыкающихся, а дай Боже, и исправить.

Уподобляют нас противники иудеям и еллинам и говорят, что иудеи и еллины не почитали своих идолов как богов, но в идолах почитали истинного Бога. Ибо когда иудеи сделали тельца в Хориве, в том тельце почитали Бога, говоря: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! (Исх.32:4). Здесь они ясно говорят, что в тельце почитают того Бога, который вывел их из земли Египетской. Еллины также в своих идолах почитали Бога, ибо, когда их обличали о поклонении идолам как богам, они говорили, что не почитают самого идола как бога, но почитают того, кого изображает идол.
Отсюда противники выводят, что мы подобны иудеям и еллинам, ибо и мы икону Христову не почитаем как Бога, но почитаем как Бога Того, Кого икона изображает. Поэтому в почитании икон иудействуем и еллинствуем, по лживому мнению наших противников. 

Вся суть ответа состоит в том, чтобы показать, что иудеи и еллины почитали своих идолов как богов. Ибо когда мы покажем это, явной станет и ложь противников наших, и отличие нас, православных, от иудеев и еллинов, поскольку мы святые иконы не обожествляем.

Итак, покажу из Священного Писания, что иудеи и еллины своих идолов почитали богами.
Исход, глава 32. Говорят иудеи Аарону: сделай нам бога, который бы шел перед нами (Исх.32:1). И когда увидели отлитого тельца, воззвали: вот бог твой, Израиль (Исх.32:4).
3-я книга Царств, глава 12. То же говорят иудеи о двух золотых телицах: вот боги твои, Израиль (3Цар.12:28).
Книга пророка Иеремии, глава 2. Иудеи говорят дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня» (Иер.2:27). Видите ли, противники, что иудеи своих идолов называли богами и почитали их как богов?
И если бы они в идолах почитали истинного Бога, как вы говорите, то не забыли бы Того, о Ком идол якобы напоминал им. Но что говорит Писание? Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя (Втор.32:18). И еще: И сделали тельца у Хорива, и поклонились истукану... И забыли Бога, Спасителя своего (Пс.105:19, 21). И еще: удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились, и не сказали: «где Господь, Который вывел нас из земли Египетской?» (Иер.2:5–6). И еще: говорит Илия иудеям: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте (3Цар.18:21). Здесь Ваал ясно противопоставляется Богу истинному. Поэтому, когда иудеи почитали Ваала, идола, ясно, что не почитали Бога истинного. И еще: приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали (Втор.32:17).

Из этих мест Писания не ясно ли, что иудеи самих идолов почитали как богов, а не в идолах, как вы говорите, почитали и славили Бога истинного? Как развращенные иудеи, так и еллины своих идолов называли богами. Послушай, что говорит Писание в Книге пророка Даниила: славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных (Дан.5:4). И еще в Книге Премудрости Соломона: надежды их  на бездушных, которые называют богами дела рук человеческих (Прем.13:10). Но так как пророки в своем Писании гремят на иудеев и еллинов, что идолы не есть боги, ясно, что иудеи и еллины веровали, что они боги. То же читаем и в Деяниях апостольских, где Павел учит, что делаемые руками человеческими не суть боги (Деян.19:26). Если же так учит, не ясно ли, что иудеи и еллины думали и веровали противоположное этому, что идолы есть боги?

Из этих многих доказательств явной становится ваша ложь, противники, ясно же становится и безмерное отличие нас, православных, от иудеев и еллинов. Они своих идолов почитали богами, мы же святые иконы богами не называем и саму икону Христа Бога нашего не считаем Богом, но, почитая образ, возводим ум на первообразное. Они привыкли просить своих идолов как подателей благ, мы же знаем, что: Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (Иак.1:17). Икона же только побуждение нам, и напоминающий образ, и как бы лестница, возводящая наш ум к Подателю всех благ. Они возлагали надежду на своих идолов, о чем говорит псалмопевец: Подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них! (Пс.113:16). Нам же да не будет такого безумия, чтобы возлагать надежду на образ, но только на первообразное.
Поэтому вы солгали на свою голову, противники, уподобляя нас иудеям и еллинам, равняя свет с тьмою, показали свою ненависть и неразумие. Но погубит Господь всех, говорящих ложь (Пс.5:7).
 

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 21-25 И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова. И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек. пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ и сказал: хорошо. И сказал Илия пророкам Вааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте

Ввиду предстоящего испытания силы Иеговы и Ваала пророк Илия упрекает народ за допущенный им религиозный синкретизм - одновременное служение Иегове и Ваалу (ср. блаж. Феодорит, вопр. 57): выражение «долго ли вам хромать на оба колена», имеющее характер пословицы, заключает в себе ту мысль, что чистое идолослужение в некотором отношении лучше безразличного колебания между религией Истинного Бога и культом Ваала. Не получив ответа на свой упрек от народа, пророк указывает (ст. 22), что он здесь один из пророков Иеговы (в других местах Израильского царства оставались и еще пророки Иеговы, ср. ст. 4, 13; 4Цар II:3, 5), а пророков Ваала - 450. (LXX добавляют в ст. 22: καὶ οἱ προφῆται τοῦ ἄλσους τετρακόσιοι; слав.: и пророков дубравных четыреста; добавление, видимо, заимствованное из ст. 19: жрецы Астарты-Ашеры не присутствовали на Кармиле, как видно и из ст. 25, 40). К ним и обращается пророк с предложением, ст. 23-25, принести здесь жертвы: жрецы - Ваалу, а пророк - Иегове, - при равных условиях (не подкладывая огня, ст. 23, 25), причем пророк предоставляет жрецам принести жертву прежде него (ст. 25), «чтобы постыжденные служители лжи не сказали, будто Ваал огорчился, что не ему первому воздан дар» (блаж. Феодорит, вопр. 58), а вместе и с той целью, чтобы впечатление силы и величия Иеговы, при ниспослании Им огня (ст. 24; ср. 38), более запечатлелось в сознании народа - после того как ранее будет показано ничтожество Ваала.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible