Скрыть
И сказал Илия пророкам Вааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

25. И сказал Илия пророкам Вааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте.

[Вопрос]  Для чего Илия повелел жрецам Вааловым выбрать тучного вола и первым им совершить жертвоприношение? 
[Ответ] Истинный Бог ни в чем этом не имеет нужды. Поэтому, чтобы постыженные служители лжи не сказали, будто бы Ваал огорчился, что не ему первому воздан дар, Илия уступил им первенство. Но поскольку при всем этом ничего они не сделали, "А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уши, но не слышат;" (Пс.113:12-14), то, посмеиваясь над ними, пророк сказал: «кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!» (3Цар.18:27), – т.е., вероятно, Ваал спит, или другим чем распоряжается, или занят иным делом, а потому не слышит, когда призывает его один. Посему надлежит вопиять всем вообще, чтобы громкий вопль прогнал его сон. Увлекшись сими словами, сии крайне несмысленные подняли общий вопль, крояхуся ножами и бишася бичми до пролития крове своея, потому что губители человеков, будучи кровожадны, услаждаются человеческою кровью, а потому жрецы и угождали им таковым кровопролитием. Сие дал видеть и писатель, сказав: «кололи себя по своему обыкновению» (3Цар.18:28). Так обнаружив обольщение их и тем, что уступил им первенство, и тем, что отдал им почти весь день, при самом захождении солнца – сие дает видеть история, ибо сказано: «Прошел полдень, а они всё еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения» (3Цар.18:29), – Илия собрал весь народ и повелел по числу колен не десять, но двенадцать принести камней, воссоздал Божий алтарь раскопанный (3Цар.18:32) и, возложив дрова, положил и жертву, а вокруг ископав ров, сделал водоем. Еврейский писатель назвал сие «фаала», а Иосиф именует приемником. К дровам же принес Илия не огонь, но воду, ибо велел по числу также колен принести водоносы и, наполнив их водою, возливал на жертву, и не однажды или дважды только, но сделал это трижды, снова числом сим указуя на достопоклоняемую Троицу. Наконец, возопив, умолял Бога отцов показать превосходство, обратить обольщенный народ и Богоданным огнем предать жертву всесожжению. И молитва не была еще окончена, как низошел огонь и поял не дрова только и жертву, но и персть, и воду, и камни (3Цар.18:38), чтобы Божий алтарь не был поруган, когда нечестивые станут приносить на нем жертвы демонам. По совершении сего чуда Илия повелел умертвить художников лжи и тогда уже разрешил облака от болезней рождения.

Толкование на 3-ю книгу Царств

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 21-25 И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова. И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек. пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ и сказал: хорошо. И сказал Илия пророкам Вааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте

Ввиду предстоящего испытания силы Иеговы и Ваала пророк Илия упрекает народ за допущенный им религиозный синкретизм - одновременное служение Иегове и Ваалу (ср. блаж. Феодорит, вопр. 57): выражение «долго ли вам хромать на оба колена», имеющее характер пословицы, заключает в себе ту мысль, что чистое идолослужение в некотором отношении лучше безразличного колебания между религией Истинного Бога и культом Ваала. Не получив ответа на свой упрек от народа, пророк указывает (ст. 22), что он здесь один из пророков Иеговы (в других местах Израильского царства оставались и еще пророки Иеговы, ср. ст. 4, 13; 4Цар II:3, 5), а пророков Ваала - 450. (LXX добавляют в ст. 22: καὶ οἱ προφῆται τοῦ ἄλσους τετρακόσιοι; слав.: и пророков дубравных четыреста; добавление, видимо, заимствованное из ст. 19: жрецы Астарты-Ашеры не присутствовали на Кармиле, как видно и из ст. 25, 40). К ним и обращается пророк с предложением, ст. 23-25, принести здесь жертвы: жрецы - Ваалу, а пророк - Иегове, - при равных условиях (не подкладывая огня, ст. 23, 25), причем пророк предоставляет жрецам принести жертву прежде него (ст. 25), «чтобы постыжденные служители лжи не сказали, будто Ваал огорчился, что не ему первому воздан дар» (блаж. Феодорит, вопр. 58), а вместе и с той целью, чтобы впечатление силы и величия Иеговы, при ниспослании Им огня (ст. 24; ср. 38), более запечатлелось в сознании народа - после того как ранее будет показано ничтожество Ваала.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible