Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 16-17 Сих же не разумеша ученицы Его прежде: но егда прославися Иисус, тогда помянуша, яко сия быша о Нем писана, и сия сотвориша Ему. Свидетелствоваше убо народ, иже бе (прежде) с Ним, егда Лазаря возгласи от гроба и воскреси его от мертвых

Сих же не разумеша ученицы Его, яко сия быта о Нем писана (ст. 16). Видишь ли, что ученики многого не понимали, когда Он Сам не открывал им? Так и тогда, когда сказал Он: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (2:19), ученики также не поняли. И другой евангелист говорит, что слово Его было сокровенно для них и что они не знали, что Ему надлежит воскреснуть из мертвых (Лк. 18:34). Но это по справедливости было сокрыто от них, – почему другой евангелист и говорит, что они всякий раз, как слышали об этом, скорбели и печалились, потому что не разумели тайны воскресения. Это, говорю, по справедливости было сокрыто от них, так как превышало их понятия. Но отчего же не было открыто им и знаменование ослицы? Оттого, что и это было дело великое.

Заметь же любомудрие евангелиста: он не стыдится выставлять на вид прежнее их неведение. Что было написано, это они знали, а что написанное относилось к Христу, этого не знали. Их соблазнило бы то, что Он, будучи Царем, должен был столько претерпеть и подвергнуться такому предательству. А с другой стороны, они не уразумели бы вдруг учения о Царстве, о котором Он говорил. По словам другого евангелиста, они думали, что Он говорит об этом царстве. Свидетельствоваше убо народ, что Он воскресил Лазаря (12: 17). Народ, говорит, в таком множестве не обратился бы вдруг, если бы не уверовал в чудо.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 17-18 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо

Когда стадная толпа народа услыхала о случившемся, она благопослушно доверяется свидетельствовавшим о том, что воскресил Лазаря Христос и разрушил власть смерти, как пророки сказали, поэтому и встретили Его.

[Следовательно, по необходимому порядку было наконец то, что Господь совершил чудо с Лазарем, чтобы по этому недавно случившемуся поводу был сильнее почтен от народа, а фарисеи, чрезмерно мучаясь этою честью, составили бы замысел против него и таким образом совершилось бы страдание, что и случилось. Так сказали фарисеи к самим себе: видите, что ничего не успеваете]. Видят, что напрасно возражают против веры в Христа, тщетно отклоняют верующих то рассуждениями, то угрозами: все это, говорят, бесполезно, если не обратятся к умерщвлению Его. Вот, говорят, весь народ следует за Ним.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VIII

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

Народ, видевший чудо над Лазарем, свидетельствовал и проповедовал о силе Иисуса.

Николай Сербский, свт. (†1956)

Ст.16-18 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо

Да и вообще, весьма мало понимали ученики из всего того, что происходило с их Учителем, доколе Он не «отверз им ум к уразумению» (Лк. 24:45) и доколе не озарил их Дух Божий в виде огненных языков. Только тогда они все уразумели и все вспомнили.

Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. Здесь речь идет о двух группах людей: о тех, которые как свидетели присутствовали при воскрешении Лазаря в Вифании, и о всех прочих, сошедшихся в Иерусалим и слышавших от первых о чуде над Лазарем. Одни свидетельствовали, а другие из-за свидетельства сего вышли и встретили Его. И пока дым от жертв поднимался у храма Соломонова; пока скучающие книжники препирались о мертвой букве закона Моисеева; пока отупевшие священники горделиво отдавали распоряжения о порядке торжеств; пока старейшины народные надувались и демонстрировали себя народу, словно были убеждены, что все эти люди собрались ради них; и пока левиты пунктуально и с удовольствием отделяли им предназначенные части жертв – в то время народ жаждал чуда и Чудотворца. Посему ныне необозримое море людское поворачивается спинами к храму Соломонову, к жертвенникам и священникам и ко всему этому бессильному механизму неестественного городского общества; повернувшись ко всему тому спинами, люди обращают лица свои к горе Елеонской, откуда сходит Чудотворец. Ибо чем могут помочь мертвые башни иерусалимские, с живыми мертвецами в них, алчущей и жаждущей душе народной, ищущей окна на затворенном небе и видения Бога живаго? Обе гордости, исполнявшие и переполнявшие Иерусалим, и римская, и фарисейская, не могли ни одного волоса сделать белым или черным. А се, по горе Елеонской спускается Тот, Кто гласом Своим вызвал из гроба четверодневного мертвеца, воскресив его из мертвых и возвратив из гробового тлена!

О, если бы и мы все отвратили дух свой от гордого, но бессильного механизма мира сего и устремили его к Горе Небесной, ко Христу Царю! О, если бы и мы возложили все упование наше на Него единого! Душа наша ищет Победителя смерти, коей вся вселенная сама, своими силами, победить не может. Христос есть сей Победитель. Душа наша алчет и жаждет Царя смиренного и сильного, смиренного из-за Своей силы и сильного Своим смирением; Царя, Который является личным другом каждого из нас; Царя, власть Которого безгранична и человеколюбие безмерно. Такой Царь – Господь Иисус Христос. Так воскликнем же Ему все: осанна! Да будет Ему честь и слава, со Отцем и Святым Духом – Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Беседы. Неделя шестая Великого поста, ваий (цветоносная). Евангелие о разделении стада в присутствии Пастыря

Евфимий Зигабен (†1118)

Свидетельствоваше убо народ, иже бе (прежде) с Ним, егда Лазаря возгласи от гроба и воскреси его от мертвых

Свидетельствовал народ о чуде воскрешения Лазаря.

Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)

Ст. 17-18 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Народ, бывший с Ним в Вифании и пришедший во Иерусалим, видев и будучи уверенным в Лазаревом воскресении, свидетельствовал в Иерусалиме, что истинно Иисус Христос вызвал Лазаря из гроба, говоря: «Лазаре, гряди вон!» (Ин.11:43) и воскресил его из мертвых. Но поскольку и прежде сего свидетельства слышно было в Иерусалиме, что Господь Иисус сотворил это чудо, оттого множество народа, находившееся во Иерусалиме, вышло оттуда и встретило Его с пальмами и ветвьми.

Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами, часть 2

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

Путь к Иерусалиму. (Мф.21:1-9, Мк.11:1-10, Лк.19:29-44, Ин.12:12-19)

   На другой день после вечери в доме Симона прокаженного, т.е. в первый день недели перед Пасхою (Ин.12:1), Иисус Христос открыл торжественное, царственное шествие в Иерусалим. Об этом событии евангелисты рассказывают в общем очень согласно. Однако же каждый из них сообщает здесь некоторые особенные обстоятельства, так что только из снесения и соединения их сказаний получается одно обстоятельное повествование. Так, время дня, в которое совершилось вшествие Иисуса Христа в Иерусалим, как царя Израилева, указывается у ев. Марка: это было в послеполуденное время, ибо, войдя в храм, Иисус Христос не мог долго оставаться в нем, потому что время было уже позднее (Мк.11:11).
   Место, откуда началось шествие Господа, вполне точно определяется только у ев. Иоанна, так как он один передает, что Иисус Христос пред этим событием день пробыл в Вифании; другие евангелисты, изображающие шествие Иисуса Христа в Иерусалим из Заиорданской страны безостановочным, указывают то Виффагию (Мф.), то Виффагию и Вифанию вместе (Мк., Лк.), как селения, откуда шествие Господа приняло торжественный характер. Так как у ев. Матфея нет упоминания о Вифании, то из его повествования яснее можно видеть, что селение, откуда ученики, по повелению Господа, должны были привести ослицу и осленка, была Виффагия. Это же должно заключать и из рассказа ев. Иоанна, так как по нему, нахождение И. Христом молодого осла совершилось уже во время пути из Вифании (Ин.12:12-14).
   Относительно числа животных, приведенных к Иисусу учениками, находится точное указание только у ев. Матфея: тогда как все другие евангелисты обращают внимание на то, что осел, на которого воссел Иисус, был молодой, на которого никто из людей не садился, ев. Матфей сообщает точно, что к Иисусу были приведены ослица и осленок. Но зато у других евангелистов, при неупоминании об ослице, нет ничего неясного в том, на которое из двух животных воссел Иисус; евангелист же Матфей ясно на это не указывает, он говорит: «Привели ослицу и молодого осла, и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их» (Мф.21:7), т.е. одежд. А приведенный ев. цитат из пр. Захарии (Мф.21:5, Зах.9:9) по первом впечатлению можно понять так, что Мессия, творя царственное шествие в Иерусалим, восседал одновременно и на ослице, и на осленке. Однако же это место у пр., сообразно с свойствами еврейского параллелизма, следует читать так: «Се Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и собственно на молодом осле, сыне подъяремной». Затем у ев. Иоанна вовсе опущены обстоятельства нахождения И. Христом молодого осла; об этом передают первые три евангелиста и из них особенно подробно ев. Марк, у которого находятся даже такие частные черты, что ученики Иисуса «нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице» (Мк.11:4).
    Когда началось торжественное шествие Иисуса Христа на молодом осле, которого ученики покрыли своими одеждами, народ устилал дорогу и своими одеждами и древесными ветвями. При этом ев. Лука сообщает ту частную черту, что народный восторг особенно усилился и сопровождавшие Иисуса начали велегласно прославлять Его, как Царя Израилева, в то время, когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской (Лк.19:37), когда, следовательно, взору путешественников открылся во всей своей красе и величии Иерусалим, столица прославляемого ими Царя Израилева. К этому, быть может, нужно присоединить указание ев. Иоанна, что «множество народа, пришедшего в Иерусалим на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, ваяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна» и проч. (Ин.12:12-13).
    Народные восклицания передаются у евангелистов несколько различными словами, именно потому, что эти восклицания и на самом деле были по слововыражению не одинаковы: «Осанна Сыну Давидову (т.е. Мессии)! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф.21:9, почти тоже Мк.11:9-10, Ин.12:13). «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних» (Лк.19:38). Ев. Лука указывает на причины такого народного восторга по отношению к лицу Иисуса Христа: «Все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какия видели они» (Лк.19:37). А ев. Иоанн свидетельствует, что особенно сильной причиной народного возбуждения было воскрешение Лазаря, не очень давно совершенное И. Христом и бывшее еще у всех в памяти и предметом всеобщей молвы (Ин.12:17-18). Эти же два евангелиста указывают на то, как отнеслись к событию фарисеи – враги Иисуса Христа: между собою они говорили: «Видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идет за Ним» (Ин.12:19), а Иисуса Христа они призывали запретить народу такими восклицаниями сопровождать Его. На это Иисус Христос отвечал следующим присловием: «Сказываю вам, что если они умолкнут, камни возопиют», (Лк.19:39-40), т.е. слава Иисуса Христа, как богопосланного Мессии, так очевидна, что если бы разумные существа, люди, не захотели узнать и признать ее, то предметы неразумной природы в своих чрезвычайных явлениях обличили бы их несправедливость.
 Когда же приблизился И. Христос к городу, то, смотря на него, заплакал о нем, – заплакал о печальной судьбе, ожидающей Иерусалим за неверие его жителей (Лк.19:41-44). Настоящий день Своего открытого царственного входа в Иерусалим Иисус Христос считает особенно знаменательным для Израиля. Последнему было обетовано от Бога ниспослание из потомков Давида Царя, который долженствовал принесть мир народу своему. Вследствие того, что понятие о теократическом царе, каковым долженствовал быть Мессия по истинному смыслу ветхозаветных обетований и пророчеств, у современных иудеев извратилось в плотское представление о чисто земном царе-завоевателе, – Иисус Христос до сих пор и Сам прямо не высказался о Себе, как Мессии, и другим (изгоняемым из людей бесам, исцеляемым больным, апостолам) воспрещал открыто исповедывать Себя Мессиею.
   Однако же, если бы И. Христос так и закончил Свое земное служение, не заявивши Себя прямо тем, кем Он был на самом деле, неверие иудеев на суде Божием имело бы для себя некоторое оправдание. Поэтому пред концом Своего служения Иисус Христос дает полный простор народному энтузиазму, открыто заявляет Себя Сыном Давидовым и приемлет в этом смысле славословие от народа. «О, если бы и ты, Иерусалим, до сих пор проявлявший такое ожесточение и неверие, хотя бы в сей великий для тебя день узнал, что служит миру твоему!» Но Иисус Христос провидит духом Своим, что сие сокрыто ныне от глаз несчастного города, что и это знаменательное событие не обратит его на путь истины, и за то предсказывает ему конечное разрушение.

Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 17-19. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним
 

В сих стихах евангелист указывает связь события входа Иисуса Христа в Иерусалим с событием воскресения Лазаря, как причиной такой Его встречи народом и – с решением фарисеев, как его следствием,
– Народ, бывший с Ним прежде: т. е. в Вифании, это уверовавшие в Него иудеи (Ин.12.10-11) и жители Вифании, которых часть, вероятно, сопровождала Его теперь из Вифании в Иерусалим.
– Свидетельствовал, что Он и пр.: свидетельствовал потому, что сам видел воскрешённого Лазаря, может быть, сам был свидетелем чуда, и, во всяком случае, имел возможность знать о чуде от очевидцев. Этот народ свидетельствовал и прежде входа, когда бывал в Иерусалиме, свидетельствовал и пред жителями Иерусалима и пред пришельцами, свидетельствовал и теперь при входе, прославляя это великое чудо и самого Чудотворца, свидетельствовал и пред теми пилигримами, которые только что в это время проходили Вифанией к Иерусалиму и сопровождали Господа. Таким образом, славою этого чуда исполнен был и Иерусалим и окрестности, и в этом для народа была причина, почему он так торжественно встретил и сопровождал чудотворца и приветствовал Его как Мессию своего.
– Фарисеи же – представители особенно враждебной Господу партии – говорили между собою или, точнее – к себе самим: их сильно, как видно, поразила эта торжественная встреча Христа народом, и в смятении, растерявшись, они упрекают сами себя и друг друга. Первые евангелисты передают несколько частных случаев выражения их злобы против Христа при сем, Иоанн кратко изображает вообще их душевное состояние.
– Видите ли: указание на неожиданное зрелище, которого они были свидетелями. Смущение, страх, злоба дышат в каждом их слове.
– Не успеваете ничего: при тех мерах, какие доселе употреблялись против Христа. Видите ли, понимаете ли, убедились ли, что те мероприятия, какие доселе были употреблены, не действительны, не ведут ни к чему, совсем не годятся? – Решительно становятся на сторону Каиафина совета (Ин.12.11 и далее). 
– Вот весь мир идёт за Ним: точнее – отошёл за Ним, т. е. отпал от нас, вышел из повиновения нам, не слушается нас и стал последователем Его.
– Весь мир – в выражении слышится безнадёжность, отчаяние, порождённое, конечно, более страхом, чем действительностью. Весь народ, думается им, и жители Иерусалима и пришельцы, стали Его последователями; следовательно, заключают они, нужно принять более решительные меры, иначе сбудется то, что говорил Каиафа (Ин.11:49-50). Во всяком случае, из этого преувеличения – весь мир – нужно заключить, что не «одни ученики Господа ликовали при Его входе, но огромная масса народа восторженно встретила Его. Увы, опасения фарисеев, порождённые страхом, не сбылись: чрез несколько дней народ кричал уже не – осанна...

 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 17-18  Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. 
 

В стихах 17 и 18 по-видимому надо различать народ: «бывший с Ним прежде», от народа, который «слышал, что Он сотворил это чудо». Первый несомненно очевидец воскресения Лазаря. Сей народ свидетельствовал, т. е. утверждал, что он своими очами видел воскресение и своими ушами слышал властное слово Господа. И в устах народа рассказ о событии превосходно и картинно рисует им слышанное и виденное. «вызвал из гроба Лазаря», и «воскресил его из мертвых». В народе очень хорошо понимали, что вызов мертвого из гроба не исчерпывал величия чуда; полнота его заключалась в даровании мертвому второй жизни, а дарование жизни могло принадлежать только одному Богу. Те, которые так рассказывали, очевидно сами слышали глас Господа: «Лазарь! иди вон» (Ин.11:43), и в первую минуту ими овладел ужас, а в следующую за тем минуту радость несказанная наполнила сердца их, ибо они почувствовали себя перед лицом Бога во плоти.

Те же, кои «слышали», со вниманием и умилением и верою внимали словам очевидцев и возрадовались духом и пошли с пальмовыми ветвями встречать Царя своего и Бога.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-19 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним

«Народ», т. е. толпа народа (ὁ ὄχλος), бывшая в Вифании при воскрешении Лазаря; разъяснял «народу», т. е. опять толпе (ὁ ὄχλος), которая встречала Христа в воротах Иерусалима, что сделал Господь в Вифании. Этим и объясняет евангелист восторг, с которым встречен был Христос. Фарисеям тогда показалось, что уже «весь мир» или весь народ идет за Христом, и они побуждают этими соображениями друг друга к более решительным действиям против Христа.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible